1 На правах рукописи
Верейкина Светлана Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
К МЕЖВЕДОМСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
социальное воспитание, уровень профессионального образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва — 2012
2Работа выполнена на кафедре социально-педагогических технологий Московского городского психолого-педагогического университета.
Научный руководитель: | Иванов Валерий Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент |
Официальные оппоненты: | Михайловский Виктор Григорьевич доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета; Каменева Елена Григорьевна кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе Оренбургского государственного педагогического университета. |
Ведущая организация: | Уфимский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова |
Защита состоится 23 мая 2012 г. в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.02 при ГОУ ВПО Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2 а, ауд. 206.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
Автореферат разослан "____" 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | О. Г. Федоров |
3 Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современные и противоречивые преобразования российского образования и общества в целом вызвали необходимость интеграции усилий различных социальных институтов, решающих социально-педагогические задачи. Органами государственного управления в конце 80—90-х годов принимаются конкретные меры, направленные на упорядочение системы работы всех социальных институтов с различными категориями населения, с семьями, детьми подростками на межведомственной основе. В своем видении новой российской школы Президент России, выступая на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, дал ей такую характеристику: «Новая школа — это школа для всех, это центр взаимодействия, как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями социальной сферы». Это требует наличия в образовательных учреждениях новых кадров, способных организовать такое взаимодействие с социальными институтами района, города, области и с социумом в целом. Эту задачу способны решать социальные педагоги, чья роль и ответственность еще более возрастает с введением новых образовательных стандартов, в соответствии с которыми в его основные профессиональные обязанности входит обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации воспитанников (ФГОС 2005) и одной из ключевых компетенций является организация посредничества между обучающимися и социальными институтами (ФГОС 2010).
Новые условия выдвигают и новые требования к качеству подготовки специалистов к социально-педагогической деятельности, где значительный вес принадлежит развитию коммуникативной готовности личности, обладающей не только профессиональными навыками, но и умеющей устанавливать контакты, владеть искусством слова и культурой коммуникативного поведения, организовывать взаимодействие с людьми и межведомственное взаимодействие. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, которому нужна его помощь, поэтому наличие у него коммуникативных качеств — способность быстро и эффективно строить общение, имеет важное профессиональное значение. Ведущей составляющей профессиональной готовности к осуществлению межведомственного взаимодействия является коммуникативная готовность специалиста, которая понимается учеными как комплексное интегративное качество специалиста, как сплав теоретических, технологических и личностных компонентов. Положительную динамику процессу формирования коммуникативной готовности придают внутриличностные свойства личности, такие как коммуникативные потребности, коммуникативная активность и коммуникативная рефлексия.
В условиях смены образовательных парадигм, профессиональная деятельность социального педагога существенно усложняется, актуализируя социально-педагогический подход к процессу профессиональной подготовки
4социальных педагогов и ресурсы личности, как необходимые условия эффективного использования потенциала социума.
Особенности социально-педагогической деятельности отражены в исследованиях В. Г. Бочаровой, Н. С. Моровой, В. А. Мудрика, Л. В. Мардахаева, Р. В. Овчаровой, В. С. Торохтия.
В области профессиональной подготовки объектом изучения являются отдельные коммуникативные умения и навыки социального педагога (А. И. Арнольдов, Г. А. Воронин, И. Л. Клемантович, Г. В. Никулина, Т. В. Пушкарева, П. А. Шептенко и др.).
Опираясь на исследования, в которых рассматриваются вопросы профессиональной деятельности и профессиональной подготовки специалистов в области образования В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. Д. Щадрикова, И. А. Зимней, Г. И. Хозяинова и др., мы рассматриваем «коммуникативную готовность» как интегративное и динамичное качество специалиста и включающую ценностный, когнитивный, мотивационный, деятельностный компоненты.
Несмотря на многообразие подходов к рассмотрению проблемы, до сих пор не выработано целостное содержание коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию, формы и методы ее формирования во внеучебной деятельности. Анализ литературных источников, научных трудов по проблеме межведомственного взаимодействия специалистов социальной сферы позволил выявить ряд противоречий:
— между непрерывно возрастающей ролью межведомственного взаимодействия и недостаточным теоретическим обоснованием социально-педагогических форм и инновационных методов формирования коммуникативной готовности специалистов во внеучебной деятельности вуза;
— между необходимостью стимулирования, расширения процесса реализации потенциала социальных учреждений и неэффективным его использованием в подготовке специалистов во внеучебной деятельности;
— между возможностями современной практики будущих социальных педагогов участвовать в развитии межведомственного взаимодействия и недостаточным использованием инновационных технологий в профессиональной подготовке к этой деятельности.
Актуальность и обозначенные противоречия позволили сформулировать задачу исследования, которая заключается в необходимости определения сущностных изменений в содержании и организации внеучебной деятельности вуза, направленной на формирование коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию, обеспечивающей эффективное использование потенциала социума. Актуальность, выявленные противоречия и недостаточная разработанность проблемы определили тему исследования: «Формирование коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности».
Объект исследования: внеучебная деятельность вуза по формированию
5коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать модель формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности и подготовить методические рекомендации специалистам.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности будет проходить эффективно, если:
— стимулировать социальные потребности студентов к межведомственному взаимодействию;
— организовать включение будущих социальных педагогов в совместную деятельность с представителями социальных институтов города;
— совершенствовать во внеучебной деятельности вуза социально-педагогические формы и методы формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию.
Задачи исследования:
1. Выявить социально-педагогические предпосылки формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога в условиях вуза.
2. Раскрыть сущность и содержание коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию.
3. Экспериментально апробировать модель процесса формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию и выявить критерии и показатели ее эффективности.
4. Выявить и апробировать социально-педагогические условия процесса формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности.
5. Подготовить научно-практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по формированию коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют:
— социально-педагогические идеи развития и социализации личности, социального воспитания (С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, З. И. Васильева, О. С. Газман, Н. Ф. Голованова, М. П. Гурьянова, Г. П. Иванова, Н. С. Морова, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, Ю. В. Савин, Г. Н. Филонов);
— социально-педагогические взгляды на процесс формирования профессиональной готовности педагога (Л. П. Алексеева, В. И. Байденко,
6Г. Э. Белицкая, В. С. Иванов, В. Г. Михайловский);
— социально-педагогический подход к реализации воспитательного потенциала институциональных структур городского социума (А. В. Гуревич, Д. А. Кутан, О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий, Е. З. Хижнякова);
— теории коммуникативных педагогических технологий (В. В. Афанасьев, В. П. Беспалько, Н. И. Вьюнова, А. Б. Дробович, Е. Н. Ильин, В. А. Кан-Калик, Е. А. Леванова, М. М. Левина, А. С. Макаренко, А. Я. Савельев, С. А. Смирнова, Ф. А. Фрадкин, Н. Е. Щуркова и др.).
Для проверки положений гипотезы использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования: теоретического анализа — сравнительно-сопоставительный и междисциплинарный анализ философских, социологических, социально-педагогических источников и их интерпретация; диагностические методы — анкетирование, социометрия, монографические характеристики; методы экспериментального и эмпирического исследования: проектирование содержания процесса формирования социально-значимых качеств специалиста в системе профессионального образования, социально-педагогических ситуаций и способов их разрешения, реализация социально-педагогических технологий.
База исследования. Оренбургский государственный педагогический университет, факультет социальной педагогики, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет социальной педагогики. Экспериментальные площадки: МОУ «Лицей №3», МОУ «Лицей №4» г. Оренбурга; Центр социальной помощи населению Дзержинского р-на г. Оренбурга; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Отрадное» г. Москвы, Центр развития творчества детей и юношества «Можайский». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 463 студента (I—V курсы), 32 преподавателя, 28 специалистов социальных служб и ведомств.
Этапы исследования:
Первый этап (2002—2005 гг.) — поисково-констатирующий: анализ философской, социально-педагогической литературы, выявление ведущих противоречий, определение объекта, предмета, гипотезы исследования, разработка программы исследования, проведение констатирующего эксперимента, выявление социально-педагогических предпосылок межведомственного взаимодействия в деятельности образовательных учреждений, а также изучение процесса формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к осуществлению межведомственного взаимодействия во внеучебной деятельности.
Второй этап (2006—2009 гг.) — формирующий: разработка и обоснование модели формирования деятельности коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во вне-учебной деятельности, проведение формирующего эксперимента, обоснование социально-педагогических условий формирования коммуникативной готовности будущего социального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятельности вуза.