1 На правах рукописи
Загвоздкина Татьяна Юрьевна
ОБРАЗ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА
19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2016
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии в ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Научный руководитель | кандидат психологических наук Шведовская Анна Александровна |
Официальные оппоненты | Шабельников Виталий Константинович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры педагогической психологии Института Психологии им. Л. С. Выготского РГГУ |
| Мохов Владимир Андреевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Московского Государственного Медико-Стоматологического Университета им. А. И. Евдокимова |
Ведущая организация | ФГОУ ВПО «МГУ имени М. В. Ломоносова» |
Защита состоится 28 января 2016 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д–850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета и на сайте МГППУ http://мгппу.рф/.
Автореферат разослан «____» ____________ 2015 года.
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка проблемы и обоснование актуальности темы исследования
Согласно современным представлениям о роли и значении семьи как институте социализации ребенка, семья удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А. Бандура, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия с социальным окружением. Специфика детско-родительского взаимодействия состоит в том, что ребенок через познание и оценку близких познает и оценивает себя (Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л. И. Божович, М. И. Лисина, А. М. Прихожан). Продуктами взаимодействия со взрослым являются образ себя и другого, а также образ взаимоотношений, возникающих в процессе взаимодействия. Образ семьи в данном контексте представляет собой результат отражения в индивидуальном сознании реального опыта семейного взаимодействия. Образ семьи у ребенка носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер, отражает переживания ребенком особенностей внутрисемейных отношений и определяет тактику взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи (Л. И. Божович, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, О. А. Карабанова, А. А. Шведовская).
Говоря о специфике детско-родительского взаимодействия, важно учитывать, что семья включена в социальный, экономический, культурный, политический, расово-этнический контексты. (Н. М. Зырянова, С. А. Королева, Г. С. Корытова, B. Isaacs, J. Kahl, P. Liberatos). Зарубежные исследования показывают, что существующие в современном обществе варианты социального неравенства — гендерные, образовательные, расово-этнические, материально-имущественные, территориальные и пр., оказывают существенное влияние на реализацию семьей своих функций (P. Amato, J. Zuo, M. Baldwin, A. Bailey, M. Bornstein и др.). При этом социально-экономический статус семьи взаимосвязан с особенностями внутрисемейных отношений и находит свое отражение в образе семьи у ребенка. Согласно определению социально-экономического статуса (СЭС), данного Американской психологической ассоциацией, (Report of the APA Task Force on Socioeconomic Status, 2006) СЭС — это положение индивида в социальной иерархии, которое характеризуется его образованием, доходом и профессией. Социально-экономический статус указывает на различия в доступе к ресурсам, на баланс привилегий, власти и контроля. Таким образом, под социально-экономическим статусом семьи понимается общее положение семьи в системе социальной стратификации, определяемое уровнем и структурой среднедушевых доходов и расходов семьи, а также отношениями членов семьи к своему материальному положению (переживанием субъективного экономического благополучия). Категория субъективного экономического благополучия (СЭБ) относится к числу мало разработанных научных понятий. В аппарат психологической науки термин «субъективное экономическое благополучие»
4вошел благодаря работам Струмпел (Strümpel) и Кэмпбел (Campbell et al.). Субъективное экономическое благополучие определялось как результат социального сравнения фактического статуса человека с его притязаниями, потребностями и восприятием собственного положения (Strümpel) или с финансовой ситуацией у референтных (типичных, подобных или авторитетных) лиц (Campbell et al.). Говоря о наличии взаимосвязи между материальным благополучием и внутрисемейными отношениями, необходимо отметить, что уровень доходов определяет, например, различия в жизненных стандартах семей — количестве и качестве потребляемых товаров и услуг, удобстве и комфорте микросреды обитания, в возможности проведения совместного досуга детей и родителей, приобретения качественного образования и т. д. Исследования показывают, что низкое социально-экономическое положение вызывает у людей субъективное восприятие «неравного» положения в обществе и связанные с этим оценки, отношения, переживания. Низкий социально-экономический статус способствует появлению состояния страха, неуверенности, низкой самооценки, социальной изоляции, сложностей в принятии решений и в возможностях контроля. Неравенство в жизненных стандартах определяет неравенство возможностей в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими жизненными проблемами (Д. А. Александров, Т. В. Ахутина, Е. А. Бугрименко, В. А. Иванюшина, V. McLoyd, R. Mistry, A. Benner, C. Tan, S. Kim, L. Otto, E. Romano, D. Kohen).
При этом взаимосвязь СЭС и образа семьи у ребенка носит опосредованный характер. Субъективное экономическое благополучие определяет оценку и восприятие семьей своего социально-экономического статуса. Это влияет на семейное функционирование, что в свою очередь определяет характер переживания ребенком семейной ситуации и образ семьи.
Исследование особенностей образа семьи, складывающегося у ребенка старшего дошкольного возраста, во взаимосвязи с социально-экономическим статусом семьи, определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: образ семьи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связь образа семьи у детей старшего дошкольного возраста и социально-экономического статуса их семей.
Цель исследования: выявление психологических особенностей образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с различным социально-экономическим статусом.
Гипотеза исследования: Образ семьи у ребенка старшего дошкольного возраста связан с характером переживания ребенком экономического благополучия его семьи.
5 Частные гипотезы:
1. Существуют типологические особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, обусловленные опытом переживания внутрисемейного взаимодействия.
2. Существует взаимосвязь типологических особенностей образа семьи и субъективного экономического благополучия семьи.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психологического содержания образа семьи у детей, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса. Выделение компонентов и параметров оценки образа семьи у ребенка.
2. Изучение особенностей объективной и субъективной составляющих социально-экономического статуса в семьях с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Исследование особенностей образа семьи у детей старшего дошкольного возраста из семей с различным социально-экономическим статусом.
4. Построение эмпирической типологии образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с различным социо-экономическим статусом.
5. Выявление взаимосвязи между особенностями образа семьи и показателями субъективного экономического благополучия у детей старшего дошкольного возраста из семей различного социально-экономического статуса.
Методологическая основа работы
Концепция «образа мира» и его составляющих А. Н. Леонтьева, положение о роли и значении «образа» в психической регуляции деятельности; положение о том, что образ семьи как часть «образа мира» представляет собой единство отраженного в нем объективного мира и системной деятельности, задающей его.
Концепция Д. Б. Эльконина о периодизации психического развития; роли и значении ведущего типа деятельности в психическом развитии ребенка; положение о том, что сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, служит средством познания смысла человеческих отношений.
Положение С. Д. Смирнова о деятельностной и социальной природе «образа семьи». Положение В. В. Петухова, С. Д. Смирнова об уровневой структуре «образа мира» и его компонентов.
Теория М. И. Лисиной о развитии общения ребенка в онтогенезе; положение о том, что общение со взрослым определяет психическое развитие ребенка: образ себя как целостный аффективно-когнитивный комплекс является продуктом коммуникативной деятельности и имеет характер регулирующей деятельности; содержание общения обуславливает характер отношений ребенка ко взрослому; в генезисе форм общения старшему дошкольному возрасту соответствует внеситуативо-личностная форма общения.
Исследования в области детско-родительских отношений (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, О. А. Карабанова и др.).
6Подходы семейной психотерапии, описывающие возможный диагностический инструментарий для диагностики семейной системы (М. Боуэн, С. Минухин, Б. Хеллингер, К. Витакер, В. Сатир, П. Вацлавик, Дж. Хейли, К. Маданес, М. С. Палацолли, Дж. Нардоне).
Исследования в области социально-экономического благополучия в отечественной (Е. Б. Маценова, Н. В. Недожогина, Л. Н. Овчарова, О. Д. Попова и др.) и зарубежной (A. Bailey, M. Bornstein, A. Davis, R. Havighurst и др.) психологии.
Методы исследования:
▪ Стратегия наблюдения (включенное наблюдение, беседа, опрос).
▪ Констатирующая стратегия (анкетирование, проективные методы).
▪ Методы статистического анализа полученных данных с использованием статистического пакета SPSS Windows.
Методики исследования
В исследовании использован пакет диагностических методик: методика «Семейная доска» (К. Людевиг), методика «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль), методика «Рисунок семьи», методика «Сюжетно-ролевая игра в семью» (А. А. Шведовская), авторская модификация опросника субъективного экономического благополучия для детей (В. А. Хащенко) — предъявлялась ребенку; опросник субъективного экономического благополучия (В. А. Хащенко), анкета для определения социально-экономического статуса семьи — предъявлялись родителям.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 90 детей старшего дошкольного возраста (от 5,0 до 7,0 лет) и 90 родителей. Дети являются воспитанниками четырех ДОУ г. Москвы и Московской области: ДОУ № 1 «Березка»; ДОУ № 32; ДОУ «Лесовичок» № 2400; Частный школа-сад «Доверие».
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; целостным подходом к решению поставленных задач; использованием комплекса методик, адекватных предмету, целям и гипотезам исследования; достаточностью экспериментальной выборки для обеспечения статистически достоверных результатов; единством и адекватностью общенаучных, конкретно-научных методов исследования и методов математической обработки данных (с использованием пакета статистической обработки данных SPSS версия 17.0).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрен образ семьи у детей во взаимосвязи с социально-экономическим статусом семей, в которых они воспитываются. Выявлены характеристики, структурные и содержательные критерии анализа образа семьи, выявлена эмпирическая типология образа семьи у детей старшего дошкольного возраста из семей с различным социо-экономическим статусом. Выявлены и сопоставлены характерные особенности образов семьи у детей из семей того или иного социально-экономического статуса.