Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

25

● Особенности психологических
новообразований
подростков в школе интернате

 

М. А. Егорова,

Московский городской
психолого-педагогический университет

Представлены результаты исследования временной перспективы, профессиональной направленности, самооценки, ценностных ориентаций, общения и понимания подростками своей самостоятельности. Полученные данные можно использовать для построения коррекционно-развивающей программы.

В качестве основных новообразований подросткового возраста Л. С. Выготский отмечал развитие рефлексии и на ее основе — самосознания, способности познавать самого себя как личность. При этом дети начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку. Подросток эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, его поведение начинает определяться собственными ценностями, образцами, самооценкой. Развитие самооценки порождает стремление подростка к самоутверждению и самовыражению.

Л. И. Божович выделила как главное новообразование переходного возраста изменения в мотивационной сфере. Аффективным центром жизни старшего школьника она считала обращенность в будущее, построение жизненных перспектив.

В качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте Т. Е. Драгунова и Д. Б. Эльконин рассматривали общение со сверстниками. В этой сфере происходит освоение норм поведения, морали, коммуникативных отношений, а также формирование системы ценностей.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Это обусловлено, во-первых, новыми общественными требованиям, предъявляемыми к подросткам (ранняя профессионализация, выбор идеологических ориентиров и проч.), а во-вторых, происходящими социально-экономическими преобразованиями (реальное расслоение общества, трудности получения бесплатного образования, сокращение социальных гарантий особым категориям граждан). Резким изменениям оказались подвержены различные социальные структуры, влияющие на динамику и содержание развития личности подростка. Не всегда позитивную роль играют средства массовой информации. Значительная часть их продукции становится предпосылкой нарушений в эмоционально-волевой сфере личности. В первую очередь в «группу риска» попадают подростки с неустойчивой психикой. Обычно это дети из неблагополучных семей, дети, лишенные любви и заботы родителей.

Привычным стало для общественного сознания понятие «социальное сиротство». Растет число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания недееспособными, нахождения в тюремном заключении. В группу риска по социальному сиротству входят дезадаптированные семьи, семьи с низким социальным статусом, многодетные.

26

Новое явление нашей действительности — скрытое социальное сиротство, когда дети, проживая в родной семье, тем не менее полностью предоставлены сами себе, их родители самоустранились от выполнения своего главного долга. Лишенные родительского попечения, именно они в дальнейшем попадают в категорию так называемых «детей-переростков». Такая ситуация была типичной во время и вскоре после Отечественной войны. В наши дни стало рядовым событием, когда в детский дом поступает ребенок, не умеющий в 10—12 лет читать и писать. Образовательный прогноз в данных ситуациях неутешителен.

Современные исследования, как и исследования конца 80-х — начала 90-х гг. показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях. В частности, показано, что у воспитанников интерната в общем виде происходит недоразвитие внутренних механизмов опосредствования, формирование которых позволяет перейти от ситуационного к активному, свободному поведению. Это недоразвитие компенсируется возникновением защитных образований, когда у младших школьников вместо творческого мышления развивается классификационное, вместо становления произвольного поведения формируется ориентация на внешний контроль, а к подростковому возрасту самостоятельность замещается аффективным реагированием, перекладыванием ответственности на других.

Закрытость, отгороженность от окружающего мира не могут не сказаться на повышении эмоциональной насыщенности межличностных отношений подростков. До минимума сведена возможность формирования спокойных, ровных, устойчивых отношений между партнерами по общению. Отсюда и возникают столь противоположные типы общения в интернатах от близких к семейным до агрессивно-неприязненных.

Таким образом, центральный фактор психического развития — межличностное общение — не оказывает необходимого влияния на развитие подростков в учреждениях интернатного типа.

С целью расширения представлений об особенностях психосоциального статуса подростков в детском доме был проведен сравнительный эксперимент. В качестве исследуемых параметров были выделены: временная перспектива, профессиональная направленность, самооценка, ценностные ориентации, общение и понимание подростками самостоятельности. Указанные параметры в достаточно полном объеме характеризуют уровень сформированности основных возрастных психологических новообразований. Эти параметры можно квалифицировать как социально-психологические компетенции, так как они характеризуют способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся в специальной литературе научно-практические разработки данной проблемы, она по-прежнему остается актуальной. В первую очередь, это объясняется ее социально-экономической обусловленностью. В этой связи проведение исследований с определенной периодичностью обеспечит необходимую корректировку содержания и методов психолого-педагогической работы.

Были применены следующие методики: 1. Опросник, разработанный на кафедре педагогической психологии МГППУ. 2. Методика ценностных ориентаций Рокича. 3. Методика «Незаконченные предложения». 4. Методика самооценки

27

Дембо – Рубинштейн. Все методики были незначительно модифицированы в соответствии с целями эксперимента.

Для обработки результатов вопросы опросника и незаконченные предложения были объединены в тематические блоки по выделенным выше параметрам. Также для возможности количественной обработки была введена вспомогательная шкала: от 0 до 1,5 баллов, где 0 — низкий уровень развития параметра (фактически, отсутствие), 0,5 — средний уровень, 1 — нормальный, 1,5 — высокий уровень развития параметра.

В исследовании приняли участие 13 девятиклассников общеобразовательной школы и 17 воспитанников из двух интернатов Москвы.

Результаты исследования

Шкала «времена́я перспектива»: отношение к будущему у подростков из семей оптимистичное, на вопросы этого параметра отвечают все. Прошлое также вспоминается в радужных тонах. Планы на будущее не конкретны, но полны свершений, достижений. Страхи о будущем обобщенные: «Боюсь трудностей, связанных с взрослой жизнью», «...что не сложится карьера».

Другая картина у ребят вне семьи. Многие из них вообще не ответили на вопросы данного параметра (10 из 17). К будущему отношение пессимистичное, часто на вопрос о будущем отвечали: «Я умру». Прошлое вспоминают в черных тонах. Страхи будущего конкретны: «Не поступлю в институт», «Не найду работу». По неоконченному предложению «Я стремлюсь...» большинство сирот говорят о ближайшей перспективе, их суждения конкретны: «поступить в училище», «окончить школу». Подростки из семей отвечают обобщенными, короткими суждениями о далекой перспективе, идеале: «...к счастью», «...к карьере», «...быть образованным, уважаемым».

Все это говорит о том, что для воспитанников интерната будущее является фрустрированным, они его боятся, не знают, как будут жить. Социальным сиротам сложно представить себе некий идеал будущего, поскольку у них нет живых примеров. Будущее для них состоит из конкретных событиий: поступление в учебное заведение, семья, а что дальше — они не знают. У школьников из семей представление о будущем также «расплывчатое», но отношение к нему положительное, они готовы идти вперед, у них есть идеал.

Шкала «самооценка, способности». Суждения о себе воспитанников интерната несут либо пессимистический оттенок, либо встречаются ответы: «Я о себе не думаю». У подростков из семей все отвечают на вопросы. Прослеживаются рассудительное, положительное восприятие себя, самоанализ, положительная оценка своих способностей.

Шкала «ценностные ориентации». Ценностные выборы во многом совпадают у двух групп. Отличие в том, что ребятам из интерната сложно описать свои идеалы женщины и мужчины, многие пропустили эти предложения. Среди подростков из семей все завершили предложения об идеалах, многие указали в качестве идеала женщины — маму, а идеала мужчины — папу. Данные методики Рокича подтверждаются данными опросника и неоконченных предложений.

По шкале «профессиональная направленность» ребята из семей выбирают профессии менеджерские, управленческие, воспитанники интерната — рабочие профессии. Поясняя выбор профессии, подростки из семей опираются на имеющиеся у них способности, интересы: «люблю проектировать», «я — творческий человек». У ребят из интерната ответы стереотипны — «нравится». Они не анализируют свой выбор. Только

28

2 человека из 17 при объяснении своего выбора исходят из своих интересов: «люблю рисовать», «люблю компьютеры». Подростки из интерната не знают, где можно приобрести выбранную профессию, в отличие от детей из семей, которые четко указывают учебные заведения. Привлекательность профессии подростки из семей в первую очередь связывают с высокими доходами, затем следуют интерес к профессии и возможность развития. Воспитанники интерната на первое место ставят «интерес», далее следует «возможность развития». Подростки из семей отмечают в своих ответах то, что знают о профессии: требования к умениям и навыкам, способностям (внутренние факторы). А подростки из интерната отмечают внешние факторы — условия труда. В целом знания о выбранной профессии сводятся к «картинкам из фильмов».

Шкала «самостоятельность». В это понятие подростки из семей включают: «умение обеспечивать себя», «независимость», «самостоятельное принятие решений». Они выделяют суть этого понятия. Суждения детей в интернате можно разделить на подгруппы. В первую (20% ответов) входят обобщенные объяснения: «становишься ответственным», «сам отвечаешь за свои действия», во вторую (68%) — совершенно конкретные поступки: «покупать вещи», «платить за квартиру», третья группа суждений (12%) в основном заявлена подростками с девиантным поведением и сводится к тому, что самостоятельность — это «делай, что хочешь», «никто тебя не учит», «не напрягает».

По неоконченному предложению «Когда у меня что-то не получается, то я...» получены различные данные: социальные сироты деструктивно реагируют на ситуацию неудачи, не стремятся ее изменить: «психую», «плачу». Подростки из семей дают конструктивные ответы: «делаю заново», «добиваюсь своей цели».

Жить самостоятельно хотят все подростки в интернате, но они не понимают всей ответственности и сложности этого шага, и у них нет достаточных внутренних ресурсов для самостоятельных действий, им необходимы контроль и помощь со стороны взрослых. Дети из семей с осторожностью заявляют о желании жить самостоятельно, понимая уровень ответственности этого шага. Они более последовательны в своих суждениях о самостоятельной жизни и имеют хорошие внутренние ресурсы для выполнения ответственных поступков и саморазвития.

Шкала «межличностное общение». Подростки из семей отмечают, что в сложных ситуациях будут обращаться за помощью, спрашивать мнение родителей, подростки из интерната — своего друга, подругу. Враждебность со стороны взрослых в семьях оценивают как редкое явление, а в интернате — как «скорее частое, чем редкое». Враждебность к взрослым со стороны подростков обе группы оценивают как частое явление. Основными причинами конфликтов в жизни подростков из семей служат неуспеваемость в школе и непонимание их взрослыми, а в интернате — непонимание их взрослыми и взаимоотношения с ребятами в группе. Все ребята из семей хотели бы изменить свои отношения с родителями, родственниками, а у подростков из интерната мнения разделились: половина испытуемых ничего не хочет менять в своей жизни, другая половина хотела бы изменить практически всё.

Окружающих людей ребята из семей описывают как добрых, любящих. Их высказывания характеризует положительный настрой: «доброжелательные люди», «мои друзья», мир: «меня радует», «полон возможностей». Ребята из интерната вообще не дают суждений об окружающих их людях, а мир оценивают положительно: «прекрасен, красив».

29

Отношение к взрослым у ребят обеих групп потребительское. Они хотят, чтобы их понимали, любили, помогали, давали денег. У ребят из интерната в редких случаях (2 человека) отмечено враждебное отношение ко взрослым: «хочу, чтобы они (воспитатели) уволились», «сдохли».

По поводу суждений о юношах и девушках ребята из семей дают разнообразные подростковые характеристики сверстников: «красивые», «легкомысленные», «уверены в себе», «стараются выглядеть старше», «думают, что они лучше девчонок». Но общее отношение к сверстникам — положительное. Бо́льшая часть ответов испытуемых в интернате носит ругательный характер: «в нашем интернате — шлюхи, наркоманы, пьяницы». Лишь 2 подростка из 7, ответивших на эти вопросы, дали положительную характеристику юношам: «прикольные ребята», а девушкам — «красивы, привлекательны, умны».

Итак, у подростков, воспитывающихся в интернате, складываются сложные отношения со взрослыми, им не хватает положительного, поддерживающего внимания. С другой стороны, ребята им не доверяют, многие ненавидят воспитателей интерната и заявляют об этом открыто. Со сверстниками также складываются сложные отношения: с одной стороны, это практически единственные люди, которым можно довериться, обратиться за помощью, с другой стороны, с ними часто возникают конфликты и отношение к своим сверстникам у ребят из интерната в большей степени отрицательное. В этой ситуации лишь часть подростков желают изменить свои отношения со сверстниками и взрослыми, ищут положительные стороны этого общения.

По результатам исследования можно сделать ряд выводов, которые объясняют особенности социально-психологических новообразований подростков, воспитывающихся в интернате:

• в «Настоящем» важно быть уверенным в себе и иметь друзей, уметь общаться и быть доброжелательным;

• в «Будущем» важны дружба, любовь, интересная работа и материально обеспеченная жизнь;

• характерна фрустрация «Будущего». Подростки слабо представляют, что может быть в будущем и не понимают, что их будущее зависит от них самих;

• не развиты самоанализ, рефлексия, свойственно отрицательное восприятие себя;

• нет восприятия себя как члена общества, особенно в профессиональной сфере;

• нет знаний о разнообразии мира профессий, спектре учебных заведений, требованиях к профессиональным умениям и навыкам;

• слабое понимание личной ответственности в самостоятельной жизни;

• сильная защитная реакция при вмешательстве в мир переживаний, отсутствие доверия, прежде всего, к самому себе.

Литература

1. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М., 2002.

2. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПб., 2002.

3. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. — СПб., 2005.

4. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе практической психологии образования. — М., 2005.

5. Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1990.

6. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2003.

30

СПИСОК ОПЕЧАТОК МГППУ

 

Страница

Место на странице

Опечатка

Должно быть

Примечание

25

2 абзац снизу

новыми общественными требованиям

новыми общественными требованиями

 

27

4 абзац снизу

состоит из конкретных событиий

состоит из конкретных событий

 

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/Defect012006/Eop-2006_25-29.htm