Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ

А. А. ЛЕБЕДЕВА

 

Лебедева Анна Александровна — научный сотрудник Института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.

Сфера научных интересов — психология личности, позитивная психология, субъективное благополучие, качество жизни.
Контакты: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Резюме

В статье дан анализ различных взглядов на понимание качества жизни как предмета полидисциплинарных исследований. Результатом теоретического обзора стала проблематизация содержания понятия «качество жизни» в науках о человеке. Качество жизни связано с такими объективными факторами, как физическое здоровье, экономическое благополучие, различные внешние обстоятельства и условия и т. п. Однако исследователями признается, что качество жизни как субъективная оценка зависит от восприятия личностью своей жизни и отношения к ней. В связи с этим в современной психологической науке происходит смещение акцента исследования на субъективные параметры жизни, а обобщающей категорией для описания субъективных условий формирования психологического благополучия становится понятие субъективного качества жизни. Такой подход к качеству жизни обладает большим исследовательским потенциалом, но нуждается в дальнейшей проработке.

Ключевые слова: качество жизни, субъективное благополучие, позитивная психология.

4

Введение

В условиях нарастающего влияния факторов невротизации общества — экономического кризиса, риска природных и техногенных катастроф, высокого темпа жизни, переизбытка информации и т. п. — вопросы о качестве жизни становятся актуальными для разных областей научного знания. Сформировавшийся в конце XX в. запрос на исследование качества жизни со стороны органов государственной власти разных стран обнаружил неоднозначность подходов к содержанию понятия «качество жизни» в современной науке, а также недостаток научного обоснования критериев его оценки.

Параллельно с этим в психологии начала активно разрабатываться проблематика, связанная с изучением личностных ресурсов человека как условий позитивного развития. В ситуации массовизации современных идеалов и культурных ценностей произошла деформация представлений о счастье, свободе и смысле жизни. Эти объективные предпосылки выступили катализаторами начавшихся исследований субъективных аспектов качества жизни в контексте психологической науки.

Существующие подходы, рассматриваемые в данной статье, свидетельствуют о том, что понимание качества жизни характеризуется либо узостью, одномерностью и односторонностью, либо чрезмерной обширностью входящих в него параметров, в результате чего выхолащиваются его реальный смысл и содержание. В связи с этим назрела необходимость в систематизации имеющихся сведений о содержании подходов к качеству жизни, а также о способах его эмпирического изучения с целью нахождения наиболее актуального пути для развития теории качества жизни и ее объясняющей способности.

Науками о человеке признается необходимость включения в эмпирические модели ряда субъективных параметров качества жизни. При этом в нашей стране главным недостатком изучения психологических составляющих качества жизни является дефицит теоретических разработок, принимающих во внимание субъективный аспект рассматриваемой категории, в первую очередь, личностные особенности и их влияние на качество жизни.

Категория «качество жизни» (англ. quality of life; нем. Lebensqualität) является междисциплинарной. Наиболее активно она разрабатывается с середины XX в. в социологии, экономике, медицине, психологии и других науках о человеке.

Акцент на осмыслении жизни в истории философии был сделан в конце XIX — начале XX в. в русле направления «философия жизни». Тогда наряду с остальными исходными понятиями философии была выдвинута категория «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность, не тождественная ни духу, ни материи (Некрасова и др., 2008).

Н. А. Бердяев рассматривает вопрос о «качестве бытия». В постижении подлинного бытия он отводит важнейшую роль личности, которая это бытие созидает, творит. Интересным образом он разрешает извечную проблему отношений между субъектом и объектом, говоря о том,

5

что это есть «в корне ложная постановка вопроса <...>. В действительности духовные состояния ничему не соответствуют, они и есть первореальность, они более экзистенциальны, чем все, что отражает объективный мир. <...> Личность есть прежде всего смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования» (Бердяев, 1994, с. 298).

В истории научных взглядов на проблему качества жизни наблюдалось длительное противостояние на уровне философского осмысления данной категории. Среди ученых вопрос о содержании и структуре понятия «качество жизни» по сей день остается дискуссионным. Отечественная наука по идеологическим соображениям долгое время игнорировала западный лозунг о повышении качества жизни населения, выдвигая в противовес категорию образа жизни (Философский энциклопедический словарь, 1983). Критика подхода к качеству жизни касалась, в первую очередь, осуждения западного стремления к хорошей жизни, такой мотив не вписывался в идеологическую доктрину, господствовавшую в нашей стране.

Важно также отметить, что само слово «качество» в разных индоевропейских языках происходит от одного и того же корня «qualitas» и имеет одинаковое значение. Согласно толковому словарю С. И. Ожегова (Ожегов, Шведова, 1999), качество — 1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; 2) то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. Другими словами, зачастую неясно, на чем необходимо делать акцент, изучая качество жизни: на отдельных ее атрибутах (признаках или свойствах) или на характере протекания жизни (эффективности, достоинстве).

Итак, на уровне конкретной методологии исследования, посвященные качеству жизни, как правило, связаны со следующими контекстами: здоровьем, социально-экономическими индикаторами, психологическими показателями.

Качество жизни, связанное со здоровьем

Специалисты медицинского профиля большое внимание уделяют показателям состояния физического и психического здоровья. Субъективными критериями оценки качества жизни здесь выступают такие показатели, как воспринимаемое здоровье, удовлетворенность здоровьем и т. п., а объективированными — уровень физических ограничений, тяжесть течения того или иного заболевания.

Интерес к теме качества жизни в медицине нарастал из года в год. В конце 1940-х гг. американские исследователи предложили шкалу определения статуса здоровья Karnofsky Performance Scale Index (KPS) для измерения индекса физического состояния пациентов с целью классифицировать их функциональное нарушение (The Clinical Evaluation.., 1949). В 60-е гг. была создана методика, которая позволила более точно оценить важность физических функциональных параметров для клинической оценки состояния пациентов, — Instrumental Activities of Daily

6

Living Scale (шкала повседневной активности) (Lawton, Brody, 1969). К 1990 г. медиками было создано уже более 300 методик, как универсальных, так и специализированных, для определения качества жизни (Барер и др., 2006).

Современные исследователи выдвигают категорию качества жизни в качестве интегральной характеристики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанной на субъективном восприятии. При этом указывается, что качество жизни изменяется во времени в зависимости от состояния пациента, обусловленного рядом эндогенных и экзогенных факторов (Новик, Ионова, 2002).

Теоретический анализ медицинских исследований не показал наличия явной методологической неопределенности в подходах к качеству жизни. Возможно, что это связано с тем, что в начале XXI в. это понятие было конкретизировано медиками как «качество жизни, связанное со здоровьем» (Health Related Quality of Life, HRQL). ВОЗ выработала основополагающие критерии HRQL: физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых); психологические (положительные эмоции, мышление, изучение, концентрация, самооценка, внешний вид, переживания); уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения); общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность); окружающая среда (быт, благополучие, безопасность, доступность и качество медицинской и социальной помощи, обеспеченность, экология, возможность обучения, доступность информации); духовность (религия, личные убеждения) (Ткаченко, 2008).

Самым популярным методом диагностики качества жизни пациента считается опросник The MOS 36 Item Short Form Health Survey (SF-36) (McHorney et al., 1994) и его русская версия1 (Хамитов и др., 2004). Он содержит 36 вопросов, сгруппированных в 9 сфер: «Физическая активность», «Роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности», «Боль», «Общее восприятие здоровья», «Жизнеспособность», «Социальная активность», «Роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности», «Психическое здоровье», «Сравнение самочувствия в настоящее время и в предыдущем году». SF-36 позволяет получить количественную характеристику качества жизни по указанным критериям. Показатели могут колебаться от 0 до 100 баллов (чем выше значение, тем лучше качество жизни). Опросник предполагает дифференцированный подход к оценке составляющих качества жизни в зависимости от пола и возраста (Антонычев, Мохорт, 2003). Однако важной проблемой остается методологическая неопределенность нормативных показателей состояния здоровья.

7

Разработанные общие методики оценки качества жизни, определяемого состоянием здоровья, адекватно отражают качество жизни пациентов, независимо от характера изучаемой популяции, вида заболевания и особенностей применяемых методов лечения. Общие опросники наиболее пригодны для популяционных исследований, однако не могут служить инструментом для детальной оценки конкретной категории качества жизни.

Специальные опросники отражают проблемы, наиболее важные для конкретной нозологической формы, учитывая динамику заболевания, используются для оценки качества жизни пациентов, страдающих определенными заболеваниями, и включают вопросы, относящиеся к данным конкретным заболеваниям (Барер и др., 2006).

Таким образом, в контексте медицинских исследований системообразующим фактором качества жизни является здоровье, показатель которого диагностируется в контексте нозологической формы на основе объективной выраженности симптоматики и тяжести протекания болезни, а также на основе субъективных ощущений пациента.

Качество жизни, измеряемое социально-экономическими показателями

В экономической социологии наблюдается изобилие различных концептуальных толкований качества жизни. Под качеством жизни предлагается понимать «сущность развития личности, социальных групп и всего общества страны в увязке со степенью удовлетворения ими своих потребностей» (Бобков, 2007, с. 163).

Появление в 1960-е гг. категории «качество жизни» в социологической науке было вызвано признанием недостаточности количественного измерения «уровня жизни» экономистами. Считается, что впервые этот термин упоминается в книге Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия», где под качеством жизни подразумевались все блага, которые могут быть предоставлены потребителю «развитым индустриальным обществом», «обществом менеджеров» (Попов, 1977, с. 143).

Э. Тоффлер говорит о качестве жизни в контексте анализа жизненного стиля. Ускорение темпа жизнедеятельности людей будущего приводит общество к качественным изменениям психического уклада (Тоффлер, 2008). Одна из характерных черт теории Э. Тоффлера — выдвижение психологических критериев для определения содержания качества жизни. Он пишет, что при потреблении товаров и услуг люди делают акцент не на их функциональном назначении, а «на психологическом характере удовлетворения ими». «Мы переходим от экономики ”количественной“ к экономике ”психологической“, потому что обладаем уже количественным содержанием, способным нас удовлетворить» (Бестужев-Лада, 1978а, с. 95).

И. В. Бестужев-Лада поднимает вопросы о значимости важнейших жизненных ценностей: «Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей

8

жизнью» (Бестужев-Лада, 1978б, с. 21). Ученый рассматривает категорию «качество жизни» с такого ракурса, при котором она не поддается прямому количественному измерению, а требует сложных приемов косвенной квалификации по различным шкалам.

Американский социолог С. Макколл (McCall, 1975) также пытается связать понятие «качество жизни» с ценностными категориями. Качество жизни, по мнению С. Макколла, состоит в удовлетворении необходимых условий для общего счастья. Он ставит вопрос об измерении этих «условий счастья», задаваемых обществом, без которых человек не может быть счастлив.

А. И. Субетто дополняет этот подход, включая в понятие не только материальный уровень жизни, но и духовно-нравственное, социальное качество жизни, определяющее раскрытие духовного, нравственного потенциала личности, реализацию творчества личности, обеспечение полноты реализации творческих способностей, осознанное исполнение духовно-нравственного, служебного, профессионального долга и т. д. (Субетто, 2004). По его мнению, качество жизни — категория, сопряженная с качеством человека, оказывается неотделимой от содержания качества человека.

Идею разделения качества жизни на высокое и низкое развивает В. Н. Бобков. Так, при низком качестве жизни наблюдается преобладание у населения забот о выживании на фоне слабо функционирующих общественных институтов и авторитарных форм государственности. При высоком качестве жизни заботы населения касаются вопросов самореализации, а также собственного культурного и духовного развития (Бобков, 2007).

По мере развития личности или общества изменяется главный критерий оценки качества жизни. Пока люди заняты вопросами сохранения жизни, критерий «выжить» остается доминирующим в оценке качества жизни (либо вопрос о качестве не ставится вовсе). По мере удовлетворения различных уровней потребностей (в классической иерархии А. Маслоу) фактором, определяющим удовлетворенность своим качеством жизни, становится постановка таких задач, как «прокормиться», «трудиться», «обогатиться», «развиваться» (личностно, профессионально), «расти» (духовно).

Основный смысл социально-экономического подхода к изучению качества жизни населения заключается в том, что данный показатель позволяет осуществить оценку эффективности управления страной. Основная масса эффективной социальной работы по улучшению качества жизни ведется в высокоразвитых странах.

Политолог Ю. В. Крупнов отмечает, что государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов (Крупнов, 2005): 1) здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства; 2) удовлетворенность населения

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/JVShE022012/LTp-003.htm