Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

20

© 1997 г.

 

С. К. Нартова-Бочавер*

"COPING BEHAVIOR" В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ
ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Анализируется понятие психологического преодоления ("coping behavior"), основные подходы к его определению и данные экспериментальных исследований. Отмечаются особенности психологического преодоления в зависимости от полоролевых, возрастных характеристик, сферы деятельности и значимости жизненного события для человека. Рассматриваются основные направления методологической и экспериментальной критики понятия, определяются возможности его использования в отечественной психологии личности.

Ключевые слова: психологическое преодоление ("coping behavior"), личностные и ситуативные ресурсы, эффективность преодоления, поворотные жизненные события, психология повседневности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ, СИТУАЦИИ
И ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ ЛИЧНОСТИ

В зарубежной психологии последних лет проблеме психологического преодоления — "coping behavior" посвящено значительное количество работ. Задача поддержать научный диалог требует раскрытия значения этого термина и для отечественных исследователей. Цель настоящего аналитического обзора — восполнить информационный вакуум, образовавшийся вокруг данного понятия, и внести ясность в его весьма размытое смысловое поле, а также оценить эвристическую силу и разрешающие возможности применительно к проблематике отечественной психологии сегодняшнего дня.

Понятие "coping" происходит от английского "cope" (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия "Bewältigung" (преодоление) и "Belastungsverarbeitung" (переработка нагрузок). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.

Обсуждаемый термин успешно существует "на перекрестке" двух выраженных тенденций современной психологии личности, что, по-видимому, и объясняет его широкую распространенность.

Во-первых, это перенесение внимания с субъекта на целостную ситуацию, в которой он действует. Именно ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка. Уже выделяют в класс особых условий существования личности трудные жизненные ситуации, ситуации повседневности, типичные ситуации учебно-профессиональной деятельности [1, 4].

Сноски

Сноски к стр. 20

* Выражаю глубокую благодарность научному сотруднику ВИНИТИ Т. А. Гудковой за помощь в подборе материалов к данной публикации.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.HTM?printPage=20