158 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. О. Бабич
Аннотация. В статье исследуются, критерии эффективности социально-педагогического сопровождения процесса воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
Ключевые слова: критерии эффективности социально-педагогического сопровождения.
Summary. The article is devoted to the research of the social support efficiency criterions in the field of the initial professional training.
Keywords: social support efficiency criterions.
Личностные и профессиональные начала под влиянием социально-педагогического содействия образуют неразделимое единство, не противопоставляются, а взаимно дополняют и подпитывают друг друга. Характер социально-педагогического содействия в педагогическом процессе учреждений начального профессионального образования (НПО) и погруженные в него субъекты настолько сложны, что в практической работе зафиксировать изменения в личности будущего специалиста даже опытному педагогу необычайно трудно. Будучи целостным явлением, процесс становления будущих специалистов обладает выраженной индивидуальной вариативностью относительно каждого субъекта, но это не снимает вопроса о фиксировании «воспитательных» изменений, происходящих с личностью.
В социально-педагогическом сопровождении (СПС) воспитательной работы в учреждениях НПО результат выступает прежде всего в форме профессионально и социально значимых качеств личности, развивающихся у будущих специалистов и, в конечном счете, определяющих их профессиональную компетентность.
Как уже отмечалось, каждая личность проживает процесс воспитательного становления самостоятельно, и этот процесс разворачивается в сложном и противоречивом культурно-воспитательном пространстве, пронизанном действием множества явлений и факторов, в котором значительную роль играет социально-педагогическое содействие, интегрируемое в учебный процесс и направленное на саморазвитие будущего специалиста. Поскольку саморазвитие, образующее основу, или
159ядро, процесса воспитательного становления личности [1], продолжается в течение всей жизни человека и может дать видимые результаты в будущем, то учитывать не только близкие, но и весьма отдаленные проявления результатов воспитания достаточно сложно.
Для характеристики влияния социально-педагогического сопровождения воспитательной работы на становление будущих специалистов в системе НПО необходимо выработать критерии, которые помогли бы получить общее представление о ходе и результатах протекания этого процесса, сопоставить желаемые и реальные результаты. При этом разрабатываемые критерии должны отвечать требованию корректной измеримости проявляющихся изменений. Как любой исследуемый процесс, процесс становления будущих специалистов нуждается в анализе как исходных позиций, так и текущих изменений с фиксированием промежуточных результатов, а также в корректировании течения нескольких слитых воедино процессов — саморазвития и становления учащихся в условиях социально-педагогического сопровождения воспитательной работы.
Поэтому для решения практических задач возникает потребность сформулировать критерии эффективности СПС воспитательной работы в учреждениях НПО. Они позволят констатировать наличие или отсутствие у обучающихся позитивного, осмысленного отношения к собственному воспитательному и личностно-профессиональному становлению, дадут возможность проследить динамику процесса становления специалиста, выявить положительные и негативные явления, продуктивно разрешать возникающие при этом противоречия.
Прежде чем перейти к определению критериев эффективности социально-педагогического сопровождения воспитательной работы в учреждениях НПО, представляется необходимым сделать замечание относительно использования и толкования термина «критерий». Под критерием, как правило, понимают признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо [3, 645, 650]. Выделение критериев не может быть произвольным и должно быть обусловлено, в первую очередь, структурой и содержанием исследуемого феномена, в данном случае это эффективность СПС воспитательной работы в учреждениях НПО. В качестве критериев из структурно-содержательных компонентов названного феномена следует выделить только те признаки, которые поддаются исследованию, фиксированию, описанию, поскольку проявления, связанные с глубинными изменениями духовного мира личности, не могут быть точно измерены. Педагог может фиксировать лишь внешние стороны саморазвития и личностного становления.
Обозначим некоторые вопросы общего характера, которые учитывались при выработке критериев эффективности СПС воспитательной работы в учреждениях НПО.
Воспитательное становление личности — процесс, развивающийся во времени и в силу специфики требующий описания причинно-следственного характера. Саморазвитие будущих специалистов происходит интенсивнее при использовании в качестве импульса их ценностных ориентации. Толчком к развитию личностного ядра, как известно, могут быть переживания, суггестивные состояния и т. д. или же собственная творческая деятельность в рамках воспитательных мероприятий. Соответственно, следует учитывать, как воздействует
160организованная педагогом воспитательная среда на личность, как изменяется ее отношение к окружающему культурному пространству и формируются ценностные ориентиры. При этом ценностные представления и переживания каждой личности субъективны и проявляются индивидуально.
В настоящее время уже выработаны некоторые критерии, показывающие проявление воспитательной активности личностно-профессионального становления учащихся в системе НПО. Это, в частности, наличие специальной программы саморазвития, саморегулятивная активность в деятельности и общении, способность к интериоризации. Она понимается как процесс образования внутренних структур психики человека за счет усвоения и «перевода вовнутрь» структур внешней социальной деятельности, преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [5]. Об эффективности воспитательной деятельности может свидетельствовать также способность к творческой, преобразующей деятельности в различных сферах и способность к адекватному оцениванию своего личностного потенциала. О позитивности СПС воспитательной работы в учреждениях НПО можно судить прежде всего по положительным изменениям и результатам, которые происходят в воспитательной системе учреждений НПО.
Ведущей характеристикой учащегося как субъекта воспитания можно считать его активность, проявляющуюся в инициативном и ценностном отношении к окружающему культурному пространству, к другим людям и к самому себе, что может иметь место лишь при успешно интегрированном социально-педагогическом содействии. Если самостоятельность суждений и оценок характеризует активность учащегося с точки зрения его относительной независимости от внешнего окружения, то воспитанность характеризует его активность с точки зрения возможностей к преобразованию окружения или себя самого в целях эффективного взаимодействия с культурным пространством будущей профессии. Высшим показателем активности и самостоятельности будущего специалиста можно считать его воспитательное самостановление (выражается в показателях — наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр.).
Содержательные критерии оценки эффективности СПС воспитания учащихся в системе НПО (личностная направленность к будущей профессии, мотивационная активность, самостоятельность, стремление к творчеству, самоуправление и самовоспитание) относительно независимы, но вместе с тем взаимосвязаны в духовном мире личности.
Критериями эффективности системы педагогического содействия становлению будущих специалистов выступают: видение личностью многообразия путей самоопределения в социокультурной среде региона, знание культурных традиций: духовный потенциал личности, основанный на ценностях будущей профессии. Готовность будущего специалиста к самостоятельному разрешению различных личностных противоречий и проблемных ситуаций — также один из критериев его личностно-профессионального становления.
Осознание своей профессиональной уверенности и ответственности за свободу собственного преобразования —
161своеобразный итог, выражающий достижение полноты духовного пространства, интенсивное развитие творческого начала и преодоление нормативных пределов, переход к качественно более высокому уровню становления, когда в сфере духовности находится место «другому». Теперь уже становление ученика — этот «круг» проживания в «другом» того, что было прожито ранее самим индивидуумом, — должно быть гуманистически и ценностно осмыслено. Между этими двумя точками происходит множество личностных преобразований. Это наглядный пример того, насколько сложно выработать критерии СПС воспитательной работы в системе НПО.
Критерии, представленные далее, разработаны на основании исследований Л. Н. Куликовой, Т. В. Лучкиной, В. А. Сластенина, Е. Л. Федотовой и др. [1, 2, 4, 5].
Первым, критерием личностно-профессионального становления является саморазвитие личности обучающегося. Его суть в первую очередь проявляется в информированности учащихся о сущности и важности понимания механизмов процесса саморазвития. В необходимости способствовать убеждению будущих специалистов в значимости саморазвития и самовоспитания для дальнейшего становления. Он предполагает анализ постепенного наращивания и развития личной мотивации к саморазвитию и содействие педагога в осуществлении саморазвития.
Второй критерий — ценностные ориентации учащегося — может быть определен в связи с признанием будущими специалистами важности социальных и культурно-эстетических ценностей. Здесь важен вектор направленности личности будущих специалистов на свою профессию и содействие развитию у них необходимой мотивации для дальнейшего развертывания в личностно-профессиональном и личностно-воспитательном планах. Диагностирование ценностной ориентации на будущую профессию позволяет говорить об эффективности СПС, оказываемого учащимся. Благодаря этому складывается новое отношение к социально-культурному пространству будущей профессии, в котором личность начинает осознавать себя как индивидуальность. Этот критерий является базой для объективации воспитательного потенциала будущих специалистов.
Третий критерий характеризуется наличием у будущего специалиста определенных воспитательно-коммуникативных способностей, умением создавать и «входить» в диалогические ситуации. Здесь важно направить социально-педагогическое сопровождение на развитие умения устанавливать эмоциональный контакт с товарищами по учебной группе, стремления насыщать эмоциями свои выступления и в то же время быть корректным.
Четвертый критерий свидетельствует о том что на основании осознанного отношения к ценностям будущей профессии начинается уверенная самореализация в профессиональной деятельности. Самореализация предполагает способность к самовыражению и, по сути, направляет СПС на развитие специальных способностей учащегося и укрепление его индивидуальности.
По направленности, способу и месту применения критерии эффективности СПС можно условно классифицировать по двум группам. Первая группа связана с проявлением результатов саморазвития учащихся по внешнему проявлению, вторая — с мотивами, убеждениями, личностными планами
162и ценностными ориентациями учащихся.
Таблица. Критерии эффективности СПС воспитательной работы в системе НПО
Группа критериев оценки | Критерии процесса | Критерии результата |
Критерии факта (качественная определенность) | Наличие или отсутствие конкретных признаков, характеризующих целостную определенность процесса, его концептуальные признаки | Наличие или отсутствие типологических признаков, характеризующих целостную определенность субъектов процесса (воспитанника и педагога), их мировоззренческие позиции |
Критерии уровня (количественные отношения) | Степень выраженности определенных характеристик процесса, эффективности его влияния на отдельные свойства и личность в целом | Степень выраженности определенных личностных свойств, сформированности знаний, умений, опыта, чувств и т. д. |
Можно также выделить критерии оценки конечных результатов — достигнутого уровня саморазвития личности или ученической группы — и критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств или качеств воспитанности, (см. табл.) По данной классификации критерии могут быть разделены на две группы: а) критерии факта, или состояния (т. е. качества) и б) критерии уровня (количественные). В первую группу должны войти критерии с двухбалльной оценкой (наличие, отсутствие), во вторую — критерии, отражающие степень выраженности определенных параметров результата. Рассмотренная классификация критериев эффективности СПС способна существенно упростить как анализ воспитательной практики, так и решение исследовательских задач.
В заключение подчеркнем, что СПС воспитательной работы в учреждениях НПО будет эффективным, если сначала будут выявлены исходные позиции, а затем при интегрировании содействия будет проводиться тщательный анализ изменений и фиксирование промежуточных результатов воспитательного процесса. Об эффективности СПС может свидетельствовать активность учащихся, проявляющаяся в инициативном, самостоятельном, творческом отношении к окружающему социально-культурному пространству, к другим людям и к самим себе, что может иметь место лишь при успешно интегрированном СПС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск, 1997.
2. Лучкина Т. В. Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя // Известия РГУ им. А. И. Герцена. — № 11 (62): Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. — СПб., 2008. — С. 262—271.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 18-е изд. стереотип. — М.: Русский язык, 1986.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стер. — М., 2006.
5. Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: дис. ... д-ра пед. наук. — Иркутск, 1998.