Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

158

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. О. Бабич

Аннотация. В статье исследуются, критерии эффективности социально-педагогического сопровождения процесса воспитания в учреждениях начального профессионального образования.

Ключевые слова: критерии эффективности социально-педагогического сопровождения.

Summary. The article is devoted to the research of the social support efficiency criterions in the field of the initial professional training.

Keywords: social support efficiency criterions.

Личностные и профессиональные начала под влиянием социально-педагогического содействия образуют неразделимое единство, не противопоставляются, а взаимно дополняют и подпитывают друг друга. Характер социально-педагогического содействия в педагогическом процессе учреждений начального профессионального образования (НПО) и погруженные в него субъекты настолько сложны, что в практической работе зафиксировать изменения в личности будущего специалиста даже опытному педагогу необычайно трудно. Будучи целостным явлением, процесс становления будущих специалистов обладает выраженной индивидуальной вариативностью относительно каждого субъекта, но это не снимает вопроса о фиксировании «воспитательных» изменений, происходящих с личностью.

В социально-педагогическом сопровождении (СПС) воспитательной работы в учреждениях НПО результат выступает прежде всего в форме профессионально и социально значимых качеств личности, развивающихся у будущих специалистов и, в конечном счете, определяющих их профессиональную компетентность.

Как уже отмечалось, каждая личность проживает процесс воспитательного становления самостоятельно, и этот процесс разворачивается в сложном и противоречивом культурно-воспитательном пространстве, пронизанном действием множества явлений и факторов, в котором значительную роль играет социально-педагогическое содействие, интегрируемое в учебный процесс и направленное на саморазвитие будущего специалиста. Поскольку саморазвитие, образующее основу, или

159

ядро, процесса воспитательного становления личности [1], продолжается в течение всей жизни человека и может дать видимые результаты в будущем, то учитывать не только близкие, но и весьма отдаленные проявления результатов воспитания достаточно сложно.

Для характеристики влияния социально-педагогического сопровождения воспитательной работы на становление будущих специалистов в системе НПО необходимо выработать критерии, которые помогли бы получить общее представление о ходе и результатах протекания этого процесса, сопоставить желаемые и реальные результаты. При этом разрабатываемые критерии должны отвечать требованию корректной измеримости проявляющихся изменений. Как любой исследуемый процесс, процесс становления будущих специалистов нуждается в анализе как исходных позиций, так и текущих изменений с фиксированием промежуточных результатов, а также в корректировании течения нескольких слитых воедино процессов — саморазвития и становления учащихся в условиях социально-педагогического сопровождения воспитательной работы.

Поэтому для решения практических задач возникает потребность сформулировать критерии эффективности СПС воспитательной работы в учреждениях НПО. Они позволят констатировать наличие или отсутствие у обучающихся позитивного, осмысленного отношения к собственному воспитательному и личностно-профессиональному становлению, дадут возможность проследить динамику процесса становления специалиста, выявить положительные и негативные явления, продуктивно разрешать возникающие при этом противоречия.

Прежде чем перейти к определению критериев эффективности социально-педагогического сопровождения воспитательной работы в учреждениях НПО, представляется необходимым сделать замечание относительно использования и толкования термина «критерий». Под критерием, как правило, понимают признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо [3, 645, 650]. Выделение критериев не может быть произвольным и должно быть обусловлено, в первую очередь, структурой и содержанием исследуемого феномена, в данном случае это эффективность СПС воспитательной работы в учреждениях НПО. В качестве критериев из структурно-содержательных компонентов названного феномена следует выделить только те признаки, которые поддаются исследованию, фиксированию, описанию, поскольку проявления, связанные с глубинными изменениями духовного мира личности, не могут быть точно измерены. Педагог может фиксировать лишь внешние стороны саморазвития и личностного становления.

Обозначим некоторые вопросы общего характера, которые учитывались при выработке критериев эффективности СПС воспитательной работы в учреждениях НПО.

Воспитательное становление личности — процесс, развивающийся во времени и в силу специфики требующий описания причинно-следственного характера. Саморазвитие будущих специалистов происходит интенсивнее при использовании в качестве импульса их ценностных ориентации. Толчком к развитию личностного ядра, как известно, могут быть переживания, суггестивные состояния и т. д. или же собственная творческая деятельность в рамках воспитательных мероприятий. Соответственно, следует учитывать, как воздействует

160

организованная педагогом воспитательная среда на личность, как изменяется ее отношение к окружающему культурному пространству и формируются ценностные ориентиры. При этом ценностные представления и переживания каждой личности субъективны и проявляются индивидуально.

В настоящее время уже выработаны некоторые критерии, показывающие проявление воспитательной активности личностно-профессионального становления учащихся в системе НПО. Это, в частности, наличие специальной программы саморазвития, саморегулятивная активность в деятельности и общении, способность к интериоризации. Она понимается как процесс образования внутренних структур психики человека за счет усвоения и «перевода вовнутрь» структур внешней социальной деятельности, преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [5]. Об эффективности воспитательной деятельности может свидетельствовать также способность к творческой, преобразующей деятельности в различных сферах и способность к адекватному оцениванию своего личностного потенциала. О позитивности СПС воспитательной работы в учреждениях НПО можно судить прежде всего по положительным изменениям и результатам, которые происходят в воспитательной системе учреждений НПО.

Ведущей характеристикой учащегося как субъекта воспитания можно считать его активность, проявляющуюся в инициативном и ценностном отношении к окружающему культурному пространству, к другим людям и к самому себе, что может иметь место лишь при успешно интегрированном социально-педагогическом содействии. Если самостоятельность суждений и оценок характеризует активность учащегося с точки зрения его относительной независимости от внешнего окружения, то воспитанность характеризует его активность с точки зрения возможностей к преобразованию окружения или себя самого в целях эффективного взаимодействия с культурным пространством будущей профессии. Высшим показателем активности и самостоятельности будущего специалиста можно считать его воспитательное самостановление (выражается в показателях — наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр.).

Содержательные критерии оценки эффективности СПС воспитания учащихся в системе НПО (личностная направленность к будущей профессии, мотивационная активность, самостоятельность, стремление к творчеству, самоуправление и самовоспитание) относительно независимы, но вместе с тем взаимосвязаны в духовном мире личности.

Критериями эффективности системы педагогического содействия становлению будущих специалистов выступают: видение личностью многообразия путей самоопределения в социокультурной среде региона, знание культурных традиций: духовный потенциал личности, основанный на ценностях будущей профессии. Готовность будущего специалиста к самостоятельному разрешению различных личностных противоречий и проблемных ситуаций — также один из критериев его личностно-профессионального становления.

Осознание своей профессиональной уверенности и ответственности за свободу собственного преобразования —

161

своеобразный итог, выражающий достижение полноты духовного пространства, интенсивное развитие творческого начала и преодоление нормативных пределов, переход к качественно более высокому уровню становления, когда в сфере духовности находится место «другому». Теперь уже становление ученика — этот «круг» проживания в «другом» того, что было прожито ранее самим индивидуумом, — должно быть гуманистически и ценностно осмыслено. Между этими двумя точками происходит множество личностных преобразований. Это наглядный пример того, насколько сложно выработать критерии СПС воспитательной работы в системе НПО.

Критерии, представленные далее, разработаны на основании исследований Л. Н. Куликовой, Т. В. Лучкиной, В. А. Сластенина, Е. Л. Федотовой и др. [1, 2, 4, 5].

Первым, критерием личностно-профессионального становления является саморазвитие личности обучающегося. Его суть в первую очередь проявляется в информированности учащихся о сущности и важности понимания механизмов процесса саморазвития. В необходимости способствовать убеждению будущих специалистов в значимости саморазвития и самовоспитания для дальнейшего становления. Он предполагает анализ постепенного наращивания и развития личной мотивации к саморазвитию и содействие педагога в осуществлении саморазвития.

Второй критерий — ценностные ориентации учащегося — может быть определен в связи с признанием будущими специалистами важности социальных и культурно-эстетических ценностей. Здесь важен вектор направленности личности будущих специалистов на свою профессию и содействие развитию у них необходимой мотивации для дальнейшего развертывания в личностно-профессиональном и личностно-воспитательном планах. Диагностирование ценностной ориентации на будущую профессию позволяет говорить об эффективности СПС, оказываемого учащимся. Благодаря этому складывается новое отношение к социально-культурному пространству будущей профессии, в котором личность начинает осознавать себя как индивидуальность. Этот критерий является базой для объективации воспитательного потенциала будущих специалистов.

Третий критерий характеризуется наличием у будущего специалиста определенных воспитательно-коммуникативных способностей, умением создавать и «входить» в диалогические ситуации. Здесь важно направить социально-педагогическое сопровождение на развитие умения устанавливать эмоциональный контакт с товарищами по учебной группе, стремления насыщать эмоциями свои выступления и в то же время быть корректным.

Четвертый критерий свидетельствует о том что на основании осознанного отношения к ценностям будущей профессии начинается уверенная самореализация в профессиональной деятельности. Самореализация предполагает способность к самовыражению и, по сути, направляет СПС на развитие специальных способностей учащегося и укрепление его индивидуальности.

По направленности, способу и месту применения критерии эффективности СПС можно условно классифицировать по двум группам. Первая группа связана с проявлением результатов саморазвития учащихся по внешнему проявлению, вторая — с мотивами, убеждениями, личностными планами

162

и ценностными ориентациями учащихся.

Таблица. Критерии эффективности СПС воспитательной работы в системе НПО

Группа критериев оценки

Критерии процесса

Критерии результата

Критерии факта (качественная определенность)

Наличие или отсутствие конкретных признаков, характеризующих целостную определенность процесса, его концептуальные признаки

Наличие или отсутствие типологических признаков, характеризующих целостную определенность субъектов процесса (воспитанника и педагога), их мировоззренческие позиции

Критерии уровня (количественные отношения)

Степень выраженности определенных характеристик процесса, эффективности его влияния на отдельные свойства и личность в целом

Степень выраженности определенных личностных свойств, сформированности знаний, умений, опыта, чувств и т. д.

Можно также выделить критерии оценки конечных результатов — достигнутого уровня саморазвития личности или ученической группы — и критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств или качеств воспитанности, (см. табл.) По данной классификации критерии могут быть разделены на две группы: а) критерии факта, или состояния (т. е. качества) и б) критерии уровня (количественные). В первую группу должны войти критерии с двухбалльной оценкой (наличие, отсутствие), во вторую — критерии, отражающие степень выраженности определенных параметров результата. Рассмотренная классификация критериев эффективности СПС способна существенно упростить как анализ воспитательной практики, так и решение исследовательских задач.

В заключение подчеркнем, что СПС воспитательной работы в учреждениях НПО будет эффективным, если сначала будут выявлены исходные позиции, а затем при интегрировании содействия будет проводиться тщательный анализ изменений и фиксирование промежуточных результатов воспитательного процесса. Об эффективности СПС может свидетельствовать активность учащихся, проявляющаяся в инициативном, самостоятельном, творческом отношении к окружающему социально-культурному пространству, к другим людям и к самим себе, что может иметь место лишь при успешно интегрированном СПС.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск, 1997.

2.     Лучкина Т. В. Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя // Известия РГУ им. А. И. Герцена. — № 11 (62): Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. — СПб., 2008. — С. 262—271.

3.     Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 18-е изд. стереотип. — М.: Русский язык, 1986.

4.     Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стер. — М., 2006.

5.     Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: дис. ... д-ра пед. наук. — Иркутск, 1998.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/PXXI042009/BKe-158.htm