Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

645

С. М. РИВЕС. О мерах педагогического воздействия. Беседы с учителями. Новая педагогическая библиотека, № 1. Изд. «Раб. просв.». Стр. 112. Москва. 1929. Ц. 75 к.

Книга С. М. Ривеса — самое новое из всего, что в последние годы появилось в нашей педологической и педагогической литературе по вопросу о мерах воздействия. Это прежде всего смелая книга, не боящаяся взглянуть в лицо нашей школьной действительности и представить ее так, как она есть, без прикрас. Она вскрывает, как много еще в нашей того, чего не должно быть. Далее это — принципиальная книга, которая имеет мужество и твердость итти против течения, широко распространившегося в последние годы в широких кругах учительства, практических педагогов и методистов, и проникшего в некоторые методические официальные и полуофициальные издания.

Это течение, фактически, на деле приводящее к пересмотру принципиального педагогического вопроса о недопустимости наказаний в советской школе, идет по линии наименьшего сопротивления, пытаясь в смягченной и гуманизированной форме восстановить старые школьные меры воздействия и культивировать домашнюю, обывательскую «педагогику родительского воздействия».

Книга Ривеса пытается — и с большим успехом достигает этого — обосновать линию наибольшего сопротивления в решении этого больного вопроса

646

нашей школы, линию пересмотра всего содержания и всех форм школьной и вне школьной работы, линию борьбы с условиями, порождающими те явления, с которыми обычно пытаются бороться с помощью мер воздействия, линию выработки внутренней, сознательной дисциплины.

Самое ценное в рассматриваемой книге — это соединение подлинной простоты, ясности, четкости анализа и изложения проблемы с действительно научным подходом к вопросу. Это ново для работ подобного типа, в этом отношении книга Ривеса не прсто обосновывает и защищает хорошо известные принципиальные позиции и теоретические положения, но дает и нечто существенно новое, свое. Это новое и делает книгу глубоко интересной для педолога.

Автор не ограничивается одной теоретической, абстрактной постановкой вопроса о мерах воздействия. Он пытается прежде всего всесторонне изучить вопрос, исследовать, какие меры воздействия фактически, на деле применяются, как часто и к чему они приводят, как они отражаются в сознании детей, каковы представления детей о «самом лучшем учителе», как сами дети судят о дезорганизаторах, как они реагируют на различные казусы и конфликты школьной жизни. Анализ конкретного фактического материала, данные, добытые в процессе исследования, подлинные реакции детей, массовые обследования, — все это вскрывает реальную, конкретную картину, которую надо изучить, понять, продумать вместе с автором для того, чтобы разобраться в его выводах. Жиизненность и и научность, путь через факты, умение вскрыть то, что есть в действительности, — все это выгодно отличает книгу Ривеса.

Особенно удачным представляется нам примененный автором в его исследованиях метод тестов (или задачек, как сам автор называет его), с помощью которого изучаются и анализируются реакции детей на конкретную сложную жизненную ситуацию. Этот метод соединяет в себе достоинства экспериментально-тестового исследования с конкретностью, жизненностью, практичностью простого опроса. Этому методу, по-нашему представлению, принадлежит большое поле приложения в наших педолого-педагогических исследованиях (особенно в области изучения идеологических представлений), и было бы чрезвычайно интересно, если бы автор посвятил его рассмотрению и обоснованию особую статью.

Л. С. Выготский.

———

Список замеченных опечаток

Страница

Место на странице

Опечатка

Должно быть

646

2 абзац сверху (а. св.)

не прсто

не просто

646

3 а. св.

Жиизненность

Жизненность

646

3 а. св.

и и научность

и научность

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/Pedologia031929/VRR-645.HTM