Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

К содержанию журнала

Список ключевых терминов

Автономия (Autonomy) — в философии автономия — самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью. В когнитивной психологии моральная автономия рассматривается как способность быть свободным от произвольных социальных установлений, диктата власти, транслируемых извне установок.

Анти-саккада (Anti-saccade) — поворот глаз в сторону, противоположную стимулу. Тест с использованием антисаккад является классическим тестом, применяемым для оценки тормозного контроля деятельности, в первую очередь ее автоматической составляющей.

Вентральный зрительный путь (Ventral visual pathway) — зрительный путь, передающий информацию от первичной зрительной коры к нижней височной доле. Является продолжением парвоцеллюлярного ЗП. Его также называют путь «что?», поскольку он связан с опознаванием объектов.

Гетерономия (Heteronomy) — в философии рассматривается как противоположность автономии и определяется как подчинение воли субъекта чуждому ей и независимому от нее закону и установленным извне нормам, а не тому закону, который она ставит себе сама. В когнитивной психологии гетерономия рассматривается как следование предписанным правилам, ориентация на социально одобряемые действия и некритическое усвоение знаний.

Дорзальный зрительный путь (Dorsal visual pathway) — зрительный путь, передающий информацию от первичной зрительной коры к задней теменной доле. Является продолжением магноцеллюлярного ЗП. Его также называют «путь «где?» или «как?», поскольку он ассоциирован с представлением о локализации объекта и зрительным управлением движением.

Имманентность (Immanence) — В качестве философской категории обозначает неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней. В теории Канта имманентное является противоположностью трансцендентного как нечто, пребывающее в себе самом и не переходящее в нечто чуждое. В теории познания означает «остающийся внутри границ возможного». Понятие «имманентность» использовалось Жаном Пиаже в одной из его бесед с Брангье, когда, отвечая на вопрос: «У Вас был религиозный кризис?»,- Пиаже ответил: «Нет, потому что я рано начал верить в имманентность». (Беседы с Жаном Пиаже, Беседа шестая (Май — июнь, 1969), Психологический журнал, 2000, том 21, №6, с. 92—94).

По мнению Орландо Лоуренцо, именно ориентация Пиаже на имманентность определяет его общетеоретическую ориентацию на относительную независимость субъекта от внешних воздействий в процессе развития.

Исполнительные функции (Executive functions) — «служебные» процессы, которые осуществляют контроль, общее управление всем целенаправленным поведением человека. Основными составляющими исполнительных функций является планирование, контроль, рабочая память (возможности удержания и оперирования текущей информацией в буфере кратковременной памяти) и ингибиция (тормозный контроль поведения).

Категория (category) — множество объектов объективно сходные друг с другом в каком-либо отношении. Согласно наиболее распространенному мнению, категория — объективное сходство объектов в мире, а понятие — это субъективное понимание того, что объединяет членов данной категории. Такое деление удобно в эмпирическом плане — свойства категории соотносятся с материалом, который получает испытуемый, а свойства понятия, соотносятся с тем, как этот материал был структурирован в сознании испытуемого.

Контент-анализ открытых интервью (content analysis of open-ended interviews) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Кросскультурная психология (cross-cultural psychology) — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования социальными, культурными и экологическими факторами. Кросскультурная психология занимается выявлением как универсальных, так и специфических особенностей психического развития, а также описывающих их теорий.

Любознательность (curiosity) — это активный интерес к окружающему миру.

Межкультурная коммуникация (inter-cultural communication) — связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

Понятие (concept) — мысленная репрезентация, устанавливающая эквивалентность множества объектов в каком-либо отношении. Противопоставляется в экспериментальных работах термину категория, который описывает сходство объектов не в сознании человека, а в объективном мире.

Потребность в познании (need for cognition) — потребность в деятельности, направленной на получение нового знания.

Развивающее обучение (developmental education) — теория обучения, в которой знания даются ученикам на уроке не в готовом виде, а раскрываются последовательно в ходе совместной работы с учителем.

Социокультурная среда (socio-cultural environment) — совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, и определяющих, во многом, их существование; качество природного и социокультурного окружения.

Теоретическое мышление (theoretical thinking) это процесс, в ходе которого происходит решение задачи с обращением к понятиям, с выделением внутренних существенных признаков в изучаемом явлении.

Трансцендентность (Transcendence) — в качестве философской категории означает «принципиально недоступное опытному познанию» или «не основанное на опыте». В когнитивной психологии понятие трансцендентности психологически связывается с уважением, основанном на авторитете взрослого (в системе неравноправных отношений) в противовес имманентности, связанной с взаимным, обоюдным уважением (в системе равноправных отношений).

Формирование понятия (concept learning / formation / acquisition) — процесс нахождения правила для дифференциации объектов по группам, то есть процесс создания категории. В экспериментальных исследованиях противопоставляется репрезентации понятия (другая сторона понятийной системы), что выражается в том, что испытуемым чаще всего дают новые искусственные категории.

Эпистемическая любознательность (epistemic curiosity) — это тип любознательности, которая свойственна только человеку и направлена на получение нового знания.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP032013/szp-gloss.htm
Описание
Список ключевых терминов // Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. — № 2. — М.: Моск. гор. психолого-пед. ун-т., 2013.