49 СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ, УРОВНЕМ СТРЕССА И КАЧЕСТВОМ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
В. В. КРАСНОВА, А. Б. ХОЛМОГОРОВА
Целью исследования являлось изучение социальной тревожности у студентов III курса, ее связи с проявлениями эмоциональной дезадаптации в форме симптомов депрессии и тревоги, с уровнем стресса и стратегиями его преодоления, а также с качеством интерперсональных отношений и семейными дисфункциями. Показано, что у студентов с высоким уровнем социальной тревожности наиболее выражены симптомы тревоги и депрессии, выше уровень академического и интерперсонального стресса, чаще отмечаются неконструктивные способы совладания с ним, более выражены амбивалентность и избегание близкого контакта в отношениях с людьми, снижен уровень социальной поддержки и имеют место наиболее высокие показатели семейных дисфункций. На основании анализа полученных данных составлен психологический портрет студента с высоким уровнем социальной тревожности; выделены мишени психологической помощи.
Ключевые слова: социальная тревожность, эмоциональная дезадаптация, интерперсональные отношения, семейные дисфункции, стресс, стратегии совладания, студенты.
Нестабильность социально-экономических условий последних десятилетий способствовала росту числа расстройств аффективного спектра у молодежи [1], [2], [3], [5], [8], [11], [21], [24]. По эпидемиологическим данным, распространенность расстройств аффективного спектра, в том числе и субклинических состояний эмоциональной дезадаптации, в студенческой популяции достигает 20—30% [17], [21]. Эмоциональная дезадаптация оказывает выраженное негативное влияние на качество жизни, социальную адаптацию, повышает риск суицида в студенческой популяции [6], [12]. О возрастании внимания ученых к этим явлениям свидетельствуют многочисленные исследования [13], [15], [16], [18], [20], [21], [22], [23], [25], [27].
В студенческом возрасте наиболее велик риск возникновения эмоциональной дезадаптации в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса [1], [6], [9], [10]. III курс является рубежом между младшими курсами и старшими, когда наиболее остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора специализации, темы научной работы. Для многих студентов этот период связан с созданием семьи или длительных отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем.
Частое недосыпание, истощение, академические задолженности, трудности самоорганизации и несформированность
50конструктивных стратегий совладания, дефицит социальной поддержки, сложные семейные обстоятельства, социальные стрессы, невозможность обеспечить свою жизнь часто становятся причинами эмоциональной дезадаптации и психических расстройств у студентов. Исследование, проведенное в различных московских вузах в 2006 г., показало, что более 30% студентов III курса отмечают в самоотчете симптомы депрессии, а наличие суицидальных мыслей и желаний отмечают более 16%. Более половины студентов испытывают симптомы тревоги средней и высокой степени тяжести [4], [6], [12]. Также выявлено, что студенты используют менее конструктивные способы совладания со стрессом, нежели взрослые люди [3], [10]. В связи с этим встает вопрос о факторах, затрудняющих успешное совладание с жизненным стрессом у студентов или, наоборот, содействующих поддержанию их психического здоровья.
Обучение в вузе тесно связано с социальным взаимодействием. На процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов способно оказать серьезное негативное влияние такое явление, как социальная тревожность — состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми [27], [29], [30], [33], [34]. Социальная тревожность в студенческой популяции стала важной темой исследований западных психологов, в частности, А. Зимбардо, Д. Уотсона, Р. Френда, Дж. Кларка, Х. Арковитса, П. Пилкониса, А. Лири, С. Хофмана, Дж. Керана, Дж. Уилсона, Р. Рэппи и других. Человеку с высокой социальной тревожностью в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако каждый на протяжении своей жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта с другими людьми. Учеба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Естественно, что человеку, у которого ситуации общения вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться с повседневными делами.
Часто получается так, что из-за повышенной тревожности студент действительно не способен действовать эффективно в присутствии других людей и, как правило, без всяких оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации контактов с людьми, такой студент лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен успешно взаимодействовать.
Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Если социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает для него определенные ситуации мучительными и неприятными, то социофобия приводит к серьезной дезадаптации и зачастую к отказу от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства по классификации МКБ-10, разработаны критерии клинической диагностики, стандарты медикаментозного и психотерапевтического лечения. Это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотребления психоактивными веществами. Типичные симптомы социальной фобии: острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь и слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях [14].
Основным выходом для людей, страдающих социальной фобией, часто становится избегание любых ситуаций, которые для них связаны с вероятностью негативной оценки, — выступлений, встреч с противоположным полом, вечеринок, что приводит к частичной или полной социальной изоляции. Это сильно ограничивает их возможность чувствовать радость жизни
51и заставляет страдать от одиночества. Еще более трудно переносимой такую ситуацию делает постоянное сравнение себя с более успешными и уверенными людьми.
Ниже приводятся результаты исследования интерперсональных факторов социальной тревожности, которые в соответствии с многофакторной моделью расстройств аффективного спектра выделяются в отдельный блок наряду с семейными, макросоциальными и личностными [21], [23].
Целью исследования являлось изучение социальной тревожности у студентов III курса и ее связи с качеством интерперсональных отношений, семейными дисфункциями, трудностями в учебном процессе и различными проявлениями эмоциональной дезадаптации.
ИСПЫТУЕМЫЕ И МЕТОДИКИ
Испытуемыми являлись студенты III курса московских гуманитарных вузов. Возраст испытуемых составлял 19—23 года (средний возраст — 21,5 года).
Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе изучалась связь социальной тревожности с эмоциональной дезадаптацией и различными видами стресса (было обследовано 140 человек), на втором — связь социальной тревожности с эмоциональной дезадаптацией и особенностями интерперсональных отношений у студентов (был обследован 101 человек). Всего было использовано четыре блока методик, направленных на оценку: 1) социальной тревожности; 2) симптомов эмоциональной дезадаптации; 3) уровня стресса и стратегий совладания с ним; 4) особенностей интерперсональных отношений. Блоки опросников, направленные на изучение социальной тревожности и эмоциональной дезадаптации, являлись общими для обоих этапов исследования, поэтому данные по соответствующим опросникам были суммированы для обеих выборок, включающих в общей сложности 241 человек (160 девушек и 81 юношу); совместно с родителями проживало 207 человек.
Для оценки уровня социальной тревожности использовались:
1) шкала социального избегания и дистресса (SADS — social avoidance and distress scale [34]);
2) шкала страха негативной оценки (FNE — fear of negative evaluation [34]);
3) краткая шкала социальной фобии (BSPS [31]).
Для оценки выраженности эмоциональной дезадаптации применялись:
4) шкала депрессии (BDI, адаптация Н. В. Тарабриной [19]);
5) шкала тревоги (BAI [19]).
Для оценки стресса и способов совладания с ним использовались:
6) опросник недавних жизненных событий у студентов [32]. Содержит список микрострессоров, типичных для студентов, направлен на оценку уровня интерперсонального и академического стресса, а также общего уровня стресса;
7) шкала COPE (COPE Inventory [28]). Методика создана для диагностики широкого спектра копинговых реакций.
Для оценки качества межличностных отношений использовались:
8) опросник социальной поддержки (FSOZU-22, адаптация А. Б. Холмогоровой, Г. А. Петровой [21]);
9) структурированное интервью «Московский интегративный опросник социальной сети» (разработан А. Б. Холмогоровой совместно с Н. Г. Гаранян и Г. А. Петровой [21]);
10) опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК, разработан А. Б. Холмогоровой совместно с С. В. Воликовой [21]);
11) тест на тип привязанности в межличностных отношениях [21].
Для оценки эмоциональных трудностей, связанных с учебным процессом, использовались:
5212) опросник недавних жизненных событий у студентов [32];
13) шкала COPE (COPE Inventory [28]).
Опросники для оценки качества интерперсональных отношений и эмоциональных трудностей, связанных с учебным процессом, использовались позже, поэтому число испытуемых по этим показателям не совпадает с числом испытуемых по другим показателям.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выделения групп с высоким уровнем социальной тревожности мы использовали метод процентилей, который позволяет показать процент случаев в определенной генеральной совокупности с равными или меньшими заданного значения процентиля оценками. Таким образом, метод процентилей дает более точную информацию, чем просто сообщение о том, что в данном распределении некое значение переменной попадает выше или ниже среднего. В нашем исследовании мы разделили выборку на три группы: с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности (33 и 66 значений процентиля) по следующим аспектам: социальное избегание и социальный дистресс, страх социальной оценки и показатели по шкале социальной фобии, поскольку социальная тревожность неоднородна и включает в себя все эти проявления.
Были получены следующие результаты эмпирического исследования выраженности симптомов эмоциональной дезадаптации и повседневного стресса в группах с разным уровнем социальной тревожности.
В табл. 1 приведены данные различий по показателям выраженности симптомов депрессии в группах с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. Степень эмоциональной дезадаптации (в виде симптомов депрессии) в группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности значимо выше, чем в группах с низким и средним показателем социальной тревожности (p<0,001). В группе студентов со средним уровнем социальной тревожности показатели депрессии достоверно выше, чем в группе студентов с низким уровнем социальной тревожности (p<0,001). Средние значения показателей депрессии у студентов с высокой социальной тревожностью указывают на высокую вероятность клинической формы депрессии [14], [25].
В обследуемой выборке 6 (2,5%) студентов имели показатели по шкале социальной фобии (BSPS), равные или превосходящие 41 балл, что с высокой степенью вероятности указывает на наличие у них клинической формы социальной фобии [31].
Таблица 1
Выраженность симптомов депрессии в группах с различным уровнем социальной тревожности
Выраженность симптомов депрессии | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=81) | средний (N=80) | высокий (N=80) |
Нет | 67 (83,75) | 57 (71,25) | 43 (53,75) |
Легкая | 4 (5,00) | 12 (15,00) | 17 (21,25) |
Умеренная | 7 (8,75) | 8 (10,00) | 10 (12,50) |
Тяжелая | 3 (3,75) | 3 (2,78) | 10 (12,50) |
M | 8,78 AB | 11,15 BC | 14,26 AC |
SD | 7,75 | 8,06 | 9,74 |
Примечание. Здесь и далее: статистически достоверные (критерий Манна – Уитни) различия между испытуемыми: A — с низким и высоким уровнем социальной тревожности; B — с низким и средним уровнем социальной тревожности; C — со средним и высоким уровнем социальной тревожности. В скобках указан процент. M — среднее значение. SD — среднее квадратичное отклонение. |
В табл. 2 приведены различия по показателям выраженности симптомов тревоги в группах с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. Степень эмоциональной дезадаптации (в виде симптомов тревоги) в группе студентов
53с высоким уровнем социальной тревожности оказалась значимо выше, чем в группах с низким и средним показателем социальной тревожности (p<0,001). Также было выявлено, что показатели тревоги в группе студентов со средним уровнем социальной тревожности достоверно выше, чем в группе студентов с низким уровнем (p<0,001).
Таблица 2
Выраженность симптомов тревоги в группах с различным уровнем социальной тревожности
Выраженность симптомов тревоги | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=81) | средний (N=80) | высокий (N=80) |
Нет | 31 (38,75) | 15 (18,75) | 10 (12,50) |
Легкая | 40 (50,00) | 42 (52,50) | 42 (52,50) |
Средняя | 5 (6,25) | 12 (13,75) | 11 (12,50) |
Высокая | 5 (6,25) | 11 (12,50) | 16 (20,00) |
M | 7,28 AB | 10,74 BC | 12,81 AC |
SD | 6,29 | 7,13 | 8,92 |
Таблица 3
Уровень стресса в группах с различным уровнем социальной тревожности
Уровень стресса (баллы) | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=44) | средний (N=49) | высокий (N=47) |
0—45 | 0 (0,00) | 0 (0,00) | 0 (0,00) |
46—95 | 38 (86,28) | 33 (66) | 29 (61,90) |
96—145 | 6 (13,62) | 16 (32) | 17 (36,00) |
146 и выше | 0 (0,00) | 0 (0,00) | 1 (2,10) |
M | 77,67 AB | 85,98 B | 89,81 A |
SD | 6,66 | 19,94 | 23,35 |
В табл. 3 приведены данные сравнения групп с разным уровнем социальной тревожности по показателю повседневного стресса. Группы студентов с высоким (p<0,05) и средним (p<0,05) уровнями социальной тревожности статистически достоверно имеют более высокие значения по показателю общего повседневного стресса, чем группа с низким уровнем социальной тревожности (p<0,05). Показатели высокого уровня стресса встречаются в этих группах в два раза чаще, чем в группе с низким уровнем социальной тревожности.
Таблица 4
Уровень повседневного стресса в группах с различным уровнем социальной тревожности
Уровень стресса (в баллах) | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=44) | средний (N=49) | высокий (N=47) |
M | SD | M | SD | M | SD |
Общий | 77,67 AB | 6,66 | 85,98 B | 19,94 | 89,81 A | 23,35 |
Интерперсональный | 30,00 A | 1,00 | 36,24 | 8,64 | 38,11 A | 10,45 |
Академический | 30,00 AB | 5,57 | 30,45 B | 9,67 | 31,51 A | 9,92 |
В табл. 4 приведены показатели повседневного стресса (общий, академический и межличностный) в группах студентов с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. В группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности эти показатели (p=0,05; p=0,019; p=0,05 соответственно) достоверно выше, чем в группе с низким. В группе с низким уровнем социальной тревожности показатели академического (p=0,026) и общего стресса (p=0,017) достоверно ниже, чем в группе со средним уровнем социальной тревожности.
Поскольку для студенческой популяции характерен высокий уровень стресса, эмоциональное благополучие сильно связано с выбором эффективных копинг-стратегий. По мнению многих авторов, социально тревожные индивиды часто прибегают к так называемому избегающему стилю поведения в ситуациях социального
54взаимодействия, которые ведут к усугублению дезадаптации и приобретению ею хронического характера [7], [26], [28], [29].
Были выявлены значимые различия в отношении нескольких типов совладающего поведения. Как видно из табл. 5, студенты с высоким уровнем социальной тревожности достоверно реже прибегают к такому виду совладающего поведения в стрессовой ситуации, как «позитивное переопределение и личностный рост», чем студенты с низким (p=0,004) и средним (p=0,007). Студенты с низким уровнем социальной тревожности достоверно реже прибегают к такому стилю совладания со стрессом, как «поведенческое избегание» (p<0,001) и «психическое избегание» (p=0,006), по сравнению со студентами с высоким уровнем социальной тревожности. Студенты с низким уровнем социальной тревожности активнее используют юмор в стрессовой ситуации (p<0,001) по сравнению со студентами с высоким уровнем социальной тревожности. Таким образом, полученные результаты говорят о том, что студенты с высоким уровнем социальной тревожности чаще прибегают к неконструктивным способам совладания со стрессом в форме избегания, что хорошо согласуются с исследованиями других авторов [7], [10], [26], [28], [29].
Таблица 5
Показатели выбора стратегий совладающего поведения в группах студентов с разным уровнем социальной тревожности
Стратегии совладающего поведения | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=44) | средний (N=49) | высокий (N=47) |
M | SD | M | SD | M | SD |
Позитивное переопределение и личностный рост | 11,71 A | 2,35 | 11,09 C | 2,00 | 9,6 AC | 2,70 |
Психическое избегание | 8,77 A | 2,16 | 8,95 | 2,19 | 9,60 A | 1,96 |
Использование инструментальной социальной поддержки | 9,12 | 2,59 | 8,91 | 3,05 | 10,35 | 3,84 |
Сосредоточение внимания на эмоциях и их проявление | 10,35 | 2,89 | 9,82 | 3,55 | 10,90 | 3,19 |
Активный копинг | 10,80 | 2,50 | 10,50 | 1,99 | 9,70 | 2,36 |
Отрицание | 6,66 | 2,02 | 5,64 | 2,22 | 6,55 | 2,28 |
Религиозный копинг | 6,50 | 2,82 | 6,41 | 3,53 | 5,85 | 2,96 |
Использование юмора | 8,88 A | 3,15 | 8,45 | 3,58 | 7,45 A | 2,98 |
Поведенческое избегание | 5,92 A | 1,96 | 6,59 | 1,92 | 6,65 A | 2,13 |
Самоограничение | 9,01 | 2,23 | 8,91 | 2,22 | 9,40 | 1,76 |
Использование эмоциональной социальной поддержки | 10,37 | 2,90 | 9,05 | 3,17 | 10,65 | 3,80 |
Употребление психоактивных веществ | 5,68 | 2,78 | 6,00 | 3,01 | 5,60 | 2,74 |
Принятие | 9,66 | 2,55 | 9,27 | 2,98 | 9,45 | 2,33 |
Оттормаживание всех других занятий | 8,66 | 1,79 | 8,05 | 2,28 | 8,90 | 1,94 |
Планирование совладания | 11,53 | 2,27 | 10,45 | 2,81 | 10,40 | 2,56 |
Как видно из табл. 6, существуют значимые различия в показателях социальной поддержки в группах с разным уровнем социальной тревожности. В группе студентов с низким уровнем социальной тревожности показатели эмоциональной и инструментальной поддержки, социальной интеграции и общий уровень поддержки значимо выше, чем в группах с высоким (p<0,05) и средним (p<0,05) уровнями социальной тревожности. Это говорит
55о том, что социально тревожные студенты в своих ответах отмечают меньшее число знакомых, способных помочь, например, позаботиться о квартире в их отсутствие, одолжить бытовой прибор, поделиться полезной информацией, оказать моральную поддержку в тяжелой ситуации, выслушать и разделить горе и радость. Они также не чувствуют себя включенными в какую-либо социальную группу или общность, для них характерна социальная изоляция и одиночество. Полученные результаты соотносятся с отечественными исследованиями на эту тему [3], [25].
Таблица 6
Показатели социальной поддержки в группах с разным уровнем социальной тревожности
Параметры | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=33) | средний (N=33) | высокий (N=35) |
M | SD | M | SD | M | SD |
Эмоциональная поддержка | 41,11 AB | 4,55 | 35,78 B | 7,43 | 33,73 A | 7,96 |
Инструментальная поддержка | 17,85 AB | 2,76 | 16,00 B | 2,96 | 15,62 A | 3,61 |
Социальная интеграция | 29,63 AB | 3,50 | 23,96 B | 4,47 | 23,77 A | 4,25 |
Удовлетворенность поддержкой | 6,07 | 1,94 | 6,15 | 2,35 | 5,88 | 2,63 |
Общий уровень поддержки | 94,67 AB | 11,59 | 81,89 B | 14,24 | 77,00 A | 13,43 |
Как видно из табл. 7, бо́льшая часть студентов с низким уровнем социальной тревожности в межличностных отношениях склонны к надежной привязанности, более половины студентов с высоким уровнем социальной тревожности чаще вступают в интерперсональные отношения с амбивалентным типом привязанности, который можно охарактеризовать как «привязанность – отталкивание». В таких отношениях человек часто стремится «слиться» с партнером, быть как можно ближе, но в то же время испытывает постоянное беспокойство о том, что партнер его не любит, не хочет быть с ним, и, получая долгожданное внимание, отталкивает его [22], и это не позволяет сформировать теплые доверительные отношения.
Данные табл. 8 отражают статистически достоверные различия в размере социальной сети (p<0,001) по сравнению с числом лиц, оказывающих эмоциональную (p<0,001) и инструментальную поддержку (p=0,03) в группах студентов с низким и с высоким уровнями социальной тревожности, а также значимые различия в размере социальной сети (p=0,003) и числе лиц, оказывающих эмоциональную поддержку (p=0,015) в группах студентов с высоким и средним уровнями социальной тревожности. У студентов с высоким уровнем социальной тревожности социальная сеть значимо у́же, чем у студентов с низким и средним уровнями социальной тревожности, у них меньше близких людей, оказывающих эмоциональную и инструментальную поддержку. Следует отметить, что узкая социальная сеть является фактором-предиктором эмоционального неблагополучия, поскольку провоцирует дефицит поддержки [6], [25].
Таблица 7
Частота типов привязанности в межличностных отношениях в группах студентов с разным уровнем социальной тревожности
Тип привязанности | Уровень социальной тревожности |
низкий (N=33) | средний (N=33) | высокий (N=35) |
Надежный | 19 (57,00) | 14 (42,50) | 7 (19,60) |
Амбивалентный | 6 (18,00) | 14 (42,50) | 23 (64,40) |
Ненадежный | 8 (24,00) | 5 (15,00) | 5 (14,00) |
В табл. 9 показан уровень выраженности семейных дисфункций в родительской