Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

49

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ, УРОВНЕМ СТРЕССА И КАЧЕСТВОМ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

В. В. КРАСНОВА, А. Б. ХОЛМОГОРОВА

Целью исследования являлось изучение социальной тревожности у студентов III курса, ее связи с проявлениями эмоциональной дезадаптации в форме симптомов депрессии и тревоги, с уровнем стресса и стратегиями его преодоления, а также с качеством интерперсональных1 отношений и семейными дисфункциями. Показано, что у студентов с высоким уровнем социальной тревожности наиболее выражены симптомы тревоги и депрессии, выше уровень академического и интерперсонального стресса, чаще отмечаются неконструктивные способы совладания с ним, более выражены амбивалентность и избегание близкого контакта в отношениях с людьми, снижен уровень социальной поддержки и имеют место наиболее высокие показатели семейных дисфункций. На основании анализа полученных данных составлен психологический портрет студента с высоким уровнем социальной тревожности; выделены мишени психологической помощи.

Ключевые слова: социальная тревожность, эмоциональная дезадаптация, интерперсональные отношения, семейные дисфункции, стресс, стратегии совладания, студенты.

Нестабильность социально-экономических условий последних десятилетий способствовала росту числа расстройств аффективного спектра у молодежи [1], [2], [3], [5], [8], [11], [21], [24]. По эпидемиологическим данным, распространенность расстройств аффективного спектра, в том числе и субклинических состояний эмоциональной дезадаптации, в студенческой популяции достигает 20—30% [17], [21]. Эмоциональная дезадаптация оказывает выраженное негативное влияние на качество жизни, социальную адаптацию, повышает риск суицида в студенческой популяции [6], [12]. О возрастании внимания ученых к этим явлениям свидетельствуют многочисленные исследования [13], [15], [16], [18], [20], [21], [22], [23], [25], [27].

В студенческом возрасте наиболее велик риск возникновения эмоциональной дезадаптации в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса [1], [6], [9], [10]. III курс является рубежом между младшими курсами и старшими, когда наиболее остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора специализации, темы научной работы. Для многих студентов этот период связан с созданием семьи или длительных отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем.

Частое недосыпание, истощение, академические задолженности, трудности самоорганизации и несформированность

50

конструктивных стратегий совладания, дефицит социальной поддержки, сложные семейные обстоятельства, социальные стрессы, невозможность обеспечить свою жизнь часто становятся причинами эмоциональной дезадаптации и психических расстройств у студентов. Исследование, проведенное в различных московских вузах в 2006 г., показало, что более 30% студентов III курса отмечают в самоотчете симптомы депрессии, а наличие суицидальных мыслей и желаний отмечают более 16%. Более половины студентов испытывают симптомы тревоги средней и высокой степени тяжести [4], [6], [12]. Также выявлено, что студенты используют менее конструктивные способы совладания со стрессом, нежели взрослые люди [3], [10]. В связи с этим встает вопрос о факторах, затрудняющих успешное совладание с жизненным стрессом у студентов или, наоборот, содействующих поддержанию их психического здоровья.

Обучение в вузе тесно связано с социальным взаимодействием. На процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов способно оказать серьезное негативное влияние такое явление, как социальная тревожность — состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми [27], [29], [30], [33], [34]. Социальная тревожность в студенческой популяции стала важной темой исследований западных психологов, в частности, А. Зимбардо, Д. Уотсона, Р. Френда, Дж. Кларка, Х. Арковитса, П. Пилкониса, А. Лири, С. Хофмана, Дж. Керана, Дж. Уилсона, Р. Рэппи и других. Человеку с высокой социальной тревожностью в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако каждый на протяжении своей жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта с другими людьми. Учеба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Естественно, что человеку, у которого ситуации общения вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться с повседневными делами.

Часто получается так, что из-за повышенной тревожности студент действительно не способен действовать эффективно в присутствии других людей и, как правило, без всяких оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации контактов с людьми, такой студент лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен успешно взаимодействовать.

Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Если социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает для него определенные ситуации мучительными и неприятными, то социофобия приводит к серьезной дезадаптации и зачастую к отказу от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства по классификации МКБ-10, разработаны критерии клинической диагностики, стандарты медикаментозного и психотерапевтического лечения. Это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотребления психоактивными веществами. Типичные симптомы социальной фобии: острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь и слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях [14].

Основным выходом для людей, страдающих социальной фобией, часто становится избегание любых ситуаций, которые для них связаны с вероятностью негативной оценки, — выступлений, встреч с противоположным полом, вечеринок, что приводит к частичной или полной социальной изоляции. Это сильно ограничивает их возможность чувствовать радость жизни

51

и заставляет страдать от одиночества. Еще более трудно переносимой такую ситуацию делает постоянное сравнение себя с более успешными и уверенными людьми.

Ниже приводятся результаты исследования интерперсональных факторов социальной тревожности, которые в соответствии с многофакторной моделью расстройств аффективного спектра выделяются в отдельный блок наряду с семейными, макросоциальными и личностными [21], [23].

Целью исследования являлось изучение социальной тревожности у студентов III курса и ее связи с качеством интерперсональных отношений, семейными дисфункциями, трудностями в учебном процессе и различными проявлениями эмоциональной дезадаптации.

ИСПЫТУЕМЫЕ И МЕТОДИКИ

Испытуемыми являлись студенты III курса московских гуманитарных вузов. Возраст испытуемых составлял 19—23 года (средний возраст — 21,5 года).

Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе изучалась связь социальной тревожности с эмоциональной дезадаптацией и различными видами стресса (было обследовано 140 человек), на втором — связь социальной тревожности с эмоциональной дезадаптацией и особенностями интерперсональных отношений у студентов (был обследован 101 человек). Всего было использовано четыре блока методик, направленных на оценку: 1) социальной тревожности; 2) симптомов эмоциональной дезадаптации; 3) уровня стресса и стратегий совладания с ним; 4) особенностей интерперсональных отношений. Блоки опросников, направленные на изучение социальной тревожности и эмоциональной дезадаптации, являлись общими для обоих этапов исследования, поэтому данные по соответствующим опросникам были суммированы для обеих выборок, включающих в общей сложности 241 человек (160 девушек и 81 юношу); совместно с родителями проживало 207 человек.

Для оценки уровня социальной тревожности использовались:

1) шкала социального избегания и дистресса (SADS — social avoidance and distress scale [34]);

2) шкала страха негативной оценки (FNE — fear of negative evaluation [34]);

3) краткая шкала социальной фобии (BSPS [31]).

Для оценки выраженности эмоциональной дезадаптации применялись:

4) шкала депрессии (BDI, адаптация Н. В. Тарабриной [19]);

5) шкала тревоги (BAI [19]).

Для оценки стресса и способов совладания с ним использовались:

6) опросник недавних жизненных событий у студентов [32]. Содержит список микрострессоров, типичных для студентов, направлен на оценку уровня интерперсонального и академического стресса, а также общего уровня стресса;

7) шкала COPE (COPE Inventory [28]). Методика создана для диагностики широкого спектра копинговых реакций.

Для оценки качества межличностных отношений использовались:

8) опросник социальной поддержки (FSOZU-22, адаптация А. Б. Холмогоровой, Г. А. Петровой [21]);

9) структурированное интервью «Московский интегративный опросник социальной сети» (разработан А. Б. Холмогоровой совместно с Н. Г. Гаранян и Г. А. Петровой [21]);

10) опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК, разработан А. Б. Холмогоровой совместно с С. В. Воликовой [21]);

11) тест на тип привязанности в межличностных отношениях [21].

Для оценки эмоциональных трудностей, связанных с учебным процессом, использовались:

52

12) опросник недавних жизненных событий у студентов [32];

13) шкала COPE (COPE Inventory [28]).

Опросники для оценки качества интерперсональных отношений и эмоциональных трудностей, связанных с учебным процессом, использовались позже, поэтому число испытуемых по этим показателям не совпадает с числом испытуемых по другим показателям.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выделения групп с высоким уровнем социальной тревожности мы использовали метод процентилей, который позволяет показать процент случаев в определенной генеральной совокупности с равными или меньшими заданного значения процентиля оценками. Таким образом, метод процентилей дает более точную информацию, чем просто сообщение о том, что в данном распределении некое значение переменной попадает выше или ниже среднего. В нашем исследовании мы разделили выборку на три группы: с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности (33 и 66 значений процентиля) по следующим аспектам: социальное избегание и социальный дистресс, страх социальной оценки и показатели по шкале социальной фобии, поскольку социальная тревожность неоднородна и включает в себя все эти проявления.

Были получены следующие результаты эмпирического исследования выраженности симптомов эмоциональной дезадаптации и повседневного стресса в группах с разным уровнем социальной тревожности.

В табл. 1 приведены данные различий по показателям выраженности симптомов депрессии в группах с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. Степень эмоциональной дезадаптации (в виде симптомов депрессии) в группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности значимо выше, чем в группах с низким и средним показателем социальной тревожности (p<0,001). В группе студентов со средним уровнем социальной тревожности показатели депрессии достоверно выше, чем в группе студентов с низким уровнем социальной тревожности (p<0,001). Средние значения показателей депрессии у студентов с высокой социальной тревожностью указывают на высокую вероятность клинической формы депрессии [14], [25].

В обследуемой выборке 6 (2,5%) студентов имели показатели по шкале социальной фобии (BSPS), равные или превосходящие 41 балл, что с высокой степенью вероятности указывает на наличие у них клинической формы социальной фобии [31].

Таблица 1

Выраженность симптомов депрессии в группах с различным уровнем социальной тревожности

 

Выраженность симптомов депрессии

Уровень социальной тревожности

низкий (N=81)

средний (N=80)

высокий (N=80)

Нет

67 (83,75)

57 (71,25)

43 (53,75)

Легкая

   4 (5,00)

12 (15,00)

17 (21,25)

Умеренная

   7 (8,75)

  8 (10,00)

10 (12,50)

Тяжелая

  3 (3,75)

    3 (2,78)

10 (12,50)

M

 8,78 AB

11,15 BC

14,26 AC

SD

      7,75

        8,06

        9,74

Примечание. Здесь и далее: статистически достоверные (критерий Манна – Уитни) различия между испытуемыми: A — с низким и высоким уровнем социальной тревожности; B — с низким и средним уровнем социальной тревожности; C — со средним и высоким уровнем социальной тревожности. В скобках указан процент. M — среднее значение. SD — среднее квадратичное отклонение.

В табл. 2 приведены различия по показателям выраженности симптомов тревоги в группах с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. Степень эмоциональной дезадаптации (в виде симптомов тревоги) в группе студентов

53

с высоким уровнем социальной тревожности оказалась значимо выше, чем в группах с низким и средним показателем социальной тревожности (p<0,001). Также было выявлено, что показатели тревоги в группе студентов со средним уровнем социальной тревожности достоверно выше, чем в группе студентов с низким уровнем (p<0,001).

Таблица 2

Выраженность симптомов тревоги в группах с различным уровнем социальной тревожности

 

Выраженность симптомов тревоги

Уровень социальной тревожности

низкий (N=81)

средний (N=80)

высокий (N=80)

Нет

31 (38,75)

15 (18,75)

10 (12,50)

Легкая

40 (50,00)

42 (52,50)

42 (52,50)

Средняя

   5 (6,25)

12 (13,75)

11 (12,50)

Высокая

   5 (6,25)

11 (12,50)

16 (20,00)

M

  7,28 AB

10,74 BC

12,81 AC

SD

       6,29

        7,13

        8,92

Таблица 3

Уровень стресса в группах с различным уровнем социальной тревожности

 

Уровень стресса (баллы)

Уровень социальной тревожности

низкий (N=44)

средний (N=49)

высокий (N=47)

0—45

   0 (0,00)

0 (0,00)

   0 (0,00)

46—95

38 (86,28)

33 (66)

29 (61,90)

96—145

 6 (13,62)

16 (32)

17 (36,00)

146 и выше

  0 (0,00)

0 (0,00)

   1 (2,10)

M

77,67 AB

85,98 B

   89,81 A

SD

       6,66

   19,94

      23,35

В табл. 3 приведены данные сравнения групп с разным уровнем социальной тревожности по показателю повседневного стресса. Группы студентов с высоким (p<0,05) и средним (p<0,05) уровнями социальной тревожности статистически достоверно имеют более высокие значения по показателю общего повседневного стресса, чем группа с низким уровнем социальной тревожности (p<0,05). Показатели высокого уровня стресса встречаются в этих группах в два раза чаще, чем в группе с низким уровнем социальной тревожности.

Таблица 4

Уровень повседневного стресса в группах с различным уровнем социальной тревожности

 

Уровень стресса (в баллах)

Уровень социальной тревожности

низкий (N=44)

средний (N=49)

высокий (N=47)

M

SD

M

SD

M

SD

Общий

  77,67 AB

6,66

   85,98 B

19,94

89,81 A

23,35

Интерперсональный

    30,00 A

1,00

      36,24

  8,64

38,11 A

10,45

Академический

  30,00 AB

5,57

   30,45 B

  9,67

31,51 A

  9,92

В табл. 4 приведены показатели повседневного стресса (общий, академический и межличностный) в группах студентов с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. В группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности эти показатели (p=0,05; p=0,019; p=0,05 соответственно) достоверно выше, чем в группе с низким. В группе с низким уровнем социальной тревожности показатели академического (p=0,026) и общего стресса (p=0,017) достоверно ниже, чем в группе со средним уровнем социальной тревожности.

Поскольку для студенческой популяции характерен высокий уровень стресса, эмоциональное благополучие сильно связано с выбором эффективных копинг-стратегий. По мнению многих авторов, социально тревожные индивиды часто прибегают к так называемому избегающему стилю поведения в ситуациях социального

54

взаимодействия, которые ведут к усугублению дезадаптации и приобретению ею хронического характера [7], [26], [28], [29].

Были выявлены значимые различия в отношении нескольких типов совладающего поведения. Как видно из табл. 5, студенты с высоким уровнем социальной тревожности достоверно реже прибегают к такому виду совладающего поведения в стрессовой ситуации, как «позитивное переопределение и личностный рост», чем студенты с низким (p=0,004) и средним (p=0,007). Студенты с низким уровнем социальной тревожности достоверно реже прибегают к такому стилю совладания со стрессом, как «поведенческое избегание» (p<0,001) и «психическое избегание» (p=0,006), по сравнению со студентами с высоким уровнем социальной тревожности. Студенты с низким уровнем социальной тревожности активнее используют юмор в стрессовой ситуации (p<0,001) по сравнению со студентами с высоким уровнем социальной тревожности. Таким образом, полученные результаты говорят о том, что студенты с высоким уровнем социальной тревожности чаще прибегают к неконструктивным способам совладания со стрессом в форме избегания, что хорошо согласуются с исследованиями других авторов [7], [10], [26], [28], [29].

Таблица 5

Показатели выбора стратегий совладающего поведения в группах студентов с разным уровнем социальной тревожности

 

Стратегии совладающего поведения

Уровень социальной тревожности

низкий (N=44)

средний (N=49)

высокий (N=47)

M

SD

M

SD

M

SD

Позитивное переопределение и личностный рост

11,71 A

2,35

11,09 C

2,00

9,6 AC

2,70

Психическое избегание

  8,77 A

2,16

     8,95

2,19

 9,60 A

1,96

Использование инструментальной социальной поддержки

      9,12

2,59

     8,91

3,05

   10,35

3,84

Сосредоточение внимания на эмоциях и их проявление

    10,35

2,89

     9,82

3,55

   10,90

3,19

Активный копинг

    10,80

2,50

   10,50

1,99

    9,70

2,36

Отрицание

     6,66

2,02

    5,64

2,22

    6,55

2,28

Религиозный копинг

     6,50

2,82

    6,41

3,53

    5,85

2,96

Использование юмора

 8,88 A

3,15

    8,45

3,58

7,45 A

2,98

Поведенческое избегание

 5,92 A

1,96

    6,59

1,92

6,65 A

2,13

Самоограничение

     9,01

2,23

    8,91

2,22

    9,40

1,76

Использование эмоциональной социальной поддержки

  10,37

2,90

    9,05

3,17

   10,65

3,80

Употребление психоактивных веществ

    5,68

2,78

    6,00

3,01

    5,60

2,74

Принятие

    9,66

2,55

   9,27

2,98

   9,45

2,33

Оттормаживание всех других занятий

   8,66

1,79

   8,05

2,28

   8,90

1,94

Планирование совладания

11,53

2,27

 10,45

2,81

 10,40

2,56

Как видно из табл. 6, существуют значимые различия в показателях социальной поддержки в группах с разным уровнем социальной тревожности. В группе студентов с низким уровнем социальной тревожности показатели эмоциональной и инструментальной поддержки, социальной интеграции и общий уровень поддержки значимо выше, чем в группах с высоким (p<0,05) и средним (p<0,05) уровнями социальной тревожности. Это говорит

55

о том, что социально тревожные студенты в своих ответах отмечают меньшее число знакомых, способных помочь, например, позаботиться о квартире в их отсутствие, одолжить бытовой прибор, поделиться полезной информацией, оказать моральную поддержку в тяжелой ситуации, выслушать и разделить горе и радость. Они также не чувствуют себя включенными в какую-либо социальную группу или общность, для них характерна социальная изоляция и одиночество. Полученные результаты соотносятся с отечественными исследованиями на эту тему [3], [25].

Таблица 6

Показатели социальной поддержки в группах с разным уровнем социальной тревожности

 

Параметры

Уровень социальной тревожности

низкий (N=33)

средний (N=33)

высокий (N=35)

M

SD

M

SD

M

SD

Эмоциональная поддержка

41,11 AB

  4,55

35,78 B

  7,43

33,73 A

  7,96

Инструментальная поддержка

17,85 AB

  2,76

16,00 B

  2,96

15,62 A

  3,61

Социальная интеграция

29,63 AB

  3,50

23,96 B

  4,47

23,77 A

  4,25

Удовлетворенность поддержкой

       6,07

  1,94

     6,15

  2,35

      5,88

  2,63

Общий уровень поддержки

94,67 AB

11,59

81,89 B

14,24

77,00 A

13,43

Как видно из табл. 7, бо́льшая часть студентов с низким уровнем социальной тревожности в межличностных отношениях склонны к надежной привязанности, более половины студентов с высоким уровнем социальной тревожности чаще вступают в интерперсональные отношения с амбивалентным типом привязанности, который можно охарактеризовать как «привязанность – отталкивание». В таких отношениях человек часто стремится «слиться» с партнером, быть как можно ближе, но в то же время испытывает постоянное беспокойство о том, что партнер его не любит, не хочет быть с ним, и, получая долгожданное внимание, отталкивает его [22], и это не позволяет сформировать теплые доверительные отношения.

Данные табл. 8 отражают статистически достоверные различия в размере социальной сети (p<0,001) по сравнению с числом лиц, оказывающих эмоциональную (p<0,001) и инструментальную поддержку (p=0,03) в группах студентов с низким и с высоким уровнями социальной тревожности, а также значимые различия в размере социальной сети (p=0,003) и числе лиц, оказывающих эмоциональную поддержку (p=0,015) в группах студентов с высоким и средним уровнями социальной тревожности. У студентов с высоким уровнем социальной тревожности социальная сеть значимо у́же, чем у студентов с низким и средним уровнями социальной тревожности, у них меньше близких людей, оказывающих эмоциональную и инструментальную поддержку. Следует отметить, что узкая социальная сеть является фактором-предиктором эмоционального неблагополучия, поскольку провоцирует дефицит поддержки [6], [25].

Таблица 7

Частота типов привязанности в межличностных отношениях в группах студентов с разным уровнем социальной тревожности

 

Тип привязанности

Уровень социальной тревожности

низкий (N=33)

средний (N=33)

высокий (N=35)

Надежный

19 (57,00)

14 (42,50)

  7 (19,60)

Амбивалентный

  6 (18,00)

14 (42,50)

23 (64,40)

Ненадежный

  8 (24,00)

  5 (15,00)

  5 (14,00)

В табл. 9 показан уровень выраженности семейных дисфункций в родительской

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP032011/KSt-049.htm