Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

24

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
К РЕБЕНКУ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ

Е. О. СМИРНОВА, И. В. ХОХЛАЧЁВА

Излагается экспериментальное исследование, направленное на изучение родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с разным характером общения со сверстниками. Главным методом исследования был сравнительный анализ родительского отношения у матерей дошкольников двух групп: с трудностями в общении и без них. Результаты показали, что в первой группе в родительском отношении значительно сильнее выражено предметное начало, т. е. что матери относятся к ребенку как к предмету обучения и воспитания, а во второй группе более представлено личностное начало матери в отношении к ребенку.

Ключевые слова: трудности в общении, родительское отношение, межличностные отношения, предметное и личностное начало, ценностные ориентации родителей, стиль воспитания.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Отношение к другим людям является основой жизни каждого человека. Оно входит в ядро личности, определяет нравственную ценность субъекта и многие его поступки. Первый опыт таких отношений играет важную роль для дальнейшего личностного и социального развития ребенка. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенное отношение к сверстнику, которое либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми. Как правило, проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека.

Естественно, возникает вопрос об источниках и факторах формирования того или иного типа отношения к другим детям. Среди них обычно выделяют опыт общения со сверстниками, в котором отрабатываются коммуникативные навыки и формируются дружеские отношения между детьми. Однако практика показывает, что опыт пребывания в детском коллективе сам по себе не обеспечивает доброжелательного отношения к сверстникам, что отчетливо можно видеть на примере воспитанников детского дома. В цикле исследований, посвященном межличностным отношениям ребенка [2], было показано, что отношение к другим людям отражает и выражает отношение человека к самому себе — его ощущение себя и самосознание. Можно полагать, что главным фактором, определяющим характер отношения к сверстникам, является отношение к ребенку близких взрослых, в котором закладывается фундамент его самосознания. Мы предположили, что характер отношения ребенка к сверстникам зависит прежде всего от особенностей родительского воспитания на ранних этапах онтогенеза.

25

Влияние семьи на психологические особенности ребенка и становление его личности неоднократно изучалось в зарубежной и отечественной психологии (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Д. Боулби, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина и другие). В настоящее время достаточно широко рассмотрено влияние родительского отношения на зарождение отдельных личностных показателей ребенка, таких как: становление образа Я ребенка (М. И. Лисина, Т. В. Архиреева, Н. Н. Авдеева); нравственное и эмоциональное развитие (С. П. Тищенко, В. М. Слуцкий); саморегуляция (М. И. Борлишевский, Е. В. Субботский); самостоятельность (Е. П. Кононко, В. К. Котырло) и др.

Влияние родительского отношения на характер общения ребенка со сверстниками исследовалось преимущественно в зарубежной психологии [6], [7]. Вместе с тем влияние родительской позиции на становление отношения ребенка к сверстникам и на трудности в общении с ними не были предметом специального изучения. В связи с этим мы предприняли экспериментальное исследование, цель которого заключалась в выяснении связи между родительским отношением и трудностями в общении со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Методологическим основанием работы стало представление о том, что отношение к Другому, как и самосознание, включает два противоположных начала — предметное и личностное [1], [2], [3], [4], [5]. Предметное начало отражает оценку и значимость конкретных качеств (своих или Другого): умений, положения в группе и различных преимуществ или недостатков. Все это порождает оценку и сравнение соответствующих качеств Другого со своими, а следовательно, конкуренцию и противопоставление. Предметное начало задает границы собственного Я человека, его обособленность и ожидание определенного отношения к себе со стороны Другого. Личностное начало соответствует целостному восприятию другого человека (и себя самого) как источника собственной активности, воли и переживаний. Возникающие при этом безоценочные отношения стимулируют внутреннюю связь с Другим, а также различные формы сопричастности (сопереживание, содействие, сотрудничество). Эти два начала, являясь необходимыми и взаимодополняющими сторонами межличностных отношений, определяют их сложность и противоречивость.

Особенно остро напряженность между предметным и личностным началами выражена в случае родительского отношения к ребенку. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребенку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и пр. С другой стороны, именно родитель несет ответственность за формирование личности ребенка, за усвоение им норм и правил поведения, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Все это предполагает требовательность и контроль и превращает ребенка в предмет воспитания, оценки, сравнения с другими. И то и другое выражено максимально ярко, что порождает внутреннюю напряженность родительской позиции.

Вместе с тем относительная выраженность предметного и личностного начал (т. е. какое из них доминирует и насколько) и их содержательное наполнение (как именно выражается любовь и требовательность) в каждом конкретном случае имеют свою специфику. Именно этими характеристиками определяются конкретные варианты отношения родителя к ребенку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы предположили, что доминирование предметного начала в родительском отношении приводит к преобладанию предметного отношения ребенка к самому себе, что в свою очередь вызывает трудности в общении со сверстниками.

26

Проверка и конкретизация данной гипотезы стали главной целью нашей работы.

Главным методом исследования являлся сравнительный анализ родительского отношения в двух выборках:

• в группе детей с трудностями в общении со сверстниками;

• в группе общительных дошкольников, не имеющих проблем в отношениях со сверстниками.

Мы исходили из того, что данное сравнение позволит выявить те особенности родительского отношения, которые влияют на характер отношения ребенка к другим людям и провоцируют трудности в общении со сверстниками.

Перед исследованием стояли следующие задачи:

1. Выявить детей старшего дошкольного возраста с различными трудностями в общении со сверстниками (агрессивных, обидчивых, застенчивых и пр.).

2. Изучить особенности самосознания и отношения этих детей к сверстникам (в сравнении с детьми без трудностей в общении).

3. Провести сравнительный анализ родительского отношения в двух группах родителей дошкольников — с трудностями и без трудностей в общении со сверстниками.

Выявление дошкольников с трудностями в общении со сверстниками. Известно, что проблемы в общении и во взаимоотношениях детей неоднородны. Практические запросы к психологам родителей и педагогов показывают, что наиболее распространенными являются: повышенная агрессивность; застенчивость, замкнутость ребенка; повышенная обидчивость; демонстративность, конкурентность детей.

Для выявления детей с трудностями в общении проводилось стандартизированное наблюдение за реальным взаимодействием детей в свободной обстановке и на организованных занятиях. Наблюдение проводилось на основе следующих показателей поведения детей:

1) преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;

2) активность в общении, частота инициативных обращений к сверстникам;

3) количество и преобладающий вид агрессивных действий;

4) частота и поводы проявлений обиды;

5) количество обращений к взрослому и привлечений внимания к себе.

Экспериментатором проводились полуторачасовые сеансы наблюдения за подгруппами детей (по пять человек), в процессе которых отмечалось наличие данных показателей и степень их выраженности. В каждой подгруппе было проведено не менее трех наблюдений. В наблюдении участвовали 114 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет.

В результате наблюдений за всеми детьми была выделена группа дошкольников с трудностями в общении (48 человек), которую составили следующие четыре подгруппы:

1) агрессивные дети (60%) с повышенной частотой агрессивных актов (в среднем наблюдалось не менее четырех в течение часа) и с преобладанием физической агрессии;

2) демонстративные дети (2%), постоянно стремящиеся привлечь внимание взрослого к себе и обесценить сверстников;

3) застенчивые и замкнутые дети (10%) со сниженной инициативой в общении, избегающие контактов со взрослым и сверстниками, а также предпочитающие заниматься в одиночестве;

4) обидчивые дети (10%), которые часто и по любому поводу обижаются на сверстников и долго демонстрируют свою обиженность.

У подавляющего большинства этих детей (за исключением застенчивых) преобладал негативный эмоциональный фон в общении со сверстниками — постоянное недовольство, грубые окрики, игнорирование действий или желаний партнеров и пр. Именно эти дети провоцировали конфликты в своей группе, обижали других или обижались сами, что свидетельствовало о трудностях в общении со сверстниками. Трудности застенчивых детей также были достаточно очевидны (отсутствие

27

инициативности, страх публичных выступлений, замкнутость и пр.).

Для уточнения полученной картины использовалась экспертная оценка воспитателей, работающих непосредственно с обследуемыми детьми. Каждому воспитателю было предложено в специально разработанном опроснике напротив фамилии каждого ребенка отметить характерные для него показатели поведения (общительность, обидчивость, драчливость и др.).

Сравнение результатов наблюдения с данными анкетирования в подавляющем большинстве случаев показало совпадение.

Выделенная таким образом группа детей стала для нас экспериментальной (ЭГ). Остальные дети, участвующие в наблюдении, оказались более благополучными в общении, бесконфликтными, способными к совместной игре и к разным формам сотрудничества. Они составили контрольную группу (КГ).

Мы предположили, что психологической основой трудностей в общении детей со сверстниками является особое отношение детей к сверстнику, которое, несмотря на различные поведенческие характеристики, имеет общие черты. Как отмечалось выше, отношение к другим людям отражает отношение человека к самому себе. Поэтому мы попытались исследовать особенности отношения ребенка к себе и к Другому в их единстве. В связи с этим следующей задачей работы являлось исследование особенностей самосознания и отношения к сверстникам детей ЭГ и КГ.

Особенности самосознания и отношения к сверстникам детей с трудностями в общении со сверстниками (в сравнении с детьми без трудностей в общении). В исследовании использовались методики, которые позволяют выявить разные аспекты отношения к себе и к Другому: самооценку, особенности восприятия сверстника, способность решать конфликты. Остановимся на описании использованных методик.

1) «Лесенка» представляет собой вариант известной методики Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации В. Г. Щур. Испытуемому предлагалось, оценивая себя, помещать фигурку ребенка на ступеньки лесенки сначала в соответствии с его собственными представлениями, а затем с позиций окружающих (мамы, папы, сверстников и других людей). В нашей работе была добавлена позиция незнакомого взрослого; мы предположили, что именно позиция незнакомца будет отражать обобщенное представление ребенка об отношении к нему других людей. Большой разрыв (более трех ступенек) между самооценкой ребенка и его оценкой с позиции Другого свидетельствует о переживании своей недостаточной ценности для других.

2) «Рассказ о друге». Данная методика использовалась в работе В. М. Холмогоровой [5] и показала высокий диагностический потенциал. Она позволяет выявить характер отношения ребенка к своим сверстникам — что он воспринимает в них и воспринимает ли сверстников вообще. В ходе беседы экспериментатор просил испытуемого охарактеризовать своего друга. При анализе ответов детей выделялись два типа высказываний:

а) качественные описательные характеристики, отражающие внешние особенности, черты характера, предпочтения или события из жизни другого ребенка;

б) оценочные характеристики с точки зрения того, что другой ребенок сделал (или не сделал) для меня.

Преобладание (или доминирование) оценочных характеристик является показателем того, что ребенок слабо ориентирован на других, фиксирован на себе и воспринимает других детей через призму собственных желаний и ожиданий.

3) «Картинки». Данная проективная методика позволяла выявить характерные особенности решения конфликтных ситуаций со сверстниками [5]. Ребенку предъявляли ряд проблемных ситуаций (например, один ребенок забрал игрушку или разрушил постройку другого) и просили найти выход из них, т. е. сказать, что бы он стал делать на месте обиженного. Ответы ребенка относили к одной из следующих категорий:

28

а) отсутствие ответа или уход от ситуации (убегу, запла́чу);

б) жалоба взрослому (позову маму или воспитательницу);

в) агрессивные ответы (изобью, зарежу, свяжу и брошу на помойку и пр.);

г) вербальные решения (объясню, что так нельзя, скажу, как надо);

д) продуктивные решения (возьму другую игрушку, подожду, пока он поиграет, построю другой домик).

Для каждого ребенка и для группы в целом подсчитывалось число ответов каждой категории.

Перечисленные методики были проведены со всеми детьми, участвовавшими в эксперименте. При обработке данных мы подсчитывали результаты детей ЭГ и КГ отдельно, что позволило сопоставить особенности самосознания и отношения к сверстникам у дошкольников с трудностями в общении со сверстниками и без них. Внутри ЭГ мы отдельно рассматривали результаты детей с разным типом трудностей в общении с тем, чтобы выявить общие и специфические особенности отношения к сверстнику и к самому себе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Результаты методики «Лесенка» свидетельствуют о том, что средний уровень самооценки дошкольников с трудностями в общении мало отличается от показателей самооценки общительных дошкольников. Вместе с тем наши данные показали, что большинство детей КГ (59%) не имеют значительного разрыва между самооценкой и оценкой себя другими людьми в отличие от детей ЭГ. У 73% детей ЭГ был выявлен существенный разрыв (более трех ступенек) между собственной оценкой себя и оценкой Другого, причем во всех случаях эта оценка оказалась ниже.

На рис. 1 представлены данные (в %) о количестве значимых расхождений между своей оценкой и оценкой себя с позиций других людей.

Рис. 1. Частота проявления расхождений между самооценкой ребенка и его оценкой с позиций других людей в разных группах, %

Из рис. 1 видно, что количество значимых расхождений во всех случаях выше в ЭГ. Характерно, что у детей с трудностями в общении наиболее часто встречается разрыв с точки зрения незнакомца (62%), далее в этой группе следуют друзья (37%), затем воспитатель (35%) и папа (31%). У общительных детей расхождения между самооценкой и оценкой сверстников минимальны. Эти данные показывают, что именно разрыв между самооценкой ребенка и его оценкой сверстником является отличительной особенностью, характеризующей проблемных дошкольников.

Интересны различия по данному показателю между детьми с разным типом трудностей. У застенчивых и обидчивых детей в 80% случаев наблюдается разрыв с позицией незнакомца. В подгруппе застенчивых детей достаточно часто также отмечаются разрывы между своей точкой зрения и точкой зрения воспитателя (60%) и мамы (60%), а в подгруппе обидчивых детей — разрывы с позиции сверстников (80%) и папы (60%). Данные результаты убедительно свидетельствуют о том, что все дети с трудностями в общении осознают и переживают свою недооцененность со стороны других, им кажется, что другие люди не ценят их достоинств.

Данные, полученные при проведении методики «Рассказ о друге», показали существенные различия в сообщениях детей ЭГ и КГ о своих друзьях.

Дети КГ чаще всего использовали в рассказе описательные характеристики (94%), а дети ЭГ — оценочные (67%).

29

Смешанные характеристики (равное соотношение описательных и оценочных) также выявлены в рассказах детей ЭГ, но их количество было незначительным (16%). Только застенчивые дошкольники при описании товарищей используют в основном описательные характеристики (60%), в остальных подгруппах доминировали оценочные характеристики, в которых дети хвалили или ругали сверстников за то, что те что-то сделали (или не сделали) для них. Особенно много таких высказываний было в подгруппах демонстративных и обидчивых детей (по 80%). Таким образом, можно видеть, что характер восприятия своих товарищей детьми в КГ и ЭГ существенно различается.

Рассмотрим результаты ответов детей в методике «Картинки» (см. рис. 2).

Рис. 2. Варианты решений конфликтов детьми в разных группах, %

Как можно видеть, в КГ наиболее распространенным вариантом были вербальное и продуктивное решение проблемы (42% и 27%). В отличие от этого в ЭГ наиболее распространенным было агрессивное решение конфликта (33%), а продуктивное встречалось очень редко (7%). Следует отметить, что в ЭГ более чем в два раза чаще наблюдались случаи отсутствия решений, которые свидетельствуют о социальной некомпетентности детей. Чаще всего не решают ситуацию (не знают, как разрешить конфликт, или уходят от решения) застенчивые и обидчивые дети. Следует отметить, что для обидчивых детей, в отличие от других дошкольников, достаточно распространенным вариантом ухода от ситуации были обида и плач. Среди агрессивных детей преобладали ответы, выражающие прямую физическую агрессию, направленную на причинение вреда сверстнику: «Догоню и изобью», «Ударю», «Я его убью». Однако демонстративные дети тоже достаточно часто решали конфликты агрессивным способом, но в этой подгруппе было больше ответов, выражающих косвенную физическую агрессию, а прямая физическая агрессия встречалась достаточно редко. Следует отметить, что для этих детей также достаточно распространенными способами решения были жалоба взрослому и вербальное решение.

Подводя итоги обследования детей с трудностями в общении, можно отметить что, несмотря на очевидные различия в поведении агрессивных, обидчивых, застенчивых и демонстративных детей, в основе их трудностей в общении лежат сходные психологические основания. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Важно, что проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и не в степени ее адекватности. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что́ я значу для других». Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих, которое всегда ниже его собственной оценки.

Главная трудность при этом даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя с точки зрения окружающих, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности и скрывает другие аспекты окружающего мира и других людей. Он не видит, не воспринимает всего того, что не относится к его Я. При этом сверстник воспринимается как конкурент, которого необходимо превзойти любым способом, что особенно ярко

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP042008/SOo-024.htm