Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образовании»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Временная перспектива жизни у женщин с разным семейным положением периода перехода 30-летия»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология развития

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Шаповаленко И. В.

Студент

Бачурина О. М.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Данная работа посвящена исследованию особенностей временной перспективы жизни женщин с разным семейным положением периода перехода 30-летия.

Актуальность темы исследования. Постоянно повышающийся темп жизни, стремительное ускорение обмена информацией, турбулентность общественной жизни погружают современного человека в каждодневные ситуации выбора, в связи с чем вопрос определения ведущей жизненной стратегии становится особенно актуальным, так как способствует сохранению внутренней целостности и баланса. С этим связано увеличение в последнее время числа исследований, посвященных проблематике целеполагания, создания образа будущего, жизненного плана. Все эти вопросы рассматриваются с разных точек зрения в рамках направления, известного как «психология жизненного пути». Особое место среди этих исследований занимает изучение «временной перспективы» личности. При взгляде на ситуацию переживания личностью отличных по содержанию периодов жизни, обозначаемых в науке как нестабильные — кризисные, критические переходные — исследование представлений о временной перспективе приобретает особенную специфику. Одним из таких этапов является период перехода 30-летия.

К проблеме периодизации жизни личности во взрослом возрасте обращались авторы и отечественной и зарубежной школы. Учеными выделяется как особый по содержанию и задачам период перехода 30-летия, возрастные границы которого обозначаются в интервале от 28 до 33 лет. Обобщая взгляды авторов, феномен рассматриваемого периода можно определить, как период соотнесения реальных возможностей с задуманными еще в период молодости целями, фантазиями, мечтами, устремлениями.

В такие переходные периоды отношение человека к будущему приобретает характерную специфику, что выражается во временной перспективе будущего, в ее когнитивном, эмоциональном, аффективном измерениях. Человек обретает иное новое чувство времени. Период перехода 30-летия у женщин имеет специфические по сравнению с мужчинами особенности и задачи, проживается более глубоко. Данная специфика обуславливается прежде всего сложившимися полоролевыми экспектациями, предъявляемыми обществом женщине, и, которые изначально заложены в ее природе — быть матерью. Период перехода 30-летия для женщин, не решивших эту задачу, приобретает, кроме прочего, особую остроту в связи с постепенно начинающимся физиологическими изменениями, и снижением детородной функции, а также сопутствующим повышением риска невынашивания и рождения нездорового ребенка.

В связи с этим особую актуальность в разработке временной проблематики приобретает изучение отношения к своему будущему одиноких женщин проживающий период перехода 30-летия.

3

Методологическая основа исследования. являются положения концепции поля К. Левина, теории жизненного пути и психологического времени личности (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, A. A. Кроник, С. Л. Рубинштейн и др.), мотивационного подхода к исследованию временной перспективы, концепции эго-идентичности Э. Эриксона.

В работе использовался комплекс методов исследования: метод теоретического анализа психологических исследований и публикаций; анкетный опрос, психологическое тестирование, обработка данных с помощью методов математической статистики. Также использовались методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, математической статистики с применением критерия U Манна — Уитни, коэффициента корреляции Спирмена,

Цель исследования — сравнить характеристики временной перспективы жизни у женщин периода перехода 30-летия, состоящих в браке и имеющих хотя бы одного ребенка, и женщин, не состоящих в браке и не имеющих детей.

Объект исследования: временная перспектива жизни.

Предмет исследования: содержание, глубина, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему у женщин периода перехода 30-летия.

Общая гипотеза исследования

Временная перспектива жизни различается у женщин, состоящих в браке и имеющих хотя бы одного ребенка, и незамужних и не имеющих детей женщин периода перехода 30-летия.

Частные гипотезы

1. Существуют различия в эмоциональном отношении к прошлому, настоящему и будущему у замужних и незамужних женщин периода перехода 30-летия.

2. Существуют различия в содержательном наполнении временной перспективы.

3. Существуют различия в глубине планирования и протяженности временной перспективы у замужних и незамужних женщин.

4. Существуют различия в уровне самоактуализации женщин, состоящих в браке и имеющих ребенка /детей и не состоящих в браке и не имеющих детей. Уровень самоактуализации личности взаимосвязан с характеристиками временной перспективы у женщин перехода 30-летия.

Задачи исследования:

Теоретические задачи

— Теоретический анализ подходов к определению временной перспективы сложившихся в психологической науке

— Анализ и выделение специфики проживания периода перехода 30-летия женщинами.

4

Эмпирические задачи

— Подобрать методический инструментарий с целью проверки гипотез.

— Определить временные ориентации и сбалансированной временной перспективы в обеих выборках.

— Выявить содержательное наполнение временной перспективы у женщин периода перехода 30-летия. Сравнить его по выборкам.

— Измерить и сравнить по выборкам глубину временной перспективы.

— Измерить уровень самоактуализации женщин периода перехода 30-летия. — Проследить связь полученных результатов с характеристиками временной перспективы личности.

База экспериментальной работы. В эмпирическом исследовании приняли участие 72 работающие женщины в возрасте от 28 до 35 лет, из них 50% женщин замужем и имеют хотя бы одного ребенка, и 50% женщин не замужем и не имеют детей.

Практическая ценность исследования определяется возможным использованием результатов исследования в работе психологов с женщинами периода перехода 30-летия.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются его цель, гипотезы и задачи.

В первой главе раскрывается содержание понятия «временная перспектива жизни». Это многоаспектное понятие, включающее

когнитивное, мотивационное, аффективное измерения. Временная

перспектива жизни рассматривается и как динамическая, и как диспозиционная характеристика личности. В особые критические периоды жизни личности временная перспектива приобретает специфические характеристики.

Во второй главе приведена характеристика периода перехода 30-летия, указываются основные противоречия этого возрастного периода, обуславливающие специфику его проживания. Раскрывается феноменология проживания женщинами периода перехода 30-летия.

Во третьей главе приводятся результаты эмпирического исследования таких характеристик временной перспективы жизни как эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему у женщин периода перехода 30-летия с различающимся семейным положением: состоящих замужем и имеющих хотя бы одного ребенка и никогда не состоявших замужем и не имеющих детей. Полученные результаты соотносятся с показателями самоактуализации женщин рассматриваемого периода.

В качестве диагностики использовались методики: 1. Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома

5

2. Методика мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена

3. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо

В результате исследования получены данные, позволяющие установить взаимосвязь уровня самоактуализации личности с такими характеристиками временной перспективы как эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему, глубина и насыщенность,

содержательное наполнению временной перспективы будущего у женщин периода перехода 30-летия. Удалось выявить различия в уровне самоактуализации женщин периода перехода 30-летия, состоящих в браке и воспитывающих хотя бы одного ребенка, и не состоящих в браке и не имеющих детей.

Основные выводы, полученные по результатам эмпирического исследования.

1. В ходе эмпирического исследования был измерен уровень самоактуализации женщин перехода 30-летия. В среднем по всей выборке этот уровень характеризуется невысокими средними показателями, со значимыми различиями по сравниваемым выборкам: в первой группе средние показатели значимо выше (кроме шкалы Сензитивность к себе), чем во второй. Таким образом, на общем фоне невысокой степени развития личностных характеристик, уровень самоактуализации у замужних женщин значимо выше, чем у одиноких.

2. Выявлены значимые различия между группами по преобладающим временным ориентациям и сбалансированности временной

6

перспективы. Временная перспектива женщин первой группы

характеризуется несбалансированностью с выраженной ориентацией на фаталистическое настоящее, негативное прошлое и гедонистическое настоящее с пониженным вниманием к будущему и позитивному прошлому. Женщины второй группы демонстрируют более сбалансированную и позитивную временную перспективу с выраженной ориентацией на будущее и позитивное прошлое. Таким образом, женщины второй группы воспринимают свою временную перспективу более легко и беззаботно, их взгляд устремлен в будущее.

3. Женщины обеих групп размещают много мотивационных объектов в диапазоне планирования «До 1 года» с явной тенденцией к сужению планирования будущего в зависимости от отдаленности события — чем дальше срок события, тем насыщенность временной перспективы меньше. Различия наблюдаются в планировании сроком до 5 лет, этот параметр у женщин второй группы выражен более явно, нежели в первой. В то же время, испытуемые первой группы имеют больше мотивационных объектов, размещенных в отделенной перспективе — сроком свыше 5 лет. Таким образом, основной горизонт планирования — настоящее и самое ближайшее будущее.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/BachurinaOM_2015/BVp-ma-010.htm