1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образовании»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Временная перспектива жизни у женщин с разным семейным положением периода перехода 30-летия»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология развития |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Шаповаленко И. В. |
Студент | Бачурина О. М. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Данная работа посвящена исследованию особенностей временной перспективы жизни женщин с разным семейным положением периода перехода 30-летия.
Актуальность темы исследования. Постоянно повышающийся темп жизни, стремительное ускорение обмена информацией, турбулентность общественной жизни погружают современного человека в каждодневные ситуации выбора, в связи с чем вопрос определения ведущей жизненной стратегии становится особенно актуальным, так как способствует сохранению внутренней целостности и баланса. С этим связано увеличение в последнее время числа исследований, посвященных проблематике целеполагания, создания образа будущего, жизненного плана. Все эти вопросы рассматриваются с разных точек зрения в рамках направления, известного как «психология жизненного пути». Особое место среди этих исследований занимает изучение «временной перспективы» личности. При взгляде на ситуацию переживания личностью отличных по содержанию периодов жизни, обозначаемых в науке как нестабильные — кризисные, критические переходные — исследование представлений о временной перспективе приобретает особенную специфику. Одним из таких этапов является период перехода 30-летия.
К проблеме периодизации жизни личности во взрослом возрасте обращались авторы и отечественной и зарубежной школы. Учеными выделяется как особый по содержанию и задачам период перехода 30-летия, возрастные границы которого обозначаются в интервале от 28 до 33 лет. Обобщая взгляды авторов, феномен рассматриваемого периода можно определить, как период соотнесения реальных возможностей с задуманными еще в период молодости целями, фантазиями, мечтами, устремлениями.
В такие переходные периоды отношение человека к будущему приобретает характерную специфику, что выражается во временной перспективе будущего, в ее когнитивном, эмоциональном, аффективном измерениях. Человек обретает иное новое чувство времени. Период перехода 30-летия у женщин имеет специфические по сравнению с мужчинами особенности и задачи, проживается более глубоко. Данная специфика обуславливается прежде всего сложившимися полоролевыми экспектациями, предъявляемыми обществом женщине, и, которые изначально заложены в ее природе — быть матерью. Период перехода 30-летия для женщин, не решивших эту задачу, приобретает, кроме прочего, особую остроту в связи с постепенно начинающимся физиологическими изменениями, и снижением детородной функции, а также сопутствующим повышением риска невынашивания и рождения нездорового ребенка.
В связи с этим особую актуальность в разработке временной проблематики приобретает изучение отношения к своему будущему одиноких женщин проживающий период перехода 30-летия.
3 Методологическая основа исследования. являются положения концепции поля К. Левина, теории жизненного пути и психологического времени личности (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, A. A. Кроник, С. Л. Рубинштейн и др.), мотивационного подхода к исследованию временной перспективы, концепции эго-идентичности Э. Эриксона.
В работе использовался комплекс методов исследования: метод теоретического анализа психологических исследований и публикаций; анкетный опрос, психологическое тестирование, обработка данных с помощью методов математической статистики. Также использовались методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, математической статистики с применением критерия U Манна — Уитни, коэффициента корреляции Спирмена,
Цель исследования — сравнить характеристики временной перспективы жизни у женщин периода перехода 30-летия, состоящих в браке и имеющих хотя бы одного ребенка, и женщин, не состоящих в браке и не имеющих детей.
Объект исследования: временная перспектива жизни.
Предмет исследования: содержание, глубина, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему у женщин периода перехода 30-летия.
Общая гипотеза исследования
Временная перспектива жизни различается у женщин, состоящих в браке и имеющих хотя бы одного ребенка, и незамужних и не имеющих детей женщин периода перехода 30-летия.
Частные гипотезы
1. Существуют различия в эмоциональном отношении к прошлому, настоящему и будущему у замужних и незамужних женщин периода перехода 30-летия.
2. Существуют различия в содержательном наполнении временной перспективы.
3. Существуют различия в глубине планирования и протяженности временной перспективы у замужних и незамужних женщин.
4. Существуют различия в уровне самоактуализации женщин, состоящих в браке и имеющих ребенка /детей и не состоящих в браке и не имеющих детей. Уровень самоактуализации личности взаимосвязан с характеристиками временной перспективы у женщин перехода 30-летия.
Задачи исследования:
Теоретические задачи
— Теоретический анализ подходов к определению временной перспективы сложившихся в психологической науке
— Анализ и выделение специфики проживания периода перехода 30-летия женщинами.
4 Эмпирические задачи
— Подобрать методический инструментарий с целью проверки гипотез.
— Определить временные ориентации и сбалансированной временной перспективы в обеих выборках.
— Выявить содержательное наполнение временной перспективы у женщин периода перехода 30-летия. Сравнить его по выборкам.
— Измерить и сравнить по выборкам глубину временной перспективы.
— Измерить уровень самоактуализации женщин периода перехода 30-летия. — Проследить связь полученных результатов с характеристиками временной перспективы личности.
База экспериментальной работы. В эмпирическом исследовании приняли участие 72 работающие женщины в возрасте от 28 до 35 лет, из них 50% женщин замужем и имеют хотя бы одного ребенка, и 50% женщин не замужем и не имеют детей.
Практическая ценность исследования определяется возможным использованием результатов исследования в работе психологов с женщинами периода перехода 30-летия.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются его цель, гипотезы и задачи.
В первой главе раскрывается содержание понятия «временная перспектива жизни». Это многоаспектное понятие, включающее
когнитивное, мотивационное, аффективное измерения. Временная
перспектива жизни рассматривается и как динамическая, и как диспозиционная характеристика личности. В особые критические периоды жизни личности временная перспектива приобретает специфические характеристики.
Во второй главе приведена характеристика периода перехода 30-летия, указываются основные противоречия этого возрастного периода, обуславливающие специфику его проживания. Раскрывается феноменология проживания женщинами периода перехода 30-летия.
Во третьей главе приводятся результаты эмпирического исследования таких характеристик временной перспективы жизни как эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему у женщин периода перехода 30-летия с различающимся семейным положением: состоящих замужем и имеющих хотя бы одного ребенка и никогда не состоявших замужем и не имеющих детей. Полученные результаты соотносятся с показателями самоактуализации женщин рассматриваемого периода.
В качестве диагностики использовались методики: 1. Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома
52. Методика мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена
3. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо
В результате исследования получены данные, позволяющие установить взаимосвязь уровня самоактуализации личности с такими характеристиками временной перспективы как эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему, глубина и насыщенность,
содержательное наполнению временной перспективы будущего у женщин периода перехода 30-летия. Удалось выявить различия в уровне самоактуализации женщин периода перехода 30-летия, состоящих в браке и воспитывающих хотя бы одного ребенка, и не состоящих в браке и не имеющих детей.
Основные выводы, полученные по результатам эмпирического исследования.
1. В ходе эмпирического исследования был измерен уровень самоактуализации женщин перехода 30-летия. В среднем по всей выборке этот уровень характеризуется невысокими средними показателями, со значимыми различиями по сравниваемым выборкам: в первой группе средние показатели значимо выше (кроме шкалы Сензитивность к себе), чем во второй. Таким образом, на общем фоне невысокой степени развития личностных характеристик, уровень самоактуализации у замужних женщин значимо выше, чем у одиноких.

2. Выявлены значимые различия между группами по преобладающим временным ориентациям и сбалансированности временной
6перспективы. Временная перспектива женщин первой группы
характеризуется несбалансированностью с выраженной ориентацией на фаталистическое настоящее, негативное прошлое и гедонистическое настоящее с пониженным вниманием к будущему и позитивному прошлому. Женщины второй группы демонстрируют более сбалансированную и позитивную временную перспективу с выраженной ориентацией на будущее и позитивное прошлое. Таким образом, женщины второй группы воспринимают свою временную перспективу более легко и беззаботно, их взгляд устремлен в будущее.

3. Женщины обеих групп размещают много мотивационных объектов в диапазоне планирования «До 1 года» с явной тенденцией к сужению планирования будущего в зависимости от отдаленности события — чем дальше срок события, тем насыщенность временной перспективы меньше. Различия наблюдаются в планировании сроком до 5 лет, этот параметр у женщин второй группы выражен более явно, нежели в первой. В то же время, испытуемые первой группы имеют больше мотивационных объектов, размещенных в отделенной перспективе — сроком свыше 5 лет. Таким образом, основной горизонт планирования — настоящее и самое ближайшее будущее.
