1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Связь образа мира и познавательных интересов у младших и старших подростков»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология развития |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Л. Ф. Обухова. |
Зав. выпускающей кафедрой | Л. Ф. Обухова. |
Руководитель | Н. Б. Шумакова |
Студент | О. А. Богпомочева |
Москва, 2014
2 Общая характеристика исследования
Данная работа посвящена изучению особенностей своеобразия образа мира у младших и старших подростков и его связь с их познавательными интересами.
Актуальность темы исследования.
Задачи развития современного информационного общества определяют актуальность изучения условий и путей развития личности 10—15-летних подростков, т. к. именно эта возрастная группа будет в будущем формировать современное общество. В связи с этим выявление психологических особенностей образа мира у современных подростков является особенно важным.
Понятие образа мира охватывает обширную область психической жизни человека. Со времени его появления вопросы, касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого феномена, пока ещё не решены. Однако в общей психологии и психологии развития накоплены разносторонние данные о роли и формировании мировоззрения и его неотъемлемой подструктуры — образа мира [Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, В. В. Петухов, С. Д. Смирнов, Д. Б. Эльконин и др.].
Образ мира в современной психологии определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [Берулава,2001]. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой. Образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.
Образ мира возникает у каждого ребёнка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т. е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребёнка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно.
3Сформированный на стихийном уровне образ мира, в любом случае становится стартом для формирования его обогащённого содержания, которое обеспечивает переход ребёнка в зону ближайшего (Л. С. Выготский) и перспективного (Н. Н. Поддъяков) развития.
Многие исследователи подчёркивают, что образ мира в значительной степени определяет «парадигму жизни» конкретного человека. Соответствующий образ мира воплощается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках [Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Берулава, В. С. Мухина и др.]. В то же время, представление о мире формируется в контексте определенной культуры, в которой происходит развитие ребенка, в процессе познания им окружающего мира, осмысления значимых событий в его жизни.
Вышесказанное определяет актуальность изучения проблемы «образа мира», поставленной в психологии А. Н. Леонтьевым и другими учёными.
Особую актуальность проблема образа мира приобретает в настоящее время, т. к. общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом сами структурные характеристики его изменились. Поэтому важен анализ того, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей.
Отсутствие систематических эмпирических исследований особенностей образа мира у современных подростков представляется препятствием для решения ряда как теоретических, так и практических проблем психологии личности и развития. Изучение особенностей образа мира в подростковом возрасте является важнейшим шагом в понимании психологических условий и закономерностей становления личности. Это позволило сформулировать
4цель нашего исследования и определить его предмет и основные задачи.
Цель исследования — выявить своеобразие образа мира у младших и старших подростков и определить его связь с познавательными интересами.
Объектом исследования является образ мира у младших и старших подростков.
Предмет исследования — своеобразие образа мира у младших и старших подростков и его связь с их познавательными интересами.
Основная гипотеза исследования: своеобразие образа мира подростков связано с их познавательными интересами.
Частные гипотезы:
На протяжении подросткового возраста происходят существенные изменения в сфере познавательных интересов и в образе мира.
Образ мира у одарённых подростков отличается качественным своеобразием.
Основные задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы исследования.
2. Определить процедуры и методы, выявляющие качественное своеобразие образа мира у школьников.
3. Выявить возрастные особенности образа мира в подростковый период.
4. Определить направленность исследовательского отношения к миру и особенности познавательных интересов подростков.
5. Выявить связь образа мира с познавательными интересами подростков.
Методологическая основа исследования: фундаментальные положения отечественной психологии о психическом развитии и социальной природе психического, единстве сознания и деятельности, представления о возрастном развитии личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
5В исследовании получены новые данные, обогатившие представления об особенностях познавательных интересов и основных характеристиках образа мира у младших и старших подростков. Прослежена связь между особенностями образа мира и познавательными интересами в подростковом возрасте. Установлена специфика разных типов образа мира в подростковом возрасте. Раскрыто своеобразие образа мира у интеллектуально одаренных подростков. Полученные в исследовании данные расширяют представления об особенностях развития личности и условиях становления образа мира в подростковом возрасте.
Практическая значимость. Понимание особенностей и условий становления образа мира имеет большое значение для совершенствования системы воспитания, обучения и развития школьников. Кроме того, полученные в исследовании результаты могут использоваться в практике психологического консультирования подростков, а также в работе с одаренными детьми.
Структура работы. Диссертация состоит из введения и двух глав, заключения, списка литературы (наименований), приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации дан обзор по проблеме. Образ мира рассматривается как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой. Образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.
Во вторую главу входит описание методик и анализ полученных данных.
6Решение поставленных задач решалось с помощью таких методик как «Вербальный критериально-ориентировачный проективный тест диагностики образа мира субъекта» (Г. А. Берулава), невербальная методика «Картина мира» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина), методика НИП (Шумакова Н. Б.), ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ), адаптированная Г. П. Логиновой.
Результаты эмпирического исследования позволили показать связь между особенностями образа мира и познавательными интересами в подростковом возрасте, выявить специфику разных типов образа мира в подростковом возрасте, раскрыть своеобразие образа мира у интеллектуально одаренных подростков.
Полученные в исследовании данные расширяют представления об особенностях развития личности и условиях становления образа мира в подростковом возрасте. Понимание особенностей и условий становления образа мира имеет большое значение для совершенствования системы воспитания, обучения и развития школьников.
Полученные результаты могут использоваться в практике психологического консультирования подростков, а также в работе с одаренными детьми.
В заключении формулируются основные выводы исследования:
1. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил выявить качественные различия в образе мира у младших и старших подростков. Эти различия затрагивают все его стороны (представления о мире, других людях, самих себе и своей жизни).
2. У старших подростков, по сравнению с младшими, более выражены позитивистские установки в отношении самих себя и представлений о своей жизни. В представлении подростков о самих себе начинает преобладать ориентация на внутренние характеристики личности в противовес внешним, распространенным в младшем подростковом возрасте. В представлени