Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Связь образа мира и познавательных интересов у младших и старших подростков»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология развития

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Л. Ф. Обухова.

Зав. выпускающей кафедрой

Л. Ф. Обухова.

Руководитель

Н. Б. Шумакова

Студент

О. А. Богпомочева

Москва, 2014

2

Общая характеристика исследования

Данная работа посвящена изучению особенностей своеобразия образа мира у младших и старших подростков и его связь с их познавательными интересами.

Актуальность темы исследования.

Задачи развития современного информационного общества определяют актуальность изучения условий и путей развития личности 10—15-летних подростков, т. к. именно эта возрастная группа будет в будущем формировать современное общество. В связи с этим выявление психологических особенностей образа мира у современных подростков является особенно важным.

Понятие образа мира охватывает обширную область психической жизни человека. Со времени его появления вопросы, касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого феномена, пока ещё не решены. Однако в общей психологии и психологии развития накоплены разносторонние данные о роли и формировании мировоззрения и его неотъемлемой подструктуры — образа мира [Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, В. В. Петухов, С. Д. Смирнов, Д. Б. Эльконин и др.].

Образ мира в современной психологии определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [Берулава,2001]. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой. Образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Образ мира возникает у каждого ребёнка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т. е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребёнка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно.

3

Сформированный на стихийном уровне образ мира, в любом случае становится стартом для формирования его обогащённого содержания, которое обеспечивает переход ребёнка в зону ближайшего (Л. С. Выготский) и перспективного (Н. Н. Поддъяков) развития.

Многие исследователи подчёркивают, что образ мира в значительной степени определяет «парадигму жизни» конкретного человека. Соответствующий образ мира воплощается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках [Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Берулава, В. С. Мухина и др.]. В то же время, представление о мире формируется в контексте определенной культуры, в которой происходит развитие ребенка, в процессе познания им окружающего мира, осмысления значимых событий в его жизни.

Вышесказанное определяет актуальность изучения проблемы «образа мира», поставленной в психологии А. Н. Леонтьевым и другими учёными.

Особую актуальность проблема образа мира приобретает в настоящее время, т. к. общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом сами структурные характеристики его изменились. Поэтому важен анализ того, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей.

Отсутствие систематических эмпирических исследований особенностей образа мира у современных подростков представляется препятствием для решения ряда как теоретических, так и практических проблем психологии личности и развития. Изучение особенностей образа мира в подростковом возрасте является важнейшим шагом в понимании психологических условий и закономерностей становления личности. Это позволило сформулировать

4

цель нашего исследования и определить его предмет и основные задачи.

Цель исследования — выявить своеобразие образа мира у младших и старших подростков и определить его связь с познавательными интересами.

Объектом исследования является образ мира у младших и старших подростков.

Предмет исследования — своеобразие образа мира у младших и старших подростков и его связь с их познавательными интересами.

Основная гипотеза исследования: своеобразие образа мира подростков связано с их познавательными интересами.

Частные гипотезы:

На протяжении подросткового возраста происходят существенные изменения в сфере познавательных интересов и в образе мира.

Образ мира у одарённых подростков отличается качественным своеобразием.

Основные задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы исследования.

2. Определить процедуры и методы, выявляющие качественное своеобразие образа мира у школьников.

3.  Выявить возрастные особенности образа мира в подростковый период.

4. Определить направленность исследовательского отношения к миру и особенности познавательных интересов подростков.

5. Выявить связь образа мира с познавательными интересами подростков.

Методологическая основа исследования: фундаментальные положения отечественной психологии о психическом развитии и социальной природе психического, единстве сознания и деятельности, представления о возрастном развитии личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

5

В исследовании получены новые данные, обогатившие представления об особенностях познавательных интересов и основных характеристиках образа мира у младших и старших подростков. Прослежена связь между особенностями образа мира и познавательными интересами в подростковом возрасте. Установлена специфика разных типов образа мира в подростковом возрасте. Раскрыто своеобразие образа мира у интеллектуально одаренных подростков. Полученные в исследовании данные расширяют представления об особенностях развития личности и условиях становления образа мира в подростковом возрасте.

Практическая значимость. Понимание особенностей и условий становления образа мира имеет большое значение для совершенствования системы воспитания, обучения и развития школьников. Кроме того, полученные в исследовании результаты могут использоваться в практике психологического консультирования подростков, а также в работе с одаренными детьми.

Структура работы. Диссертация состоит из введения и двух глав, заключения, списка литературы (наименований), приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации дан обзор по проблеме. Образ мира рассматривается как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой. Образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.

Во вторую главу входит описание методик и анализ полученных данных.

6

Решение поставленных задач решалось с помощью таких методик как «Вербальный критериально-ориентировачный проективный тест диагностики образа мира субъекта» (Г. А. Берулава), невербальная методика «Картина мира» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина), методика НИП (Шумакова Н. Б.), ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ), адаптированная Г. П. Логиновой.

Результаты эмпирического исследования позволили показать связь между особенностями образа мира и познавательными интересами в подростковом возрасте, выявить специфику разных типов образа мира в подростковом возрасте, раскрыть своеобразие образа мира у интеллектуально одаренных подростков.

Полученные в исследовании данные расширяют представления об особенностях развития личности и условиях становления образа мира в подростковом возрасте. Понимание особенностей и условий становления образа мира имеет большое значение для совершенствования системы воспитания, обучения и развития школьников.

Полученные результаты могут использоваться в практике психологического консультирования подростков, а также в работе с одаренными детьми.

В заключении формулируются основные выводы исследования:

1. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил выявить качественные различия в образе мира у младших и старших подростков. Эти различия затрагивают все его стороны (представления о мире, других людях, самих себе и своей жизни).

2. У старших подростков, по сравнению с младшими, более выражены позитивистские установки в отношении самих себя и представлений о своей жизни. В представлении подростков о самих себе начинает преобладать ориентация на внутренние характеристики личности в противовес внешним, распространенным в младшем подростковом возрасте. В представлени

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/BogpomochevaOA_2014/BSo-ma-009.htm