1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образовании»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Повышение профессиональной компетентности сетевых методистов в территориальных образовательных комплексах»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Методическое обеспечение системы образования |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Гуружапов В. А. |
Зав. выпускающей кафедрой | Гуружапов В. А. |
Руководитель | Кузьмин П. В. |
Студент | Дятлова О. А. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Исследование посвящено повышению профессиональной компетентности сетевых методистов в территориальных образовательных комплексах
Актуальность исследования. Первостепенной задачей российского образования является повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня профессионализма педагога, на развитие компетентности и общей эрудиции в процессе педагогической деятельности, по словам В. П. Симонова, — «это четкая, на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы». Совершенствование же этого важного аспекта профессиональной деятельности педагога невозможно без правильного понимания его сущности, основного назначения, круга решаемых задач и требований к его организации и осуществлению.
Непрерывное профессиональное образование, целью которого должно быть оказание своевременной профессиональной помощи педагогам, чаще всего оказывает информационные услуги и, значительно реже, практико-ориентированные.
Это заставляет критически оценить сложившуюся систему и в качестве приоритета повышения профессиональной компетентности педагога, в том числе и методиста, в современных условиях образования выделить научно-методический аспект, без которого невозможно эффективное осуществление педагогической деятельности, качественный результат образования, а также оптимальное использование личностных и творческих возможностей педагогов.
Современные образовательные организации нуждаются в мобильных, конкурентоспособных и успешных специалистах, которые владеют глубокими методологическими знаниями, методами диагностики и способами их применения в практической деятельности, умеют выделять личностные смыслы в содержании образования, умеют творчески работать и способны обучать этому учащихся, имеют потребность к постоянному обновлению своих знаний, т. е. высококомпетентные специалисты. Современный методист должен на достаточно высоком методологическом уровне подходить к педагогическим явлениям; владеть научно-исследовательскими навыками и умениями «эвристического поиска»; уметь адекватно оценивать и анализировать научно-педагогический, личный опыт и опыт своих коллег; умело прогнозировать рост профессиональной карьеры, отслеживать ход и результат своей педагогической деятельности.
Это требует постоянного обновления деятельности методических служб, что определяет необходимость непрерывного развития профессиональной компетентности методистов, которые призваны сопровождать современный образовательный процесс. Отсюда возникает потребность не в локальных нововведениях в содержание и организацию работы методистов, а в
3постоянном повышении их квалификации.
Указанный факт влечет за собой потребность организации методической работы на качественно новом уровне, основанном на концептуальном осмыслении педагогической теории и практики. Этим обновлением будет организация научно-методической деятельности педагогов, направленная на научно-методическое обеспечение и мониторинг развития образовательной организации на основе перспективного системно-целевого планирования, способствующая становлению профессиональной компетентности педагогов и повышению качества образования.
Такой подход обусловливает необходимость всестороннего научного анализа проблемы, разработку концептуальной модели повышения научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности с выделением условий, которые будут способствовать успешному решению проблемы.
В связи с этим переосмысливаются представления не только о предназначении методической службы и функциях методистов, но и о механизмах развития их профессиональной компетентности, актуальность исследования которых обусловлена следующими факторами.
Во-первых, необходимостью определить требования к профессиональной компетентности методистов в соответствии с концептуальным обновлением деятельности методических служб.
Во-вторых, недостаточной теоретической обоснованностью факторов, влияющих на повышение квалификации методистов.
В-третьих, потребностью исследовать обусловленность результатов методической работы развитием профессиональной компетентности методистов.
Анализ публикаций свидетельствует о том, что современные требования к методической работе серьезно изменились. Поиску новых целей и содержания методической работы посвящены исследования М. М. Поташника (управление качеством образования на окружном уровне, критерии оценки деятельности методической службы), Т. П. Афанасьевой, Н. В. Немовой (анализ и экспертиза в работе окружной методической службы, поддержка деятельности образовательных организаций), В. П. Симонова, С. В. Кульневича (организация, структура и содержание методической работы), П. И. Третьякова, Т. Н. Макаровой (организация и планирование работы методической службы в рамках перевода школы в режим развития), А. М. Моисеева (методическая работа как объект внутришкольного управления), А. П. Ситник (развитие профессиональной культуры учителя в процессе методической работы), Т. В. Ильиной (формирование профессиональной деятельности методиста), Н. П. Гришиной, А. А. Петренко (развитие профессиональной компетентности методистов в процессе практической деятельности) и др.
В педагогических исследованиях последних лет изучается понятийный аппарат профессиональной компетентности педагогов (В. Ю. Кричевский, В. М. Щепель, Е. В. Бондаревская, А. Н. Дахин, В. А. Козырев, СЕ. Шишов,
4И. Г. Агапов и др.).
Однако, несмотря на достаточно обширную источниковую базу, не получили широкого освещения вопросы развития профессиональной компетентности методистов. Это, в свою очередь, ведет к обострению в теории и практике образования целого ряда противоречий, которые требуют своего разрешения:
между необходимостью развития профессиональной компетентности сетевых методистов в рамках практической деятельности в соответствии с концептуальным обновлением методических служб и отсутствием разработанного действенного механизма его осуществления;
— между возрастанием приоритетности технологий проектирования деятельности методистов и традиционной практикой развития их профессиональной компетентности, отражающей представление о них как организаторах мероприятий и консультантах;
— между существующей потребностью методистов в развитии их профессиональной компетентности и неразработанностью её содержания, а также диагностического инструментария, позволяющего оценить изменения, происходящие в уровне их компетентности.
Выявленные противоречия обуславливают проблему исследования, заключающуюся в необходимости обоснования профессиональной компетентности методистов территориальных образовательных комплексов.
Цель исследования — обосновать модель непрерывного повышения квалификации методистов территориальных образовательных комплексов как фактор развития их профессиональной компетентности.
Задачи исследования:
1. Определить сущность профессиональной компетентности методистов.
2. Выявить требования к профессиональной компетентности методистов в условиях их деятельности.
3. Разработать модель непрерывного повышения квалификации методистов территориальных образовательных комплексов как фактора развития их профессиональной компетентности и проверить её эффективность опытно-экспериментальным путем.
4. Установить обусловленность результатов методической работы уровнем включенности методистов в процесс непрерывного повышения квалификации.
Объектом исследования является профессиональная компетентность сетевых методистов территориальных образовательных комплексов.
Предмет исследования — модель непрерывного повышения квалификации методистов территориальных образовательных комплексов как фактор развития их профессиональной компетентности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что модель непрерывного повышения квалификации методистов территориальных образовательных комплексов является фактором развития
5их профессиональной компетентности и обеспечивает совершенствование методической работы, если определено содержание профессиональной компетентности методистов;
— разработана и внедрена модель непрерывного повышения квалификации сетевых методистов территориальных образовательных комплексов как фактора развития их профессиональной компетентности;
— устанавливается обусловленность результатов методической работы уровнем включенности методистов в процесс непрерывного повышения квалификации.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, систематизация, классификация, сравнительное — описание и обобщение имеющегося опыта, моделирование);
— эмпирические (опытно-экспериментальная работа, изучение документации, продуктов деятельности);
— статистические (обработка полученных данных). Методологическая основа исследования базируется на компетентностном (А. Л. Андреев, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Дж. Равен, А. В. Хуторской и др.), личностно-ориентированном (В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) подходах, определяющих методиста как субъекта собственного развития и предполагающих внесение личностного смысла в процесс развития их профессиональной компетентности. Теоретическую базу составили:
— концепции личностно-ориентированного образования В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, СВ. Кульневича, Т. А. Костюковой, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др.;
— теоретические основы профессиональной компетентности педагога В. Ю. Кричевского, В. М. Шепеля, Е. В. Бондаревской, А. Н. Дахина, В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, СЕ. Шишова, И. Г. Агапова и др.;
— концептуальные положения педагогического проектирования в образовании Ы. Яковлевой, A. M. Моисеева, Г. А. Русских, В. Е. Радионова и др.;
— современные исследования по управлению методической работой на окружном уровне Е. В. Василевской, СВ. Кульневича, М. М. Поташника, А. М. Моисеева, Н. Д. Малахова и др.;
— положения общей теории управления образованием В. С. Лазарева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Ю. А. Конаржевского, СВ. Кульневича, Л. П. Ильенко, Г. Н. Прозументовой, В. П. Симонова, А. М. Моисеева, Т. И. Шамовой, Л. И. Филатовой и др.
Генеральная совокупность — сетевые методисты территориальных образовательных комплексов.
6 Экспериментальная база исследования.
Основная исследовательская работа осуществлялась среди методистов территориальных образовательных комплексов Зеленоградского административного округа города Москвы.
Эмпирическую базу исследования составили: материалы опросов, анкетирования около 50 методистов образовательных организаций различных типов.
Научная новизна:
— обоснована необходимость переосмысления научно-методической работы сетевых методистов в территориально-образовательных комплексах в современных условиях образования и перевода ее на научно-организационный уровень организации деятельности;
— обоснована структура профессиональной компетентности методистов;
— определены этапы и уровни, а также рациональные условия повышения профессиональной компетентности методистов в процессе их деятельности;
— разработана и апробирована модель повышения профессиональной компетентности методистов.
Практическая значимость исследования:
1. Апробирована модель повышения профессиональной компетентности методистов в процессе их профессиональной деятельности.
2. Составлен банк диагностических методик для исследования процесса становления профессиональной компетентности методистов.
Материалы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования в современной практике образовательных организаций.
Структура; работы состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе обосновывается необходимость формирования и повышения профессиональной компетентности методиста в новых условиях образовательной реальности, организованной в рамках гуманистической парадигмы, основой которой является приоритет человека как высшей ценности.
Выделены эффективные условия повышения профессиональной компетентности методистов в процессе педагогической деятельности, которые легли в основу разработки концептуальной модели. Организационно-педагогические условия включают такие важные аспекты, как: демократическое управление, целесообразно организованную образовательную среду, личностный фактор организации деятельности, учитывающий формирование и стимулирование мотивации субъектов, их разностороннюю готовность к самосовершенствованию.
В ходе исследования разработана модель повышения профессиональной компетентности методистов в профессиональной деятельности, которая включает все основные аспекты эффективного решения проблемы (цели, задачи, этапы, уровни повышения, принципы организации процесса, предлагаемые формы научно-методической деятельности, вариативную модель деятельности