Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Кибернетическая лудомания у гейминг-зависимых подростков с
девиантным поведением»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Барцалкина В. В.

Студент

Филатова Т. П.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Введение

Актуальность темы магистерской диссертации. В связи с широкой компьютеризацией общества развлекательные компьютерные технологии стали общедоступны и качественно изменили времяпрепровождение многих людей. Однако чрезмерное увлечение игрой в компьютерные игры породило новый вид аддиктивного поведения. Так, ученые Колледжа свободных искусств и наук под руководством профессора психологии Д. А. Джинтила (D. A. Gentile), обследовав 1200 человек установили, что из 10 увлекающихся компьютерными играми один является кибернетическим лудоманом [2]. Установлено, что по состоянию на 2012 год в России до 80% подростков в возрасте от 12 до 13 лет являются кибернетическими лудоманами [1]. Потребность в исследовании различных аспектов этого феномена продиктована все большей подверженностью населения данному виду аддиктивного поведения, наиболее уязвимой частью которого является молодое поколение.

Цель магистерского исследования заключается в разработке программы индивидуальной психологической коррекции кибернетической лудомании у подростков.

Объектом магистерского исследования является психологические особенности подростков с девиантным поведением, склонных к кибернетической лудомании.

Предметом магистерского исследования является психологическое основание для разработки индивидуальной психокоррекции кибернетической лудомании у подростков. Гипотезой магистерского исследования выступает предположение о том, что психологические особенности подростков с девиантным поведением лежат в основе чрезмерного увлечения компьютерными играми как непродуктивного способа совладающего поведения.

Задачи магистерского исследования:

3

1. Провести теоретический анализ по теме исследования.

2. Подобрать методики, направленные на диагностику личностно-характерологических особенностей гейминг-зависимых и особенностей межличностных семейных взаимоотношений.

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление факторов риска кибернетической лудомании.

4. Обосновать выбор методов психологической коррекции кибернетической лудомании у подростков.

5. Разработать проект программы индивидуальной психологической коррекции для гейминг-зависимых подростков.

6. Оценить эффективность результатов после проведения программы индивидуальной психологической коррекции для гейминг-зависимых подростков.

Степень разработанности темы магистерской диссертации. Для освещения проблемы влияния на психику человека компьютерных игр, а также негативных последствий в зависимости от содержательной характеристики игровых жанров, нами были проанализированы основные исследования и научные труды отечественных ученых: Д. В. Жмурова, М. С. Иванова, С. К. Рыженко, О. В. Литвиенко, В. А. Фроловой, Ф. А. Саглам, а также зарубежных исследователей: A. Anderson, М. С., D. Bavelier, C. S. Green, D. H. Han, P. F. Renshaw, M. M. Merzenich, D. A. Gentile, M. D. Griffiths, D. Bavelier. Наряду с этим существует острый дефицит научной литературы, содержащей примеры решения вопросов, связанных с практической помощью гейминг-зависимым подросткам.

Исследование проводилось на базе Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское», включающее: отделы полиции по обслуживанию городских округов Балашиха, Железнодорожный, Реутов, отдел полиции по обслуживанию микрорайона «Салтыковский» и отдел полиции по обслуживанию п. Заря.

Характеристика выборки исследования. Выборку составили девиантные подростки, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних МУ МВД

4

России «Балашихинское». Общее количество выборки — 52 подростка: 30 юношей и 22 девушки в возрасте от 12 до 17 лет.

Методы исследования:

1. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме диссертационного исследования, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследования, сравнение;

2. Диагностические: беседа, опрос, наблюдение, тестирование

3. Формирующий эксперимент

4. Статистические (математическая обработка экспериментальных данных посредством коэффициента корреляции Спирмена и критерия Фишера (угловое преобразование Фишера)

Методики, используемые в исследовании для решения поставленных задач:

— тест Т. Такера на выявление игровой зависимости. (Модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних И. А. Коныгиной),

— тест различий между идеальным и реальным Я (авторы Г. М. Батлер и Г. В. Хайга в адаптации В. А. Янчука),

— патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко,

— опросник способов совладающего поведения (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк и М. С. Замышляевой),

— опросник А. Басса и А. Дарки в адаптации А. К. Осницкого, направленный на диагностику агрессии,

— опросник способности к эмпатии (авторы А. Мехрабиен и Н. Эпштейн),

— тест реактивной и личностной тревожности (автор Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина),

— опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса,

— методика «Подростки о родителях» Е. Шафера в адаптации Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной,

5

— проективный тест «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.

Положения, выносимые на защиту магистерской диссертации:

1. Выбор жанровых предпочтений в компьютерных играх связан со способом копинг-поведения в жизни;

2. Разработанная программа индивидуальной психологической коррекции кибернетической лудомании у подростков решает задачи по нормализации компьютерной игровой активности;

3. Кибернетическая лудомания стимулирует повышение уровня личностной и реактивной тревожности, агрессии, раздражения и снижение уровня эмпатических тенденций. Научная новизна магистерского исследования обусловлена анализом формирования и развития кибернетической лудомании по аналогии с другими поведенческими и химическими аддикциями; выявлением факторов риска, способствующих формированию кибернетической лудомании; установлению связи между выбором игровых жанров и совладающим поведением девиантных подростков; установлению связи между личностно-характерологическими особенностями и предпочитаемыми жанрами компьютерных игр.

Теоретическая значимость магистерского исследования заключается в глубоком анализе наиболее значимых зарубежных исследований последнего десятилетия в области изучения чрезмерного увлечения компьютерными играми и их влиянием на психику человека, ранее не переведенных, а, соответственно, не получивших распространение в России. Кроме того, возможно использовать теоретический материал магистерской диссертации для информационного просвещения всех участников образовательного процесса.

Практическая ценность результатов определяется разработкой программы индивидуальной психологической коррекции гейминг-зависимых подростков.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных

6

теоретических положений, подбором комплекса диагностических методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных. Некоторые положения исследования отражены в статье «Кибернетическая лудомания — новая область психологических исследований криминальной агрессии подростков» в публикаций в журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах» (№1 (52), 2013 г.) входящим в список ВАК Минобразования и науки РФ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское», включающее:

• отдел полиции по обслуживанию г. о. Балашиха

• УМВД России по г.о. Железнодорожный

• отдел полиции по обслуживанию г. о. Реутов

• отдел полиции по обслуживанию микрорайона «Салтыковский»

• отдел полиции по обслуживанию п. Заря

Структура и объем магистерского исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Текст диссертации содержит 3 таблицы, 26 гистограмм и 6 приложений. Список использованной литературы включает 102 источника, из них 37 на иностранном языке.

Основное содержание работы.

В введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы исследования, определена цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и методики исследования. Описана структура диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены сведения об апробации результатов работы.

В первой главе магистерской диссертации был проведен теоретический анализ зарождения, развития и современного состояния изучения кибернетической лудомании как нового явления нашего века, порожденного научно-техническим прогрессом. Изучены формирование и стадии развития

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/FilatovaTP_2015/FKl-ma-013.htm