1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Кибернетическая лудомания у гейминг-зависимых подростков с
девиантным поведением»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Барцалкина В. В. |
Студент | Филатова Т. П. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Введение
Актуальность темы магистерской диссертации. В связи с широкой компьютеризацией общества развлекательные компьютерные технологии стали общедоступны и качественно изменили времяпрепровождение многих людей. Однако чрезмерное увлечение игрой в компьютерные игры породило новый вид аддиктивного поведения. Так, ученые Колледжа свободных искусств и наук под руководством профессора психологии Д. А. Джинтила (D. A. Gentile), обследовав 1200 человек установили, что из 10 увлекающихся компьютерными играми один является кибернетическим лудоманом [2]. Установлено, что по состоянию на 2012 год в России до 80% подростков в возрасте от 12 до 13 лет являются кибернетическими лудоманами [1]. Потребность в исследовании различных аспектов этого феномена продиктована все большей подверженностью населения данному виду аддиктивного поведения, наиболее уязвимой частью которого является молодое поколение.
Цель магистерского исследования заключается в разработке программы индивидуальной психологической коррекции кибернетической лудомании у подростков.
Объектом магистерского исследования является психологические особенности подростков с девиантным поведением, склонных к кибернетической лудомании.
Предметом магистерского исследования является психологическое основание для разработки индивидуальной психокоррекции кибернетической лудомании у подростков. Гипотезой магистерского исследования выступает предположение о том, что психологические особенности подростков с девиантным поведением лежат в основе чрезмерного увлечения компьютерными играми как непродуктивного способа совладающего поведения.
Задачи магистерского исследования:
31. Провести теоретический анализ по теме исследования.
2. Подобрать методики, направленные на диагностику личностно-характерологических особенностей гейминг-зависимых и особенностей межличностных семейных взаимоотношений.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление факторов риска кибернетической лудомании.
4. Обосновать выбор методов психологической коррекции кибернетической лудомании у подростков.
5. Разработать проект программы индивидуальной психологической коррекции для гейминг-зависимых подростков.
6. Оценить эффективность результатов после проведения программы индивидуальной психологической коррекции для гейминг-зависимых подростков.
Степень разработанности темы магистерской диссертации. Для освещения проблемы влияния на психику человека компьютерных игр, а также негативных последствий в зависимости от содержательной характеристики игровых жанров, нами были проанализированы основные исследования и научные труды отечественных ученых: Д. В. Жмурова, М. С. Иванова, С. К. Рыженко, О. В. Литвиенко, В. А. Фроловой, Ф. А. Саглам, а также зарубежных исследователей: A. Anderson, М. С., D. Bavelier, C. S. Green, D. H. Han, P. F. Renshaw, M. M. Merzenich, D. A. Gentile, M. D. Griffiths, D. Bavelier. Наряду с этим существует острый дефицит научной литературы, содержащей примеры решения вопросов, связанных с практической помощью гейминг-зависимым подросткам.
Исследование проводилось на базе Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское», включающее: отделы полиции по обслуживанию городских округов Балашиха, Железнодорожный, Реутов, отдел полиции по обслуживанию микрорайона «Салтыковский» и отдел полиции по обслуживанию п. Заря.
Характеристика выборки исследования. Выборку составили девиантные подростки, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних МУ МВД
4России «Балашихинское». Общее количество выборки — 52 подростка: 30 юношей и 22 девушки в возрасте от 12 до 17 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме диссертационного исследования, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследования, сравнение;
2. Диагностические: беседа, опрос, наблюдение, тестирование
3. Формирующий эксперимент
4. Статистические (математическая обработка экспериментальных данных посредством коэффициента корреляции Спирмена и критерия Фишера (угловое преобразование Фишера)
Методики, используемые в исследовании для решения поставленных задач:
— тест Т. Такера на выявление игровой зависимости. (Модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних И. А. Коныгиной),
— тест различий между идеальным и реальным Я (авторы Г. М. Батлер и Г. В. Хайга в адаптации В. А. Янчука),
— патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко,
— опросник способов совладающего поведения (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк и М. С. Замышляевой),
— опросник А. Басса и А. Дарки в адаптации А. К. Осницкого, направленный на диагностику агрессии,
— опросник способности к эмпатии (авторы А. Мехрабиен и Н. Эпштейн),
— тест реактивной и личностной тревожности (автор Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина),
— опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса,
— методика «Подростки о родителях» Е. Шафера в адаптации Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной,
5— проективный тест «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.
Положения, выносимые на защиту магистерской диссертации:
1. Выбор жанровых предпочтений в компьютерных играх связан со способом копинг-поведения в жизни;
2. Разработанная программа индивидуальной психологической коррекции кибернетической лудомании у подростков решает задачи по нормализации компьютерной игровой активности;
3. Кибернетическая лудомания стимулирует повышение уровня личностной и реактивной тревожности, агрессии, раздражения и снижение уровня эмпатических тенденций. Научная новизна магистерского исследования обусловлена анализом формирования и развития кибернетической лудомании по аналогии с другими поведенческими и химическими аддикциями; выявлением факторов риска, способствующих формированию кибернетической лудомании; установлению связи между выбором игровых жанров и совладающим поведением девиантных подростков; установлению связи между личностно-характерологическими особенностями и предпочитаемыми жанрами компьютерных игр.
Теоретическая значимость магистерского исследования заключается в глубоком анализе наиболее значимых зарубежных исследований последнего десятилетия в области изучения чрезмерного увлечения компьютерными играми и их влиянием на психику человека, ранее не переведенных, а, соответственно, не получивших распространение в России. Кроме того, возможно использовать теоретический материал магистерской диссертации для информационного просвещения всех участников образовательного процесса.
Практическая ценность результатов определяется разработкой программы индивидуальной психологической коррекции гейминг-зависимых подростков.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных
6теоретических положений, подбором комплекса диагностических методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных. Некоторые положения исследования отражены в статье «Кибернетическая лудомания — новая область психологических исследований криминальной агрессии подростков» в публикаций в журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах» (№1 (52), 2013 г.) входящим в список ВАК Минобразования и науки РФ.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское», включающее:
• отдел полиции по обслуживанию г. о. Балашиха
• УМВД России по г.о. Железнодорожный
• отдел полиции по обслуживанию г. о. Реутов
• отдел полиции по обслуживанию микрорайона «Салтыковский»
• отдел полиции по обслуживанию п. Заря
Структура и объем магистерского исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Текст диссертации содержит 3 таблицы, 26 гистограмм и 6 приложений. Список использованной литературы включает 102 источника, из них 37 на иностранном языке.
Основное содержание работы.
В введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы исследования, определена цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и методики исследования. Описана структура диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены сведения об апробации результатов работы.
В первой главе магистерской диссертации был проведен теоретический анализ зарождения, развития и современного состояния изучения кибернетической лудомании как нового явления нашего века, порожденного научно-техническим прогрессом. Изучены формирование и стадии развития