Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Психолого-педагогические условия сопровождения социально-психологической адаптации начинающих тренеров-преподавателей по водным видам спорта»

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология и педагогика воспитания учащихся

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Гуружапов В. А.

Зав. выпускающей кафедрой

Гуружапов В. А.

Руководитель

Егоренко Т. А.

Студент

Гаршина Н. В.

Москва, 2014

2

Актуальность проблемы исследования определяется задачами оптимизации прохождения процесса социально — психологической адаптации при вхождении в трудовую деятельность и разработки стратегий психолого-педагогического сопровождения для повышения ее эффективности. Процесс адаптации приобретает важное значение, как часть профессионального становления и личностного роста. Изучение психолого-педагогического сопровождения необходимо для установления факторов влияющих на процесс становления молодых специалистов, еще недавно бывших студентами или действующими спортсменами. С нашей точки зрения, ключевыми принципами психологического сопровождения начинающего тренера-преподавателя на этапе становления профессиональной деятельности является гуманное отношение к личности, квалифицированная сопровождение и поддержка профессионального развития.

Результатом психологического сопровождения на этапе становления профессиональной деятельности становится создание нового жизненного свойства-адаптивности, т. е. способности автономно достигать относительного баланса в профессиональной деятельности и постоянно осуществлять личностный и профессиональный рост за счет собственной активной жизненной позиции.

Таким образом, что бы ускорить процесс социально-психологической адаптации важно выявить личностные особенности которые важны для успешного ее прохождения, и эффективной деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Системно-деятельный подход к изучению личности: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн.

Гуманистическая теория личности: Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу

Положения современных педагогических и психолого-педагогических концепций в области физической культуры и спорта (Агеевец В. У, Волков И. П.,; Горбунов Г. Д., Ильин Е. П., Курамшин Ю. Ф., Марищук B. JI., Николаев А. Н. Пуни А. Ц., Стамбулова Н. Б., Серова Л. К., и др.);

3

Положения психологических концепций личности и деятельности (Ананьев Б. Г., Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Леонтьев А. Н, Левитов Н. Д.,; Шадриков В. Д.; и др.); Работы о особенностях формирования личности будущих специалистов по физической культуре и спорту, разработанные А. А. Никитиной, Н. В.

Поповой, Е. А. Пырьевым, А. В. Романовой, О. Б. Томашевской и другими.

Объект исследования: Социально-психологическая адаптация при вхождении в профессию у тренеров-преподавателей по водным видам спорта.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия сопровождения социально-психологической адаптации начинающих тренеров — преподавателей по водным видам спорта.

Целью работы является изучение особенностей прохождения процесса социально-психологической адаптации и ее влияние на эффективность деятельности у начинающих тренеров-преподавателей по водным видам спорта.

Гипотеза исследования: Возможно ли предположить что психолого-педагогическое сопровождение направленное на организацию условий для снятия эмоционального напряжения, повышения уровня доверия к окружающим, уверенности в себе позволяет оптимизировать прохождение социально-психологической адаптации начинающих тренеров-преподавателей.

Теоретическая значимость исследования заключается в научно-экспериментальном обосновании и доказательстве возможности формирования в процессе психолого-педагогического сопровождения важных условий для оптимизации прохождения процесса социально-психологической адаптации. Результаты исследования дополнят теоретические подходы к проведению психолого-педагогического сопровождения и оптимизации прохождения социально-психологической

4

адаптации начинающих тренеров-преподавателей по водным видам спорта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: полученные результаты и выводы могут служить теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования условий психолого-педагогического сопровождения для начинающих свою деятельность тренеров-преподавателей.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, 14 параграфов, заключения, библиографии, 2 приложений. Текст иллюстрирован 2 таблицами, 31 диаграммой. Список литературы содержит 53 источника.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации анализируются теоретические исследования, посвященные проблеме социально-психологической адаптации, условий ее протекания, роли в профессиональном становлении личности начинающего тренера-преподавателя по водным видам спорта.

На основе теоретического анализа формулируются выводы:

1. Процесс социально-психологической адаптации имеет уровневую структуру, носит фазный характер и представлен различными социальными критериями.

2. Следует отметить, что и профессиональное становление как процесс изменения и адаптации личности, позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и этапы, включая и профессиональное становления тренеров — преподавателей.

3. Социально — психологическую адаптацию начинающего тренера — преподавателя можно считать успешной, если в ходе приспособления молодого специалиста достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность,

5

осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и учащимися).

4. В сфере отношений и взаимодействия с коллегами отмечается социологический комфорт, а психофизиологическое состояние не приводит к появлению нервно-психических заболеваний.

Во второй главе: проведен теоретический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения, и создание условий для психолого-педагогического сопровождения деятельности начинающих тренеров-преподавателей.

Результаты теоретического анализа позволяют сделать выводы

1. О существовании психологического сопровождения, как технологии помощи на определенном этапе развития, которая предназначена для решения проблем или их предупреждения. Эти технологии помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы и индивидуальную работу.

2. Изучение педагогического и психологического сопровождения деятельности тренера — преподавателя по водным видам спорта относится непосредственно к процессу «деятельности» и объясняется через ее характеристики, которые определяет эффективность тренировочной и соревновательной активности.

2. Психологическое сопровождение и развитие психологических ресурсов основаны на внимании непосредственно к деятельности тренера-преподавателя, раскрывается через категорию «субъектности» и предполагает значительно большую свободу выбора в решениях, возлагая при этом всю ответственность на себя.

В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования уровня социально-психологической адаптации начинающих тренеров-преподавателей, и его изменение после

6

проведения психолого-педагогического сопровождения, предложена модель психолого-педагогического.

Заключение.

1. В рамках данной работы был выполнен системный теоретический анализ современных отечественных и зарубежных авторов о проблеме социально-психологической адаптации и особенностях ее протекания у начинающих тренеров преподавателей.

2. Проведены исследования: определение уровня социально психологической адаптации у тренеров преподавателей в начале профессиональной деятельности, и после проведения психолого-педагогического сопровождения.

3. Выяснены проблемные моменты в прохождении адаптации (отсутствие эмоционального комфорта, уверенности в себе, самостоятельности, доверия в отношениях с коллегами и учениками).

4. В ходе исследования выявлены личные характеристики влияющие на уровень социально-психологической адаптации (ими оказались тревожность, уверенность в себе, самостоятельность в принятии решений, уровень самоконтроля).

5. Предположение, что успешная адаптация предполагает использование конструктивных стратегий для разрешения возникших проблем, мы подтвердили во время проведения формирующего эксперимента создающего условия формирования значимых личностных качеств тренера-преподавателя по водным видам спорта.

6. Эффективность выявленных психолого-педагогических условий сопровождения,в компетентностно-ориентированном образовательном процессе подтверждают результаты исследования в контрольном эксперименте.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/GarshinaNV_2014/GPp-ma-007.htm