Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Особенности агрессивного поведения подростков из малокомплектной сельской школы»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Фокина А. В.

Студент

Горохова Е. А.

Москва, 2014

2

Актуальность исследования. Агрессия, все более явственно проявляющаяся в различных аспектах подросткового поведения, привлекает значительный общественный и научный интерес. В изучении проблемы агрессивного поведения сложилась солидная традиция исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Анализ специальной литературы позволяет определить несколько разных подходов, сложившихся в границах различных научных школ.

В литературе описаны исследования, направленные на выявление различий в понимании агрессии (в работах С. Л. Колосовой, Н. Д. Левитова, Т. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, С. Фешбаха, А. Бандуры, А. Басса и др.); исследовались причины возникновения агрессивного поведения подростков (см. работы Р. Берона, Т. Б. Деловой, Н. Д. Левитова, А. К. Осницкого, А. Р. Ратинова, Д. Ричарсона, О. Д. Ситковской, A. Бандуры и др.); предметом научного познания становились виды агрессивного поведения (как например у Е. В. Куприянчука, С. Фешбаха, A. Басса, Д. Зилманна), а также возможности его коррекции и профилактики (в исследованиях Р. Кембелла, Е. К. Лютовой, Г. Менденфилда, Г. Б. Мониной, А. Б. Петровой, Л. М. Семенюк).

Один из вопросов, позволяющих проследить как личностные, так и социальные причины агрессивности и ее виды, касается связи уровня интеллектуального развития и степени агрессивности подростков. Подростковый период — кризисный, переходный, связанный с ростом агрессии этап онтогенеза. Известно, что интеллект играет значимую роль в регуляции поведения человека, а агрессивное поведение — одна из самых частых форм психической декомпенсации. Поэтому стратегическим предположением работы служит гипотеза о том, что могут быть выделены определенные варианты подростковой агрессивности, характеризующиеся разными соотношениями уровня агрессивности и интеллектуального

3

развития. В нашем исследовании эта проблема раскрывается на примере подростков из сельской малокомплектной школы.

Проблема исследования. Несмотря на многочисленность исследований подростковой агрессивности, существует сравнительно немного работ, посвященных изучению вариантов агрессивного поведения через его связь с интеллектуальным развитием. Кроме того, фактически не существует современных данных о специфике агрессивного поведения подростков, учащихся сельской школы. Рассмотрение взаимосвязи уровня развития интеллекта и индивидуальных вариантов агрессивного поведения подростков из малокомплектных сельских школ составляет проблему исследования.

Цель исследования — выявление индивидуальных вариантов агрессивного поведения учащихся подросткового возраста сельской школы.

Объект исследования — подростковая агрессивность.

Предмет исследования — индивидуальные варианты агрессивного поведения подростков малокомплектной сельской школы.

Гипотезы исследования.

Общая гипотеза исследования: существуют индивидуальные варианты агрессивного поведения подростков малокомплектной сельской школы, определяющиеся соотношением их агрессивности и уровнем интеллектуального развития.

Дополнительная гипотеза состоит в том, что отставание в интеллектуальном развитии в значительной степени влияет на проявления агрессии учащихся подростков в сельской школе малой комплектации.

Задачи исследования:

В соответствии с темой, объектом, предметом, гипотезами исследования можно выделить следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков.

2. Подобрать методики исследования, соответствующие поставленной цели.

4

3. Эмпирически исследовать уровень агрессивности подростков малокомплектной сельской школы.

4. Эмпирически исследовать уровень интеллекта подростков малокомплектной сельской школы.

5. Описать на основании эмпирических данных индивидуальные варианты агрессивного поведения подростков малокомплектной сельской школы, определяющиеся соотношением их агрессивности и уровнем интеллектуального развития.

6. Составить рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков малокомплектной сельской школы с учетом полученных данных.

Методы и методики исследования: в качестве методов исследования использовались тестирование, опрос, методы математической статистики и качественного анализа данных. Для проведения исследования были использованы следующие методики:

√  групповой интеллектуальный тест (ГИТ), разработанный Дж. Ванной (перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены в 1993 г. М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой),

√  тест интеллектуального потенциала (ТИП) разработанный П. Ржичаном, опросник Басса — Дарки,

√  тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга,

√  экспертный опрос.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе Татариновской малокомплектной школы, Ступинского района и Барыбинской средней школы, Домодедовского района, Московской области, находящихся в одном регионе.

Выборка: учащиеся 8 классов (по 12 человек из каждой школы), всего 24 человека в возрасте от 13 до 14 лет, из них 14 — юношей, 10 девушек.

Теоретико-методологические основы исследования: учение об условиях и закономерностях развития детской психики, сформулированное в

5

трудах Л. С. Выготского и его последователей А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина; положения о развитии личности, выдвинутые Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, И. Ю. Кулагиной, Л. Ф. Обуховой; положения о детско-родительских отношениях, предложенные в работах О. А. Карабановой, М. И. Лисиной, А. Б. Холмогоровой, Е. О. Смирновой; описание феноменов агрессии в поведении в работах Д. Долларда, С. Н. Ениколопова, Н. Д. Левитова, Т. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, Н. Н. Толстых, A. Бандуры, A. Басса и др.).

Научная новизна исследования определяется методологическим подходом в рассмотрении индивидуальных вариантов агрессивности в поведении старшеклассников малокомплектной сельской школы. В рамках диссертационного исследования реализуется изучение агрессивности в подростковом поведении в границе специфической социальной среды.

Практическая значимость исследования заключается в формулировании методов снижения агрессивности подростков и влияния ее на формирование самооценки и личностных качеств в подростковом возрасте. Использование данных исследования при организации воспитания учащихся в рамках их обучения в школе позволит правильно организовать работу по профилактике агрессивных проявлений в поведении учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные данные вносят некоторый вклад в понимание специфических особенностей прохождения подросткового возраста. Исследование позволяет уточнить понимание индивидуальных вариантов агрессивного поведения подростков малокомплектной сельской школы, определяющиеся соотношением их агрессивности и уровнем интеллектуального развития.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Агрессивные тенденции в поведении подростков из малокомплектной сельской школы формируются в результате влияния ряда социально-психологических факторов, среди которых специфическими

6

являются проблемы в их семьях (многодетные или неполные семьи; безработица и алкоголизм родителей; конфликты с угрозами в семье; эмоциональное отчуждение в семье).

2. Индивидуальные варианты агрессивного поведения подростков малокомплектной сельской школы определяются соотношением их агрессивности и уровнем интеллектуального развития.

3. В личности подростков из малокомплектных сельских школ, склонных к агрессивному поведению, наблюдаются позитивные преобразования только в ходе целенаправленного интегрирования их в систему социально одобряемой деятельности, способствующей самоутверждению.

Валидность данных, полученных в исследовании, обусловлена методологическим подходом и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам диссертации, и взаимодополняющим друг друга.

Объём и структура диссертации. В работе представлены введение, первая и вторая главы, раскрывающие теоретический и эмпирический анализ проблемы, заключение, обобщающее итоги исследования, список литературы, приложения.

Во введении определены актуальность, проблема, цель, объект и предмет исследования, предложены гипотезы, перечислены задачи, методы и методики исследования, раскрыта теоретико-методологическая основа работы, охарактеризована эмпирическая база и выборка исследования, описаны его научная новизна и теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретический анализ проблем агрессии в подростковом возрасте» описываются теоретические подходы к исследованию агрессивных проявлений в подростковом возрасте, что являет собой одну из самых острых проблем нашего социума. На повседневном языке агрессивными называются действия, приводящие к какому либо ущербу: материальному, моральному или физическому. Агрессивность в

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/GorohovaEA2014/GOa-ma-010.htm