1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Динамика профессионального самоопределения на протяжении обучения в гуманитарном вузе»
название ВКР
Направление | 37.04.01. | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология развития |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Кулагина И. Ю. |
Студент | Лисагор М. Е. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Магистерская диссертация посвящена проблемам профессионального самоопределения студентов — юношеского возраста, уже сделавших свой профессиональный выбор, но имеющих возможность его изменить.
Актуальность исследования профессионального самоопределения студентов — будущих психологов определяется начавшимся процессом модернизации высшего образования и востребованностью в различных сферах общественной жизни качественной психологической помощи. Для совершенствования образования в гуманитарном вузе, готовящего специалистов такого профиля, необходимы знания о мотивации и ценностях будущих психологов, их профессиональных планах и представлениях о себе как о студентах и будущих специалистах. Необходимо представлять, приходят ли в вуз юноши, собираясь работать по призванию в системе отношений «человек — человек», сохраняются ли в процессе обучения их первоначальные установки или они на определенном этапе обучения разочаровываются в выбранной профессии (как это происходит в педагогических вузах, по данным О. В. Беловой, Р. К. Малинаускаса и др., начиная с 3-его курса).
Теоретико-методологическая основа исследования:
Проффесиональное самоопределение рассматривается в соответствии с представлениями Л. С. Выготского о возрастном развитии и в связи с самоопределением личности (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, А. Маслоу, А. К. Маркова, В. Ф. Сафин, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), социальным самоопределением (Д. Л. Константиновский, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, В. С. Собкин, М. Х. Титма, В. Н. Шубкин и др.), профессионализацией и профессиональным развитием (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Пряжников, Д. Сьюпер и др.), профориентационной деятельностью (Э. Ф. Зеер, Л. А. Йовайша, Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, С. Н. Чистякова и др.).
Цель исследования заключается в выявлении специфики профессионального самоопределения студентов 1-ого и 4-ого курсов
3гуманитарного вуза, готовящего психологов, и динамики его изменения в конце обучения (на 3—4 курсах бакалавриата).
Объектом исследования выступает профессиональное самоопределение студентов гуманитарного вуза.
Предметом исследования являются изменения при обучении в вузе четырех компонентов профессионального самоопределения студентов — будущих психологов (мотивации, ценностей, представлений о себе, профессиональных планов).
Гипотезы исследования:
1. У студентов — будущих психологов на протяжении обучения в вузе в целом сохраняется содержательная наполненность профессионального самоопределения, сложившегося на 1-ом курсе.
2. Третий курс бакалавриата является тем этапом обучения будущих психологов, на котором ряд показателей профессионального самоопределения студентов оказывается несколько сниженным по своему уровню.
В соответствии с целью и предметом исследования, для проверки выдвинутых гипотез поставлены следующие задачи:
1. Определить показатели четырех компонентов профессионального самоопределения студентов — будущих психологов (мотивации, ценностей, представлений о себе, профессиональных планов).
2. Установить степень устойчивости профессионального самоопределения в процессе получения высшего образования, сравнив данные студентов 1-ого и 4-ого курсов.
3. Проследить динамику изменений профессионального самоопределения в конце обучения — на 3—4 курсах (в лонгитюдном исследовании).
Выборка и эмпирическая база: Исследование проведено в ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» со студентами — будущими психологами, обучающимися на факультетах социальной психологии и психологии
4образования. В исследовании приняли участие 173 человека, в том числе 60 студентов 1-ого курса, 53 студента 3-его курса, 60 студентов 4-ого курса.
Методы и методики исследования:
Примнялись метод срезов и лонгитюдный метод. Для решения поставленных задач, выявления специфики и динамики профессионального самоопределения, были использованы в рамках констатирующего эксперимента следующие методики:
• Методика самооценки мотивов профессиональной деятельности, разработанная А. А. Вербицким
• Методика ранжирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентами-психологами, разработанная М. В. Лях
• Опросник, выявляющий особенности профессионального самоопределения студентов, разработанный О. В. Беловой
• Методика «Доминирующая мотивация», разработанная В. Н. Колюцким, И. Ю. Кулагиной
• Тест смысложизненных ориентаций — адаптированная Д. А. Леонтьевым версия теста Дж. Крамбо, Л. Махолика.
Для статистической обработки результатов исследования использована компьютерная программа PASW Statistics 18.0. Сравнение показателей групп студентов проводилось при помощи критерия Манна-Уитни, для выявления связей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в
• систематизации и обобщении научных взглядов по проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте,
• уточнении понятия «профессиональное самоопределение» в юности применительно к особой социальной общности — студентам,
• конкретизации представлений о компонентах профессионального самоопределения старшеклассников и студентов,
5• выявлении специфики профессионального самоопределения студентов — будущих психологов на разных этапах обучения в современном вузе.
Практическая значимость исследования:
Мaтериалы данного исследования могут быть востребованы в практике психологического консультирования по проблемам профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте, в работе психологической службы гуманитарных вузов соответствующего профиля.
Структура работы. Данное исследования состоит из введения, двух глав, 14 параграфов, заключения, библиографии, пять приложений. Текст иллюстрирован 19 диаграмм, 11 таблиц. Список литературы содержит 101 источник.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе предложено теоретическое обоснование профессионального самоопределения в юности, представление о профессиональном самоопределении и условиях его становления,особенности профессионального самоопределения и его изменения в процессе обучения в вузе
Во второй главе осуществляется организация и методика исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методики:
1. Методика самооценки мотивов профессиональной деятельности, разработанная А. А. Вербицким.
2. Методика ранжирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентами-психологами, разработанная М. В. Лях.
3. Опросник, выявляющий особенности профессионального самоопределения студентов, разработанный О. В. Беловой.
64. Методика «Доминирующая мотивация», разработанная В. Н. Колюцким, И. Ю. Кулагиной.
5. Тест смысложизненных ориентаций — адаптированная Д. А. Леонтьевым версия теста Дж. Крамбо, Л. Махолика.
При использовании теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева подсчитывался общий показатель осмысленности жизни, методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого, И. Ю. Кулагиной — показатели выраженности гедонистической мотивации (подчиненной принципу удовольствия), эгоцентрической мотивации (связанной с постановкой личных целей) и духовно-нравственной мотивации (отвечающей принципу ценности).
Таким образом, выбранные методики позволяют получить данные о характере и выраженности ряда показателей, представляющих четыре компонента профессионального самоопределения студентов-психологов:
• мотивация (мотивационный компонент): с помощью методики А. А. Вербицкого определяются мотивы профессиональной деятельности,
• ценности (ценностно-смысловой компонент): с помощью методики О. В. Беловой (открытый вопрос, отражающий восприятие студентом выбранной профессии) определяются ценности, связанные с профессией психолога,
• представления о себе (самооценочный или перцептивный компонент): с помощью методики М. В. Лях определяются восприятие и оценка себя как студента и будущего профессионала (в мотивационном аспекте); с помощью методики О. В. Беловой (закрытые вопросы, отражающие удовлетворенность обучением в вузе) определяется самооценка подготовленности к будущей профессиональной деятельности,
• профессиональные планы (когнитивный компонент): с помощью методики О. В. Беловой (закрытые вопросы, отражающие планирование будущей профессиональной деятельности) определяются представления о своей будущей работе, реальности достижения поставленных целей.