1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с детским аутизмом»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Гавлилушкина О. П. |
Студент | Пашенцева С. В. |
Москва, 2014
2 Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях существует значительное количество детей с диагнозом «ранний детский аутизм». Несмотря на то, что данное заболевание выявлено и описано достаточно давно, все еще не существует универсального и эффективного набора методов, позволяющих успешно справляться с этой проблемой. Важную роль в лечении раннего детского аутизма играют родители. Именно от родителей, от их систематических и целенаправленных усилий нередко зависит благоприятный прогноз развития такого ребенка. Поэтому представляется важным сделать акцент на психологическом состоянии родителей ребенка с РДА.
Сталкиваясь с такой проблемой, как ранний детский аутизм, родители ведут себя по-разному. На практике нередко происходит разрушение семьи, когда один из родителей, чаще всего, отец, не выдерживает груза психологических проблем и уходит из семьи. И даже если семья не распадается, родители постоянно испытывают тяжелый психологический груз, детерминированный тяжестью болезни ребенка и ее течением. Детские психологи разных стран отмечают возрастание количества детей с аутизмом, которое происходит в последнее время. Причин такого негативного явления можно выделить несколько. Прежде всего, не стоит отбрасывать фактор более точной диагностики психических заболеваний. Многие дети, признаваемые сегодня аутистами, имели раньше иные диагнозы, такие, например, как шизофрения, неврозоподобные заболевания и т. п. В то же время, нельзя не отметить резкое возрастание социально-психологической, умственной и информационной нагрузки, к которой современный ребенок должен адаптироваться в процессе взросления. Помимо этого, следует учитывать такое явление, как частичное вытеснение первичных эмоциональных связей социальными штампами. Следствием такого вытеснения выступает повышение уровня тревожности, а также недостаточный для нормального развития уровень доверия ребенка к себе и к
3окружающему миру. В совокупности перечисленные причины приводят к тому, что все большее количество современных детей не в состоянии успешно преодолеть порог первичной социализации.
У детей, страдающих ранним детским аутизмом, проблема невозможности успешного усвоения важных социальных навыков проявляется обычно очень рано, как правило, между первым и вторым годом жизни ребенка. Данное состояние выражается в виде утраты уже приобретенных навыков, отказа ребенка от овладения новыми навыками. Также в этих случаях отмечаются нарушения эмоциональной и речевой коммуникации.
Появление у ребенка перечисленных признаков аутизма выступает сильным стрессообразующим фактором для семьи в целом. В такой ситуации своевременное оказание семье адекватной психологической помощи существенным образом может повлиять на перспективы дальнейшего психического развития ребенка. Поэтому крайне важно не допустить деструктивной перестройки семейной системы, которая в ином случае автоматически происходит в первые годы жизни аутичного ребенка и проявляется в сокращении контактов семьи с окружающим миром, ухудшением общего эмоционального фона в семье. В этой ситуации формируется новый семейный стереотип, сущность которого определяется отношениями созависимости. Отношения такого рода приводят сильным травмирующим изменениям в психологическом состоянии членов семьи ребенка, что еще больше затрудняет для аутиста процесс адаптации.
Любое психическое явление, включая аутизм, развивается в рамках определенной системы, которой в данном случае выступает семья. Связи между явлениями внутри системы представляют собой не эпизодические, случайные взаимодействия, а необходимые условия существования в системе каждого из них, равно как и системы в целом. В связи с этим, важное значение приобретает изучение психологических особенностей семей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом, и оказание
4своевременной психолого-педагогической помощи данным семьям. Оказанная вовремя помощь квалифицированного детского психолога способна значительно снизить проявления и последствия болезненных проявлений аутизма, помочь успешной адаптации ребенка, способствовать нормализации семейных отношений. Но оказание такой помощи затруднено в связи с целым рядом факторов, среди которых основными являются недостаток квалифицированных специалистов, способных работать с аутичными детьми, а также слабая информированность родителей о специфике детского аутизма.
В этих условиях научное исследование способов и возможностей оказания психологической помощи семьям с ранним детским аутизмом представляется актуальным.
Отношения между родителем и ребенком представляют собой особую среду, которая формирует и сопровождает личностное становление и развитие каждого участника процесса. Родители детей с РДА нуждаются в помощи не меньшей, чем их дети, в силу того, что именно родители формируют для детей комфортную и развивающую среду. На это указывает и тот факт, что в психологии последних лет довольно много внимания уделяется системному подходу к проблеме нарушения развития у детей: работа происходит не только в индивидуальном порядке, но и в семейном контексте. И хотя оказание помощи родственникам людей, страдающих психическими расстройствами, уже давно можно считать частью реабилитационного процесса последних, собственно реабилитационная работа с людьми через семейные отношения появилась достаточно недавно.
При анализе детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с ранним детским аутизмом, на наш взгляд, необходимо рассматривать в первую очередь родительскую позицию по отношению к ребенку. Это объясняется тем, что дети с нарушениями когнитивных и эмоциональных сфер не могут в должной степени проявлять своё отношение к окружающим, то есть их уровень восприятия другого человека отличается от обычного, что
5усложняет анализ. Кроме того, у родителей, воспитывающих «особых» детей, как правило, отмечают сильно завышенный уровень стресса, депрессии, ужесточение ролевых позиций, усиление защитных механизмов, которые влияют на развитие ребенка и его дальнейшую социализацию.
Кроме того, семьи с такими детьми сталкиваются не только с внутренними проблемами, но и с проблемами социальными, связанными с неготовностью общества принять необычных детей.
Таким образом, формируется значительное поле для актуальных научных исследований, которые имеют своей целью конструирование общей картины семейно-психологических условий для развития детей с ранним детским аутизмом. Решение такой задачи требует анализа механизмов взаимодействия родителей и детей, которые представляют собой непосредственный фактор формирования личности ребенка, его реабилитации. Эти механизмы могут представлять собой не просто личностные проявления родителей, но и типы отношений, которые родители предпочитают использовать или видят для себя желательными, это и типы внутрисемейных отношений.
Степень научной разработанности темы. Тема психологических особенностей семей, их родительской позиции, внутрисемейных отношений, несмотря на непосредственную близость к возрастной психологии, является значимой и фундаментальной в психологии личности и в социальной психологии. Началом зарождения в психологической науке интереса к семьям с психологическими проблемами можно считать 50-е гг. XX века, когда была опубликована книга Х. Б. Ричардсона (H. B. Richardson) «У пациентов есть семьи». Автор книги поставил своей целью изучить семьи с психологическими проблемами, а также влияние семейных процессов на заболевания одного из их членов. Во второй половине XX в. в области психологии, психиатрии и реабилитационной медицины получила распространение теория семейных систем. На данный момент существует некоторое количество работ, касающихся влияния семейного контекста на
6развитие заболевания и реабилитацию больных (М. Селигман, Р. Дарлинг). Тема «социальной ситуации развития» формирующей и влияющей на развитие ребенка, появилась и получила продолжение в отечественной психологии (Л. С. Выготский, В. С. Мухина, М. Ю. Кондратьев и т. д.). Отдельные аспекты, связанные с изучением влияния психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с аутизмом, рассматриваются в трудах современных российских специалистов по проблемам РДА (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг). Вопросы родительского отношения к «особым» детям исследовались Е. О. Смирновой и М. В. Соколовой. Непосредственно вопросы психологической помощи родителям, которые воспитывают детей с отклонениями, исследованы в работах В. В. Ткачевой.
Таким образом, анализ имеющейся литературы свидетельствует как об актуальности, так и о недостаточной разработанности темы исследования.
Цель исследования — выявить психологические особенности семей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом, делая акцент на исследовании воспитательных позиций родителей и внутрисемейных отношениях. Эти особенности мы будем рассматривать в контексте двумерной модели взаимоотношений родителей и детей и в контексте самоотношения родителей.
Задачи исследования:
— изучить и систематизировать основные теоретические подходы к изучению психологических особенностей семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии;
— выявить специфические проблемы семей, воспитывающих ребенка с РДА;
— составить план проведения эмпирического исследования;
— проанализировать внутрисемейные отношения и воспитательные позиции родителей, воспитывающих ребенка с РДА