Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Особенности развития профессионального самоопределения магистрантов с разным исходным профессиональным образованием»

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Педагогика и психология воспитания учащихся

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Гуружапов В. А.

Зав. выпускающей кафедрой

Гуружапов В. А.

Руководитель

Егоренко Т. А.

Студент

Полукаров С. Е.

Москва, 2014

2

Актуальность. В настоящее время вопросы профессионального самоопределения, профессиональной рефлексии и профессиональной идентичности имеют огромное значение. Множество людей, закончив Вузы и другие учебные заведения, затем не работает по полученной специальности. Люди в поисках себя, своей профессии, меняют множество работ, пробуют себя в различных областях. На это тратится огромное количество времени и ресурсов.

Человек, своевременно определившийся со своей будущей профессией, будет набираться опыта, совершенствоваться в конкретной сфере деятельности, сможет более качественно и эффективно выполнять свою работу и жить в ладу с самим собой, сможет гармонично войти в систему взаимоотношений личность-общество-государство.

Цель исследования заключается в выявлении специфики развития профессионального самоопределения магистрантов с разным исходным профессиональным образованием.

Проблема исследования связана с необходимостью изучения вопроса о том, существуют ли различия в особенностях развития профессионального самоопределения магистрантов с разным исходным профессиональным образованием, обучающихся в единых образовательных условиях.

Объектом исследования является профессиональное самоопределение магистрантов.

Предметом исследования является развитие профессионального самоопределения магистрантов с разным исходным профессиональным образованием.

Гипотезы исследования заключаются в предположении о том, что:

1. в структуре профессионального самоопределения существуют значимые взаимосвязи между уровнем профессиональной рефлексии и уровнем профессиональной идентичности, как компонентами профессионального самоопределения личности;

3

2. существуют значимые различия в развитии профессионального самоопределения у магистрантов с разным исходным профессиональным образованием.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. проведение анализа проблемы профессионального самоопределения в условиях высшего образования;

2. изучение связей между профессиональной рефлексией и профессиональной идентичностью магистрантов с разным исходным профессиональным образованием;

3. выявление возможных различий между развитием профессионального самоопределения магистрантов с различным исходным профессиональным образованием.

Методы исследования:

1. методы теоретического анализа;

2. обобщение и интерпретация научных данных;

3. психодиагностические методики;

4. математическая обработка данных.

К психодиагностическим методикам исследования относятся:

1. методика направленная на диагностику профессиональной рефлексии (А. В. Карпов Методика диагностики уровня развития рефлексии у личности);

2. методика направленная на диагностику профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер Методика изучения профессиональной идентичности)

3. полуструктурированные интервью, направленные на уточнение ряда вопросов, возникающих при обработке и интерпретации полученных в результате исследования эмпирических данных.

Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования профессиональной рефлексии (В. В. Давыдова, И. Н. Семенова,

4

С. Л. Рубинштейна, А. В. Карпова, И. В. Кузнецовой) и профессиональной идентичности (Л. Д. Шнейдер, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова).

База исследования — магистратура МГППУ.

Генеральная совокупность исследования — студенты-магистры психолого-педагогического направления.

Выборка исследования — студенты-магистры с базовым психологическим образованием — 30 человек, студенты-магистры с базовым непсихологическим образованием — 30 человек.

Этапы эмпирической части работы.

Сбор данных с использованием методик, направленных на определение уровней профессиональной рефлексии и профессиональной идентичности проводились в четыре этапа:

1 этап — ноябрь — декабрь (осень) 2012 года;

2 этап — апрель — май (весна) 2013 года;

3 этап — ноябрь — декабрь (осень) 2013 года;

4 этап — апрель — май (весна) 2014 года.

Полуструктурированные интервью проводились со второго по четвертый этапы включительно, участие в них принимали по одному представителю от каждой из 12 групп респондентов.

После проведения диагностики все полученные данные прошли проверку на соответствие нормальному закону распределения случайной величины, полученной по экспериментальным данным. Использовался метод, основанный на дескриптивной статистике и визуализации. Вычисления проводились с использованием программы SPSS по исходным данным ряда статистических показателей, таких как среднее арифметическое, минимум, максимум, мода, медиана, дисперсия. стандартное отклонение, а также ассиметрия и эксцесс.

Это позволило в дальнейшем выбирать соответствующие критерии для проведения обработки данных с помощью средств математической статистики, которая также проводились с использованием программы SPSS.

5

Затем полученные результаты были проанализированы и сделаны соответствующие выводы, которые нашли свое отражение в заключении магистерской работы.

Математико-статистическая обработка результатов предполагает использование коэффициент Спирмена для выявления корреляционной связи с использованием рангового коэффициента корреляции для сравнения показателей каждой из двух групп выборки. А также был использован статистический критерий Манна — Уинти (Mann — Whitney U-test), позволяющий оценить различия между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измененного количественно и позволяющего выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Расчеты проведены с использованием программы SPSS.

Научная значимость исследования связана с изучением феноменов «профессионального самоопределения», «профессиональной рефлексии» и «профессиональной идентичности», возможностью применения полученных результатов для определения уровня профессионального самоопределения обучающихся в магистратуре.

Исследование может позволить более подробно рассмотреть проблему совместного обучения магистрантов с различным исходным образованием, определить его эффективность в разрезе повышения уровня профессионального самоопределения или покажет нецелесообразность совместного обучения магистрантов с различным базовым образованием в целях повышения уровней профессиональной рефлексии и профессиональной идентичности.

Научная новизна исследования: В работе выявлены специфичные особенности уровня профессиональной рефлексии и профессиональной идентичности у магистрантов с различным базовым образованием, определена специфика различных этапов, протекающих в ходе обучения в магистратуре, впервые показаны различия среди магистрантов с базовым психологическим и непсихологическим образованием по развитию таких характеристик как профессиональная рефлексия и профессиональная идентичность.

6

Основное содержание работы

Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность изучения взаимосвязи уровня развития профессиональной рефлексии и профессиональной идентичности у магистрантов с различным базовым образованием, обосновывается проблема исследования, ставится цель, конкретизируются задачи исследования, выдвигаются объект и предмет, формулируются гипотезы исследования, описываются методология и методы исследования.

Глава 1. Теоретические основы исследования дает анализ описания таких явлений как профессиональное самоопределение, профессиональная рефлексия и профессиональная идентичность. В главе описаны различные классификации этих явлений, позволяющие глубже понять их сущность и приводятся факторы и условия, влияющие на их развитие.

Приводятся доводы в пользу утверждения о том, что такие явления как профессиональное самоопределение, профессиональная рефлексия и профессиональная идентичность находятся в тесной взаимосвязи.

Н. С. Пряжников в своих трудах определяет профессиональное самоопределение как сложное многокомпонентное явление, включающее в себя в том числе профессиональную рефлексию и профессиональную идентичность, таким образом эти явления имеют родо-видовую связь.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что высокий уровень профессиональной идентичности определяется в том числе высоким уровнем профессиональной рефлексии, и напротив, диффузный уровень профессиональной идентичности, характеризующий эту категорию как незрелую в личностной структуре индивида, обычно соотносится с низким уровнем профессиональной рефлексии.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/PolukarovSV_2014/POr-ma-011.htm