Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Экстремальная психология»

Кафедра «Научных основ экстремальной психологии»

Рой Любовь Васильевна

АВТОРЕФЕРАТ

На соискание степени магистра психологии

Особенности духовно-нравственных ценностей и профессионального самоопределения подростков из дисфункциональных семей

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

«Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавших в экстремальных ситуациях»

 

(название магистерской программы)

 

Москва 2015

2

Диссертация выполнена на кафедре «Научных основ экстремальной психологии» Московского городского психолого-педагогического университета.

Магистрант

Рой Л. В.

Научный руководитель

Котенева А. В

Оппоненты

Козьяков Р. В.
Коджаспиров А. Ю.

Защита состоится 19 мая 2015 г. в 11.00 на заседании «Государственной экзаменационной комиссии по защите магистерских диссертаций» при Московском городском психолого-педагогическом университете. (Г. Москва, Шелепихинская набережная, 2А)

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре «Научных основ экстремальной психологии» МГППУ.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность.

На данный момент проблема состоит в том, что последние десятилетия наблюдается рост дисфункциональных семей. В 2007 и 2008 годах в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...».

К дисфункциональным семьям относятся семьи, в которых: есть алкоголики, наркоманы, трудоголики, люди с другими зависимостями; отсутствует один из родителей; кто-то из членов семьи болен тяжелой болезнью; присутствует физическое или психологическое насилие.

Разработка данной темы позволит разработать конкретные рекомендации по профилактике возможных деформаций системы духовно-нравственных ценностей подростков из дисфункциональных семей и по оказанию им конкретной помощи в профессиональном самоопределении.

Целью данной работы является изучение особенностей духовно-нравственных ценностей и профессионального самоопределения подростков,

4

привающих в функциональных и дисфункциональных семьях.

Объект исследования: психологические особенности подростков из дисфункциональных семей.

Предмет исследования: особенности духовно-нравственных ценностей и профессионального самоопределения подростков из дисфункциональных семей.

Гипотезы:

1. духовно-нравственные ценности и профессиональное самоопределение подростков из дисфункциональных имеют целых ряд особенностей, которые проявляются в том, что:

2. у подростков недостаточно сформированы духовно-нравственные ценности (доброта, общение, терпимость, искренность, любовь, доверие и др.);

3. при выборе профессии они в большей степени мотивированы внешними мотивами;

4. им труднее обрести профессиональную идентичность;

5. профессиональное самоопределение сопровождается внутриличностным конфликтом между реальными и идеальными духовно-нравственными ценностями и стремлениями.

Задачи:

1. рассмотреть понятия, подходы к изучению духовно-нравственных ценностей и

5

профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии;

2. на основе анализа литературных источников выделить [но-нравственные ценности и показатели профессионального самоопределения подростков.

3. изучить психологические особенности подросткового возраста, проанализировать литературу по вопросам дисфункциональных семей, их роль в формировании ценностей, в том числе духовно-нравственных и профессиональных, и определить критерии, необходимые для отнесения обследуемых подростков к тому или другому типу семьи;

4. провести эмпирическое исследование особенностей духовно-нравственных ценностей и профессионального самоопределения

5. подростков из дисфункциональных и функциональных семей на выборке.

6. разработать программу рекомендаций практическим психологам, направленных на оказание психологической помощи подросткам из дисфункциональных семей в формировании духовно-нравственных ценностей и выборе профессии.

Теоретико-методологическая основа исследования.

6

Методологическим основанием исследования при изучении духовно-нравственных ценностей явилась концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» В. Тишкова, А. Данилюка, А. Кондакова.

Данная концепция была разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании». Она представляет собой ценностно-нормативную основу взаимной работы общеобразовательных учреждений со средствами массовой информации, семьями, религиозными объединениями, организациями, учреждениями доп. образования, культуры и спорта. Вполне уместо привести работы Б. С. Братуся, В. И. Слободчикова, М. И. Воловиковой, игумена Е. Шестуна и др., которые занимались проблемой духовности, духовно-нравственными ценностями. Вы же использовали методику Шестуна, возьмите из его статьи Фамилии тех исследователей, которые занимались данной проблематикой!

При изучении особенностей профессионального самоопределения подростков методологической основой выступили работы Н. С. Пряжникова, Е. А. Климова, Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцева, Е. И. Головаха, Э. Берн, Е. М. Иванова, В. Д. Шадрикова, В. Ф. Сафина, А. Маслоу, Дж. Голланда, Д. Сьюпера и другие.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/RoyLV-2015/ROd-ma-025.htm