1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Социальная психология»
Кафедра «Теоретические основы социальной психологии»
Автореферат магистерской диссертации
«Конфликт у подростков в поликультурной образовательной среде»
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Социальная психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Сачкова М. Е. |
Зав. выпускающей кафедрой | Крушельницкая О. Б. |
Руководитель | Хухлаев О. Е. |
Студент | Сапрыкина В. В. |
Рецензент | Кочетова Т. В. |
Оппонент | Чибисова М. Ю. |
Москва 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы.
Характерной особенностью современной реальности является сильная тенденция на сближение различных стран и этносов. Естественно это вызывает появление множества новых проблем научного и практического характера. Возникает необходимость проведения множества исследований в области межкультурного взаимодействия. Особый интерес представляют исследования по формированию личности в условиях многонациональной и поликультурной среды. В России традиционно проживают более 150 народов и народностей. Москва всегда была довольно полиэтничным мегаполисом. После распада СССР в 90-е годы число мигрантов, приехавших в столицу России по разным причинам, заметно возросла [32]. В таких условиях перед образованием встала сложная задача: обучения детей из разных этнических групп, а также подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Общение со своими сверстниками — ведущий вид деятельности. Происходит формирование самосознания, идет самоопределение, формирование идентичности. Поэтому, как отмечают многие исследователи в области конфликтологии (Анцупов А. И., Шипилов А. Г., Морозов А. В., Платонов Ю. П. и др.), этот период не может обойтись без конфликтов. Чаще всего конфликтность среди подростков связана с агрессивностью, проблемами семейного воспитания, низким уровнем развития таких качеств, как эмпатия, самоконтроль, толерантность. Как мы уже говорили, подростковый возраст является довольно сложным возрастом для педагогов в силу своей конфликтности. В поликультурной среде конфликты являются ещё более острой темой, так как зачастую затрагивают не только уровень класса или школы, но также и проблему межэтнических отношений. Не смотря на это вопрос о конфликтах в поликультурной среде остается практически неизученным.
Ещё одна особенность подросткового возраста — это формирование собственного самосознания, определение себе, начало формирования этнической идентичности (Л. И. Божович, Э. Эриксон, Дж Финни и др.). В связи с этим возрастает вопрос актуальности
3изучения межэтнических отношений в подростковом возрасте, в момент формирования этнической идентичности.
В связи со всем вышеперечисленным цель нашего исследования: изучение особенностей конфликтного поведения у подростков, обучающихся в поликультурной и монокультурной образовательной среде.
Объект исследования — социально-психологические особенности подростка, обучающегося в разных образовательных средах. Предмет исследования — зависимость особенностей конфликтного поведения у подростков в ситуации взаимодействия с представителями разных этнических групп от специфики образовательной среды, в которой они обучаются.
Цель нашего исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировав психологические исследования особенностей подросткового возраста, выделить основные характерные черты этого возрастного периода;
2. На основании анализа теоретической дать определение конфликта, определить его функции и структуру;
3. Рассмотреть два вида конфликтов: межэтнический и конфликт в образовании;
4. На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования рассмотреть социально-психологические исследования, посвященные вопросу поликультурного образования, а также изучить специфику поликультурного образования в России;
5. Провести эмпирическое изучение зависимости особенностей конфликтного поведения у подростков в ситуации взаимодействия с представителями разных этнических групп в зависимости от специфики образовательной среды, в которой они находятся.
Гипотеза нашего исследования: в своей работе мы исходим из предположения о том, что:
1. У подростков, обучающихся в поликультурной образовательной среде, нельзя будет выделить одну доминирующую стратегию поведения в конфликте в отношение представителей разных этнических групп, характерную для группы в целом.
2. В отношении этнических групп, с которыми нет непосредственного взаимодействия, подростки, обучающиеся в монокультурной образовательной среде, будут отдавать предпочтение компромиссу, как стратегии поведения в конфликте.
3. У подростков, обучающихся в монокультурной образовательной среде, воспринимаемая дискриминация коррелирует с устойчивостью к конфликтам.
4. У подростков, обучающихся в поликультурной образовательной среде, показатели
4воспринимаемой дискриминации будут ниже, показатели воспринимаемой дискриминации не будут коррелировать с конфликтоустойчивостью подростка.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Методы эмпирического исследования:
1. Тест доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант);
2. Шкала воспринимаемой этнической дискриминации Дж. Финни;
3. Экспресс-диагностика конфликтоустойчивости.
3. Методы качественного и количественного анализа
Методологическая основа исследования: в своей работе мы опираемся на работах в области исследования межэтнических отношений и вопросов поликультурного образования таких авторов как Стефаненко Т. Г., Солдатова Г. У., Морозов А. В.; в области изучения феномена конфликтов Анцупов А. Я, Шипилов Л. И., Томас К.; в области становления личности в подростковом возрасте, формирования идентичности и самосознания Э. Эриксон, Дж. Финни, Л. И. Божович.
Научная новизна: в работе на основании эмпирического исследования изучены особенности конфликтного поведения в ситуациях взаимодействия с представителями разных этнических групп подростков, обучающихся в разных образовательных средах.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, работающими в школах, социально-психологических центрах, центрах дополнительного образования, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением подростков, в частности работникам поликультурных образовательных сред.
Положения, выносимые на защиту:
1. В отношении представителей своей этнической группы подростки выбирают разные стратегии поведения в конфликте, преобладания одной из стратегий не наблюдается.
2. У подростков, обучающихся в поликультурной образовательной среде, нельзя будет выделить доминирующую стратегию поведения в конфликте в отношении представителей разных этнических групп.
3. Для подростков, обучающихся в монокультурной образовательной среде, в отношении представителей разных этнических групп, с которыми они не находятся в постоянном контакте, наиболее характерная стратегия поведения в конфликте — компромисс.
4. Наиболее высокие показатели воспринимаемой дискриминации выявлены у русских
5подростков, обучающихся в монокультурной образовательной среде, уровень воспринимаемой дискриминации отрицательно коррелирует с устойчивостью подростка к конфликтам.
5. Показатели дискриминации у подростков грузин, обучающихся в монокультурной образовательной среде своей этнической группы на территории Москвы, ниже, чем у подростков грузин, обучающихся в поликультурной образовательной среде.
6. Уровень воспринимаемой дискриминации у подростков грузин, обучающихся в монокультурной и поликультурной средах, не коррелирует с устойчивостью к конфликтам подростка.
В исследовании принимало участие 162 подростка в возрасте от 13 до 16 лет, учащихся в общеобразовательной школе, центре дополнительного образования, школах с этническим компонентом.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении данной работы мы обосновали актуальность исследования особенностей конфликтного поведения у подростков в различных образовательных средах в ситуации взаимодействия с представителями разных этнических групп. В первой главе содержится анализ литературных данных, посвященных вопросу конфликта. Дается определение конфликта, рассматриваются основные виды конфликтов. Отдельное внимание уделяется межэтническим конфликтам и конфликтам в образовательной среде, выделяется их специфика, основные причины.
Конфликт в психологии определяется как актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Оказываясь в конфликтной ситуации, люди ведут себя по-разному, в зависимости как от самой ситуации так и от своих личностных особенностей. Стратегия — это присущая индивиду привычная модель поведения, которая проявляется в любом межличностном взаимодействии, и особенно, конфликтном. Очень популярна концепция поведения в конфликте К. Томаса, который выделил 5 типов реагирования в конфликтной ситуации:
1) конкуренция (соперничество, доминирование, борьба);
2) избегание (уход);
63) приспособление (уступка);
4) сотрудничество (кооперация);
5) компромисс.
Личностные характеристики играют важную роль при выборе стратегии поведения в конфликте. Такие качества как агрессивность, общая активность личности, комформность, уверенность или неуверенность в себе часто являются решающими при выборе стратегии поведения. (Анцупов А. Я., Гришина Говоря о чертах личности, влияющих на поведение в конфликтных ситуациях, стоит пояснить такое понятие как конфликтоустойчивость. Анцупов А. Я. дает следующее определение конфликтоустойчивости: «специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с др. людьми». Нами были рассмотрены два вида конфликтов: этнический и конфликт в образовательной среде. Этнические конфликты возникают по поводу прав и интересов этнических общностей. Существует два подхода в ответе на вопрос как связаны этнические конфликты с самим феноменом этничности: сущностный и функциональный. Стефаненко Т. Г. определяет этнический конфликт как «любую конкуренцию между группами — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной — во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов».
Нами было также обозначено такое понятие как воспринимаемая дискриминация, под которым мы понимаем субъективное мнение представителя определенной этнической группы о том, какое отношении к его этнической группе проявляется со стороны социума, в котором он проживает. (Дж. Финни) Говоря про конфликты в образовательной среде мы говорили о разграничении двух видов: конфликт между учеником и учителем, учеником и учеником. Нас интересовали конфликты между учениками, по своей природе данные конфликты являются межличностными. Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек).
В следующей главе нами как раз и были рассмотрены особенности подросткового возраста. Существует немало исследований в психологии, касающихся психологических особенностей данного возраста, но несмотря на этот этот вопрос по-прежнему является довольно актуальным. В словаре Зинченко В. П. И Мещерякова Б. Г. подростковый возраст