Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Социальная психология»

Кафедра «Теоретические основы социальной психологии»

Автореферат магистерской диссертации

«Конфликт у подростков в поликультурной образовательной среде»

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Социальная психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Сачкова М. Е.

Зав. выпускающей кафедрой

Крушельницкая О. Б.

Руководитель

Хухлаев О. Е.

Студент

Сапрыкина В. В.

Рецензент

Кочетова Т. В.

Оппонент

Чибисова М. Ю.

Москва 2014

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

Характерной особенностью современной реальности является сильная тенденция на сближение различных стран и этносов. Естественно это вызывает появление множества новых проблем научного и практического характера. Возникает необходимость проведения множества исследований в области межкультурного взаимодействия. Особый интерес представляют исследования по формированию личности в условиях многонациональной и поликультурной среды. В России традиционно проживают более 150 народов и народностей. Москва всегда была довольно полиэтничным мегаполисом. После распада СССР в 90-е годы число мигрантов, приехавших в столицу России по разным причинам, заметно возросла [32]. В таких условиях перед образованием встала сложная задача: обучения детей из разных этнических групп, а также подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Общение со своими сверстниками — ведущий вид деятельности. Происходит формирование самосознания, идет самоопределение, формирование идентичности. Поэтому, как отмечают многие исследователи в области конфликтологии (Анцупов А. И., Шипилов А. Г., Морозов А. В., Платонов Ю. П. и др.), этот период не может обойтись без конфликтов. Чаще всего конфликтность среди подростков связана с агрессивностью, проблемами семейного воспитания, низким уровнем развития таких качеств, как эмпатия, самоконтроль, толерантность. Как мы уже говорили, подростковый возраст является довольно сложным возрастом для педагогов в силу своей конфликтности. В поликультурной среде конфликты являются ещё более острой темой, так как зачастую затрагивают не только уровень класса или школы, но также и проблему межэтнических отношений. Не смотря на это вопрос о конфликтах в поликультурной среде остается практически неизученным.

Ещё одна особенность подросткового возраста — это формирование собственного самосознания, определение себе, начало формирования этнической идентичности (Л. И. Божович, Э. Эриксон, Дж Финни и др.). В связи с этим возрастает вопрос актуальности

3

изучения межэтнических отношений в подростковом возрасте, в момент формирования этнической идентичности.

В связи со всем вышеперечисленным цель нашего исследования: изучение особенностей конфликтного поведения у подростков, обучающихся в поликультурной и монокультурной образовательной среде.

Объект исследования — социально-психологические особенности подростка, обучающегося в разных образовательных средах. Предмет исследования — зависимость особенностей конфликтного поведения у подростков в ситуации взаимодействия с представителями разных этнических групп от специфики образовательной среды, в которой они обучаются.

Цель нашего исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировав психологические исследования особенностей подросткового возраста, выделить основные характерные черты этого возрастного периода;

2. На основании анализа теоретической дать определение конфликта, определить его функции и структуру;

3. Рассмотреть два вида конфликтов: межэтнический и конфликт в образовании;

4. На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования рассмотреть социально-психологические исследования, посвященные вопросу поликультурного образования, а также изучить специфику поликультурного образования в России;

5. Провести эмпирическое изучение зависимости особенностей конфликтного поведения у подростков в ситуации взаимодействия с представителями разных этнических групп в зависимости от специфики образовательной среды, в которой они находятся.

Гипотеза нашего исследования: в своей работе мы исходим из предположения о том, что:

1. У подростков, обучающихся в поликультурной образовательной среде, нельзя будет выделить одну доминирующую стратегию поведения в конфликте в отношение представителей разных этнических групп, характерную для группы в целом.

2. В отношении этнических групп, с которыми нет непосредственного взаимодействия, подростки, обучающиеся в монокультурной образовательной среде, будут отдавать предпочтение компромиссу, как стратегии поведения в конфликте.

3. У подростков, обучающихся в монокультурной образовательной среде, воспринимаемая дискриминация коррелирует с устойчивостью к конфликтам.

4. У подростков, обучающихся в поликультурной образовательной среде, показатели

4

воспринимаемой дискриминации будут ниже, показатели воспринимаемой дискриминации не будут коррелировать с конфликтоустойчивостью подростка.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. Методы эмпирического исследования:

1. Тест доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант);

2. Шкала воспринимаемой этнической дискриминации Дж. Финни;

3. Экспресс-диагностика конфликтоустойчивости.

3. Методы качественного и количественного анализа

Методологическая основа исследования: в своей работе мы опираемся на работах в области исследования межэтнических отношений и вопросов поликультурного образования таких авторов как Стефаненко Т. Г., Солдатова Г. У., Морозов А. В.; в области изучения феномена конфликтов Анцупов А. Я, Шипилов Л. И., Томас К.; в области становления личности в подростковом возрасте, формирования идентичности и самосознания Э. Эриксон, Дж. Финни, Л. И. Божович.

Научная новизна: в работе на основании эмпирического исследования изучены особенности конфликтного поведения в ситуациях взаимодействия с представителями разных этнических групп подростков, обучающихся в разных образовательных средах.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, работающими в школах, социально-психологических центрах, центрах дополнительного образования, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением подростков, в частности работникам поликультурных образовательных сред.

Положения, выносимые на защиту:

1. В отношении представителей своей этнической группы подростки выбирают разные стратегии поведения в конфликте, преобладания одной из стратегий не наблюдается.

2. У подростков, обучающихся в поликультурной образовательной среде, нельзя будет выделить доминирующую стратегию поведения в конфликте в отношении представителей разных этнических групп.

3. Для подростков, обучающихся в монокультурной образовательной среде, в отношении представителей разных этнических групп, с которыми они не находятся в постоянном контакте, наиболее характерная стратегия поведения в конфликте — компромисс.

4. Наиболее высокие показатели воспринимаемой дискриминации выявлены у русских

5

подростков, обучающихся в монокультурной образовательной среде, уровень воспринимаемой дискриминации отрицательно коррелирует с устойчивостью подростка к конфликтам.

5. Показатели дискриминации у подростков грузин, обучающихся в монокультурной образовательной среде своей этнической группы на территории Москвы, ниже, чем у подростков грузин, обучающихся в поликультурной образовательной среде.

6. Уровень воспринимаемой дискриминации у подростков грузин, обучающихся в монокультурной и поликультурной средах, не коррелирует с устойчивостью к конфликтам подростка.

В исследовании принимало участие 162 подростка в возрасте от 13 до 16 лет, учащихся в общеобразовательной школе, центре дополнительного образования, школах с этническим компонентом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении данной работы мы обосновали актуальность исследования особенностей конфликтного поведения у подростков в различных образовательных средах в ситуации взаимодействия с представителями разных этнических групп. В первой главе содержится анализ литературных данных, посвященных вопросу конфликта. Дается определение конфликта, рассматриваются основные виды конфликтов. Отдельное внимание уделяется межэтническим конфликтам и конфликтам в образовательной среде, выделяется их специфика, основные причины.

Конфликт в психологии определяется как актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Оказываясь в конфликтной ситуации, люди ведут себя по-разному, в зависимости как от самой ситуации так и от своих личностных особенностей. Стратегия — это присущая индивиду привычная модель поведения, которая проявляется в любом межличностном взаимодействии, и особенно, конфликтном. Очень популярна концепция поведения в конфликте К. Томаса, который выделил 5 типов реагирования в конфликтной ситуации:

1) конкуренция (соперничество, доминирование, борьба);

2) избегание (уход);

6

3) приспособление (уступка);

4) сотрудничество (кооперация);

5) компромисс.

Личностные характеристики играют важную роль при выборе стратегии поведения в конфликте. Такие качества как агрессивность, общая активность личности, комформность, уверенность или неуверенность в себе часто являются решающими при выборе стратегии поведения. (Анцупов А. Я., Гришина Говоря о чертах личности, влияющих на поведение в конфликтных ситуациях, стоит пояснить такое понятие как конфликтоустойчивость. Анцупов А. Я. дает следующее определение конфликтоустойчивости: «специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с др. людьми». Нами были рассмотрены два вида конфликтов: этнический и конфликт в образовательной среде. Этнические конфликты возникают по поводу прав и интересов этнических общностей. Существует два подхода в ответе на вопрос как связаны этнические конфликты с самим феноменом этничности: сущностный и функциональный. Стефаненко Т. Г. определяет этнический конфликт как «любую конкуренцию между группами — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной — во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов».

Нами было также обозначено такое понятие как воспринимаемая дискриминация, под которым мы понимаем субъективное мнение представителя определенной этнической группы о том, какое отношении к его этнической группе проявляется со стороны социума, в котором он проживает. (Дж. Финни) Говоря про конфликты в образовательной среде мы говорили о разграничении двух видов: конфликт между учеником и учителем, учеником и учеником. Нас интересовали конфликты между учениками, по своей природе данные конфликты являются межличностными. Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек).

В следующей главе нами как раз и были рассмотрены особенности подросткового возраста. Существует немало исследований в психологии, касающихся психологических особенностей данного возраста, но несмотря на этот этот вопрос по-прежнему является довольно актуальным. В словаре Зинченко В. П. И Мещерякова Б. Г. подростковый возраст

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/SaprykinaVV_2014/SKu-ma-013.htm