1 На правах рукописи
Туркина Юлия Ивановна
«Специфика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
с гиперактивным расстройством с дефицитом внимания»
Специальность 050400.68 — психолого-педагогическое образование
Магистерская программа
«Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной ситуации»
Автореферат
диссертации на соискание степени магистра
Москва 2015
2Диссертация выполнена на кафедре «Научных основ экстремальной психологии» факультета Экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Направление 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ
Научный руководитель | доктор психологических наук профессор Екимова Валентина Ивановна |
Официальный рецензент | доктор психологических наук профессор Березина Татьяна Николаевна |
Оппонент | Орлова Юлия Даниловна |
Защита состоится 19 мая 2015 в 11.00 на факультете экстремальной психологии МГППУ по адресу: Москва, Шелепихинская набережная, 2-А, ауд.___
С магистерской диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГППУ по адресу: Москва, ул. Сретенка, 29
3 1. Общая характеристика работы
Актуальность
Интерес к проблемам развития эмоциональной сферы человека как основы развития психики традиционно устойчив в психологических исследованиях. Развитие эмоций у ребенка вносит значительный вклад в процессы адаптации детей в социуме, социализацию, в организацию процесса целенаправленной деятельности и гармонизацию процессов саморегуляции. Вместе с тем в современной психологической науке проблемам развития эмоций в онтогенезе уделяется недостаточно внимания.
Эмоциональная сфера в расширенном понимании, как совокупность аффективных процессов, отвечает за разнообразные виды внутренней регуляции деятельности. Нарушения в развитии эмоциональной сферы в детстве служат источником проблем в социальном взаимодействии человека в подростковом и зрелом возрасте.
Наше обращение к теме, связано также с недостаточной исследованностью закономерностей становления и функционирования эмоциональной сферы у детей с особенностями в развитии, одним из вариантов которого является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания — ГРДВ.
Фокус внимания современных исследователей смещен на изучение формирования и состояния преимущественно познавательной сферы ребенка с гиперактивным расстройством и поэтому, исследование эмоциональной сферы представляется нам актуальным.
Само понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания имеет в научном обороте следующие аналоги: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» , «минимальная мозговая дисфункция», «органическая мозговая дисфункция», «остаточная детская энцефалопатия», «синдром гиперактивности», «дефицит внимания с гиперактивностью»,«синдром двигательной расторможенности», «синдром дефицита внимания». В международной классификации
4болезней десятого пересмотра (МКБ-10) этот синдром рассматривается в разделе «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90), что относит рассматриваемый синдром к одному из проявлений нарушений развития эмоциональной сферы. В DSM-III-R — американской версии классификации болезней этот синдром с 1987 года именуется «attention deficit hyperactivity disorder» (ADHD) — «гиперактивное расстройство с дефицитом внимания». [Ю. В. Микадзе, 2012]. Подобный диагноз ставится детям излишне активным, испытывающим трудности в удержании внимания, интереса к деятельности, и осложнется ослаблением контроля за своими побуждениями. Выделяют несколько типов расстройства:с преимущественным нарушением внимания и без них, с импульсивным и гиперактивным поведением. В современной психологии в научном обороте используется обобщенное понятие, называемое гиперактивностью или гиперактивным расстройством. В нашем исследовании мы будем использовать именно этот вариант.
Насущность проблемы продиктована высокой частотой распространения этого нарушения в детской популяции и его социальной значимостью. От 2-х и до 20% всех детей на планете имеют его признаки. Определено, что мальчики страдают от подобного нарушения в 4—5 раз чаще, чем девочки.
Клинические формы расстройства составляют около 47%.
Частота данного синдрома на территории Российской Федерации в целом колеблется от 7 до 28% [И. П. Брязгунов , Е. В. Касатикова, 2002]. Исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками. Мальчики в возрасте 7—12 лет страдают гиперактивностью в 2—3 раза чаще, чем девочки. В среде подростков это соотношение достигает 1:1, а у 20—25-летних в два раза чаще гиперактивное расстройство отмечается у
5девушек. На начальном этапе обучения в каждом классе встречается хотя бы один школьник, имеющий признаки гиперактивного расстройства [Е. С. Иванов, 2006., Н. Н. Заваденко 2001].
При наличии нормального, либо высокого интеллекта, гиперактивные дети, как правило, отстают в школьном обучении. Двигательное беспокойство наряду с дефицитом внимания, недостаточной его концентрацией, высокой импульсивностью и отвлекаемостью, нарушениями коммуникации с окружением и поведенческими проблемами становятся причинами школьной дезадаптации. Гиперактивное расстройство — проблема междисциплинарная. При изучении проблем детей с гиперактивным расстройством объединяются усилия ученых и специалистов различных отраслей: неврологов, педагогов, психологов, нейропсихологов, дефектологов.
Гиперактивное расстройство максимально проявляется в школьные годы, достигая своих клинических форм у детей в возрасте 5—10 лет [В. В. Ковалев, 2002, А. Д. Кошелева, 2007]. Формирование гиперактивного расстройства приходится преимущественно на дошкольный возраст: его начальные признаки отмечаются к 3—4 годам, устойчивые проявления возникают в старшем дошкольном возрасте на пятом-седьмом году жизни ребенка и могут сохранятся в течении подросткового возраста.
Сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы ребенка является именно старший дошкольный возраст и поэтому диагностирование рисков нарушения ее формирования у детей с гиперактивностью представляется нам чрезвычайно актуальным направлением нашего исследования. Сфера эмоций у ребенка с гиперактивным расстройством чрезвычайно специфична: эмоциональный компонент оказывается ведущим в любой деятельности. Деятельность таких детей управляется эмоциями, игнорируя волевые качества, дошкольники с гиперактивностью испытывают сложности в
6выполнении заданий с использованием исполнительских функций и моторного контроля, у таких детей существенно искажаются процессы формирования регуляторных функций эмоций. Смена ведущей деятельности с игровой на учебную у детей с гиперактивностью затруднена в связи с нарушениями регуляции эмоциональной сферы. Нарушения в эмоциональной сфере проявляются в форме негативных эмоциональных состояний, носящих фоновый, менее интенсивный чем эмоции и более продолжительный по времени характер, зачастую неосознаваемый, состоящий из нескольких эмоций, но с преобладанием одной из них. Возникают подобные состояния как ответ психики на поиски желаемого способа реагирования на нежелательные условия среды и эмоциональной разрядки.
Проблема сопутствующих расстройств при гиперактивности , к числу которых относят враждебность, агрессивность, и такие негативные эмоциональные состояния как депрессивность и тревожность тесно связана по мнению ряда исследователей с формированием девиантного и аддиктивного поведения, оппозиционно-вызывающего расстройства поведения и личностных расстройств у таких детей в подростковом возрасте, что существенно увеличивает опасность развития социальных рисков: девиаций, аддикций, агрессивного и аутоагрессивного поведения. [В. В. Викторова, 2010., В. М. Астапов 2002., Е. Е. Малкова, В. М. Астапов.,2011]. По данным многолетних наблюдений зарубежных и отечественных психологов этим нарушениям подвержены до 70% лиц с гиперактивностью [Р. А. Баркли, 2011., Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова 2007]. Несмотря на пристальное внимание психологов к этим проблемам в младшем школьном и подростковом возрасте [К. И. Вовненко, 2010., Н. В. Капитоненко, 2009., Р. И. Канунников, 2001], компоненты эмоциональной сферы ребенка — дошкольника с гиперактивностью исследованы недостаточно.