Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Туркина Юлия Ивановна

«Специфика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
с гиперактивным расстройством с дефицитом внимания»

Специальность 050400.68 — психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной ситуации»

Автореферат
диссертации на соискание степени магистра

Москва 2015

2

Диссертация выполнена на кафедре «Научных основ экстремальной психологии» факультета Экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Направление 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

 

Научный руководитель

доктор психологических наук
профессор
Екимова Валентина Ивановна

Официальный рецензент

доктор психологических наук
профессор
Березина Татьяна Николаевна

Оппонент

Орлова Юлия Даниловна

Защита состоится 19 мая 2015 в 11.00 на факультете экстремальной психологии МГППУ по адресу: Москва, Шелепихинская набережная, 2-А, ауд.___

С магистерской диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГППУ по адресу: Москва, ул. Сретенка, 29

3

1. Общая характеристика работы

Актуальность

Интерес к проблемам развития эмоциональной сферы человека как основы развития психики традиционно устойчив в психологических исследованиях. Развитие эмоций у ребенка вносит значительный вклад в процессы адаптации детей в социуме, социализацию, в организацию процесса целенаправленной деятельности и гармонизацию процессов саморегуляции. Вместе с тем в современной психологической науке проблемам развития эмоций в онтогенезе уделяется недостаточно внимания.

Эмоциональная сфера в расширенном понимании, как совокупность аффективных процессов, отвечает за разнообразные виды внутренней регуляции деятельности. Нарушения в развитии эмоциональной сферы в детстве служат источником проблем в социальном взаимодействии человека в подростковом и зрелом возрасте.

Наше обращение к теме, связано также с недостаточной исследованностью закономерностей становления и функционирования эмоциональной сферы у детей с особенностями в развитии, одним из вариантов которого является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания — ГРДВ.

Фокус внимания современных исследователей смещен на изучение формирования и состояния преимущественно познавательной сферы ребенка с гиперактивным расстройством и поэтому, исследование эмоциональной сферы представляется нам актуальным.

Само понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания имеет в научном обороте следующие аналоги: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» , «минимальная мозговая дисфункция», «органическая мозговая дисфункция», «остаточная детская энцефалопатия», «синдром гиперактивности», «дефицит внимания с гиперактивностью»,«синдром двигательной расторможенности», «синдром дефицита внимания». В международной классификации

4

болезней десятого пересмотра (МКБ-10) этот синдром рассматривается в разделе «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90), что относит рассматриваемый синдром к одному из проявлений нарушений развития эмоциональной сферы. В DSM-III-R — американской версии классификации болезней этот синдром с 1987 года именуется «attention deficit hyperactivity disorder» (ADHD) — «гиперактивное расстройство с дефицитом внимания». [Ю. В. Микадзе, 2012]. Подобный диагноз ставится детям излишне активным, испытывающим трудности в удержании внимания, интереса к деятельности, и осложнется ослаблением контроля за своими побуждениями. Выделяют несколько типов расстройства:с преимущественным нарушением внимания и без них, с импульсивным и гиперактивным поведением. В современной психологии в научном обороте используется обобщенное понятие, называемое гиперактивностью или гиперактивным расстройством. В нашем исследовании мы будем использовать именно этот вариант.

Насущность проблемы продиктована высокой частотой распространения этого нарушения в детской популяции и его социальной значимостью. От 2-х и до 20% всех детей на планете имеют его признаки. Определено, что мальчики страдают от подобного нарушения в 4—5 раз чаще, чем девочки.

Клинические формы расстройства составляют около 47%.

Частота данного синдрома на территории Российской Федерации в целом колеблется от 7 до 28% [И. П. Брязгунов , Е. В. Касатикова, 2002]. Исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками. Мальчики в возрасте 7—12 лет страдают гиперактивностью в 2—3 раза чаще, чем девочки. В среде подростков это соотношение достигает 1:1, а у 20—25-летних в два раза чаще гиперактивное расстройство отмечается у

5

девушек. На начальном этапе обучения в каждом классе встречается хотя бы один школьник, имеющий признаки гиперактивного расстройства [Е. С. Иванов, 2006., Н. Н. Заваденко 2001].

При наличии нормального, либо высокого интеллекта, гиперактивные дети, как правило, отстают в школьном обучении. Двигательное беспокойство наряду с дефицитом внимания, недостаточной его концентрацией, высокой импульсивностью и отвлекаемостью, нарушениями коммуникации с окружением и поведенческими проблемами становятся причинами школьной дезадаптации. Гиперактивное расстройство — проблема междисциплинарная. При изучении проблем детей с гиперактивным расстройством объединяются усилия ученых и специалистов различных отраслей: неврологов, педагогов, психологов, нейропсихологов, дефектологов.

Гиперактивное расстройство максимально проявляется в школьные годы, достигая своих клинических форм у детей в возрасте 5—10 лет [В. В. Ковалев, 2002, А. Д. Кошелева, 2007]. Формирование гиперактивного расстройства приходится преимущественно на дошкольный возраст: его начальные признаки отмечаются к 3—4 годам, устойчивые проявления возникают в старшем дошкольном возрасте на пятом-седьмом году жизни ребенка и могут сохранятся в течении подросткового возраста.

Сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы ребенка является именно старший дошкольный возраст и поэтому диагностирование рисков нарушения ее формирования у детей с гиперактивностью представляется нам чрезвычайно актуальным направлением нашего исследования. Сфера эмоций у ребенка с гиперактивным расстройством чрезвычайно специфична: эмоциональный компонент оказывается ведущим в любой деятельности. Деятельность таких детей управляется эмоциями, игнорируя волевые качества, дошкольники с гиперактивностью испытывают сложности в

6

выполнении заданий с использованием исполнительских функций и моторного контроля, у таких детей существенно искажаются процессы формирования регуляторных функций эмоций. Смена ведущей деятельности с игровой на учебную у детей с гиперактивностью затруднена в связи с нарушениями регуляции эмоциональной сферы. Нарушения в эмоциональной сфере проявляются в форме негативных эмоциональных состояний, носящих фоновый, менее интенсивный чем эмоции и более продолжительный по времени характер, зачастую неосознаваемый, состоящий из нескольких эмоций, но с преобладанием одной из них. Возникают подобные состояния как ответ психики на поиски желаемого способа реагирования на нежелательные условия среды и эмоциональной разрядки.

Проблема сопутствующих расстройств при гиперактивности , к числу которых относят враждебность, агрессивность, и такие негативные эмоциональные состояния как депрессивность и тревожность тесно связана по мнению ряда исследователей с формированием девиантного и аддиктивного поведения, оппозиционно-вызывающего расстройства поведения и личностных расстройств у таких детей в подростковом возрасте, что существенно увеличивает опасность развития социальных рисков: девиаций, аддикций, агрессивного и аутоагрессивного поведения. [В. В. Викторова, 2010., В. М. Астапов 2002., Е. Е. Малкова, В. М. Астапов.,2011]. По данным многолетних наблюдений зарубежных и отечественных психологов этим нарушениям подвержены до 70% лиц с гиперактивностью [Р. А. Баркли, 2011., Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова 2007]. Несмотря на пристальное внимание психологов к этим проблемам в младшем школьном и подростковом возрасте [К. И. Вовненко, 2010., Н. В. Капитоненко, 2009., Р. И. Канунников, 2001], компоненты эмоциональной сферы ребенка — дошкольника с гиперактивностью исследованы недостаточно.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/TurkinaYUI_2015/TSe-ma-042.htm