Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Социальная психология»

Кафедра «Теоретические основы социальной психологии»

Автореферат магистерской диссертации

«Взаимосвязь межкультурной компетентности и структуры ценностей преподавателей среднего образования»

 

Зав. выпускающей кафедрой

Крушельницкая О. Б.

Руководитель

Лейбман И. Я

Студент

Згоник П. А.

Рецензент

Ильин В. А.

Оппонент

Чибисова М. Ю.

Москва 2014

2

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Современное общество характеризуется такими чертами, как высокая социальная мобильность, этническое и культурное многообразие во многих сферах профессиональной деятельности. Крупные мировые компании испытывают потребность в специалистах, которые способны к эффективному взаимодействию внутри поликультурного социума для решения профессиональных задач. Все эти тенденции накладывают отпечаток на профессиональную деятельность, а следовательно, на подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования.

Проблема межкультурной компетентности особенно актуальна в современной поликультурной России и в особенности поликультурной Москве. Изучение данной проблемы приобретает особую актуальность в рамках Болонского процесса, являющегося в настоящее время основным механизмом реформы высшего образования в Европе.

Для Москвы межкультурное взаимодействие является актуальной проблемой, в частности в контексте мероприятий «Государственной программы развития образования города Москвы «Столичное образование» на период 2012—2016 года». В рамках подпрограммы «Высшее и непрерывное профессиональное образование» утверждается: «Система высшего образования в городе Москве должна не только оставаться лидером российского высшего образования, но и стать одной из «визитных карточек» Москвы как глобального мегаполиса. Ее лучшие ВУЗы должны быть конкурентноспособными по отношению к ведущим мировым ВУЗам и привлекать в город Москву иностранных студентов и аспирантов [1].

Таким образом, необходимо уделять особое внимание подготовке студентов (будущих педагогов) к образовательной и профессиональной деятельности в поликультурном социуме. Профессионально значимой чертой становится межкультурная компетентность специалиста. Умение

3

устанавливать и поддерживать эффективные межкультурные контакты, ведущие в итоге к высоким результатам совместной деятельности, становится в настоящее время не менее важной характеристикой профессиональной пригодности, чем профессиональная квалификация [12].

В связи с этим развитию межкультурной компетентности в системе высшего образования должно быть уделено повышенное внимание.

Целью работы является проанализировать существующую на данный момент взаимосвязь межкультурной компетентности и структуру ценностей преподавателей среднего образования.

Объектом исследовательской работы является межкультурная компетентность и структура ценностей преподавателей

Предмет исследовательской работы — взаимосвязь структуры ценностей преподавателя с уровнем его межкультурной компетентности.

Гипотеза:

1). Высокому уровню межкультурной компетентности преподавателей соответствует структура ценностей, в которую входит: жизненная мудрость, самоконтроль, образованность, воспитанность, ответственность, духовное развитие, широта взглядов, познание, счастье других, уверенность в себе.

Частная гипотеза:

а). У преподавателей с разным уровнем межкультурной компетентности разная структура ценностей.

2) У большинства преподавателей преобладает положительное или нейтральное отношение к представителям других культур то есть позитивный этнический стереотип.

Задачи:

1. Ha основе теоретического анализа философской, психологической, психолого-педагогической и педагогической литературы определить сущность понятий «межкультурная компетентность» и «структура ценностей преподавателя».

4

2. Проанализировать функциональный аспект межкультурной компетентности преподавателя.

3. Исследовать специфику прикладного аспекта межкультурной коммуникации

4. Обобщить и систематизировать структуру и классификацию ценностей.

5. Ознакомиться с методами обучения межкультурной компетенции через преобразование структуры ценностей преподавателя.

6. Практически обосновать взаимосвязь межкультурной компетентности и структуры ценностей преподавателей среднего образования.

Методы исследования: Изучение и анализ научной литературы по данной проблеме. Изучение и обобщение отечественно и зарубежной практики. Опросник структуры межкультурной компетентности разработанный М. Ю. Чибисовой и О. Е. Хухлаевым, диагностический тест отношений. Г. У. Солдатова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и ценностный опросник Ш. Шварца. Для статистической обработки данных использовался χ2 критерий Пирсона, корреляционный анализ Пирсона с помощью программы SPSS Statistics 17.0.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении к диссертации обосновывается актуальность исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы, предмет, объект, цели и задачи исследования, выдвинуты основная и частные гипотезы исследования, перечисляются конкретные методы эмпирического исследования.

В первой главе выпускной квалификационной работы — «Межкультурная компетентность преподавателя» — рассматривается понятие межкультурной компетентности педагога, функциональный аспект

5

межкультурной компетентности педагога и прикладной аспект межкультурной коммуникации.

Показано, что проблема развития и формирования межкультурной компетентности востребована в современной науке. Опыт, накопленный иностранными коллегами (М. Беннет, 1995; Дж. Берри, 2002; Е. Стефан и Л. Стефан, 2001; С. Тинг-Туми, 1990; Г. Триандис, 1994; Г. Вард, С. Бочнер, А. Фарнхам, 2001 и др.), и ряд отечественных работ по данной теме (В. С. Агеев, 1983; Н. М. Лебедева, 1999; Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова, 2003; Г. У. Солдатова, 1998; Т. Г. Стефаненко, 2003; О. Е. Хухлаев, 2007, и др.) был подробно проанализирован Корниловой М. В. [9].

В первом параграфе феномен межкультурной компетентности рассматривается в работах философского, культурно-антропологического, культурологического, социологического и психологического характера, помогающих раскрыть его сущность, структуру и механизм формирования. В научной литературе исследование различных видов компетентности осуществляется посредством особого методологического подхода, который получил название компетентностного подхода. Подробное описание сущности данного подхода и его роли в исследовании проблемы компетентности осуществили в своих работах В. А. Болотов, В. В. Воронин, Э. Ф. Зеер, В. А. Исаев, A. M., B. B. Сериков, Г. М. Соломина; А. И. Субетто, Э. Э. Сыманюк, Ю. Г. Татур. Концептуальные подходы к изучению компетентности в общении в отечественной психологии занимали важное место среди научных интересов таких ученых как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, А Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, М. С. Каган.

Рассматривается все многообразие определений понятия межкультурной компетентности, ее аспектов, видов. Сформулировано, что межкультурно компетентной является личность, которая охватывает и понимает специфические программы восприятия, мышления и действия

6

людей из чуждых ей культур. Отмечено, что что формирование межкультурной компетентности это формирование определенного круга знаний, умений и качеств личности, необходимых для межличностной коммуникации в конкретных социальных условиях, в соответствии с культурными и социальными нормами поведения. А компетентность выступает как результат сформированности определенных знаний и умений, то, чем человек уже достаточно хорошо владеет. По своей сути межкультурная компетентность — это основа для формирования национального самосознания, для развития способности видеть собственную национальную перспективу.

Второй параграф первой главы посвящен описанию функционального аспекта межкультурной компетентности педагога. Описана большая значимость проблемы формирования опыта межкультурной компетентности, основанного на взаимном уважении, понимании и толерантности. Обусловлено расширение требований к культуре профессиональной деятельности преподавателей, согласно которым они должны обладать навыками межкультурного общения, широким эстетическим кругозором, осознавать связь единого педагогического пространства с реалиями современной социокультурной ситуации.

Как и любой феномен, межкультурная компетентность проявляется прежде всего через свои функции, следовательно, изучение ее функционального аспекта ведет к более глубокому пониманию всего явления в целом, что необходимо для разработки методов совершенствования процесса ее формирования у будущих преподавателей.

Так же в этом параграфе подробно описаны разные трактовки основных компонентов педагогической деятельности, непосредственно связанные с проявлением уровня межкультурной компетентности педагогов. Описана роль межкультурной компетентности преподавателя в его организационной и коммуникативной деятельности. Подводится итог, что особенность межкультурной коммуникативной компетентности

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/ZgonikPA_2014/ZVm-ma-017.htm