
Полина
Состояние одиночества впервые остро проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Подросток довольно часто сталкивается с ощущением бессмысленности своего существования, с чувством одиночества, беспомощности и страха.
В журнале "Вопросы психологии" №5 за 2007 год опубликовано исследование Е. Е. Роговой на данную тему.
Если подросток не находит поддержки и понимания у родителей, то он обращается к таким же сверстникам, которых "не поняли" окружающие. Довольно часто такой подросток вступает некую асоциальную группу, где получает разного рода поддержку и у него формирует уверенность, что группа защитит его от обид и притеснений. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, подросток самореализуется и максимально реализует свое стремление к самостоятельности.
Исследование Е. Е. Роговой направлено на поиск связей между чувством одиночества и асоциальным поведением подростков.
Виды одиночества:
- Временное одиночество — кратковременные приступы одиночества;
- Постоянное одиночество развивается тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи;
- Эмоциональное одиночество — результат отсутствия тесной привязанности к какому-либо лицу или разрыва подобных эмоциональных связей.
- Поведенческое одиночество проявляется при конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения. Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную форму.
- Когнитивное одиночество — состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности).
Автор выделяет основные причины одиночества:
- Наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания как главные признаки кризиса взросления;
- Узость социальных контактов и отсутствие компенсаторного характера;
- Недостаток социальных навыков;
- Преобладание индивидуализации, персонализации над адаптацией.
Негативное влияние одиночества на жизнедеятельность человека:
- Затрудняет общение;
- Препятствует установлению интимно-личностных отношений;
- Затрудняет полноценные доверительные контакты;
- Формирует негативный тип самовосприятия и приводит к ощущению психического надрыва, душевного нездоровья;
- Появляется чувство собственной никчемности, некомпетентности, застенчивости;
- Формируется низкий уровень самоуважения, склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир мечты.
Большинство психолого-педагогических проблем связанно с трудностями общения, деформации которого ведут к появлению неадекватных форм поведения.
Е. Е. Рогова провела эмпирическое исследование, которое проходило в два этапа.
Задача первого этапа исследования: дифференциация подростков в зависимости от социальной направленности.
Оценивали социальную направленность завучи по воспитательной работе, школьные психологи, наиболее опытные классные руководители и учителя-предметники по определенным критериям (уходам из дома, бродяжничеству, школьным прогулам, агрессивному поведению, лжи, субкультурным девиациям и т. д.).
На втором этапе исследования было проведено собственно диагностическое обследование подростков.
Методики:
- Составленный автором опросник "Одиночество" специально для подросткового возраста (123 утверждения), а также была произведена экспертная оценка утверждений опросника на их валидность и соответствие одному из видов одиночества: временное, постоянное, эмоциональное, поведенческое, когнитивное;
- Опросник С. С. Бубновой, направленный на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности;
- Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков.
Результаты исследования:
По результатам исследования, было выявлено, что нарушение общения и чувство одиночества примерно в равной степени характерно для подростков, отличающихся просоциальным и асоциальным поведением, но имеет разные внутренние связи с ценностями и свойствами личности.
Временное одиночество у подростков в большей степени связано с половыми различиями, причем у девочек оно встречается чаще, чем у мальчиков.
У подростков с просоциальной направленностью временное одиночество коррелирует с такими ценностями, как помощь и милосердие к другим людям, познание нового в мире, природе, человеке. У подростков с асоциальной направленностью одиночество отрицательно коррелирует с ценностями высокого социального статуса и управления людьми. Кроме того, связь временного одиночества у таких подростков с обособленностью, отчужденностью, низким интеллектом и жестокостью указывает на конкретные причины имеющихся проблем.
Постоянное одиночество у подростков непосредственно связанно с возрастом. У старших подростков показатели выраженности одиночества ниже, чем у младших подростков, это связанно с развитием отношений и навыков общения, самостоятельностью, с увеличением числа знакомых.
Эмоциональное одиночество присуще в большей степени младшим подросткам с просоциальной направленностью, чем их сверстникам, с асоциальной направленностью. У девочек уровень эмоционального одиночества ниже, чем у мальчиков, это можно объяснить тем, что у девочек-подростков большая эмоциональная удовлетворенность отношениями с ближайшим окружением.
Высокий уровень поведенческого одиночества чаще встречается у младших подростков с просоциальной направленностью. Выраженное поведенческое одиночество у подростков связано с возбудимостью, беспокойством, недоверчивостью.
Когнитивное одиночество чаще встречается у подростков с асоциальной направленностью, что можно объяснить непониманием со стороны взрослых, несовпадением интересов и взглядов со сверстниками — все это ведет к внутреннему ощущению одиночества, опустошенности. Подростки, с просоциальной направленностью чаще находят в себе силы справиться с когнитивными проявлениями одиночества, что и проявляется в явном снижении его выраженности.
Рогова Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии. — 2007. — №5.