Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

14.11.2011 23:00

Состояние одиночества впервые остро проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Подросток довольно часто сталкивается с ощущением бессмысленности своего существования, с чувством одиночества, беспомощности и страха.

В журнале "Вопросы психологии" №5 за 2007 год опубликовано исследование Е. Е. Роговой на данную тему.

Если подросток не находит поддержки и понимания у родителей, то он обращается к таким же сверстникам, которых "не поняли" окружающие. Довольно часто такой подросток вступает некую асоциальную группу, где получает разного рода поддержку и у него формирует уверенность, что группа защитит его от обид и притеснений. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, подросток самореализуется и максимально реализует свое стремление к самостоятельности.

Исследование Е. Е. Роговой направлено на поиск связей между чувством одиночества и асоциальным поведением подростков.

Виды одиночества:

  1. Временное одиночество — кратковременные приступы одиночества;
  2. Постоянное одиночество развивается тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи;
  3. Эмоциональное одиночество — результат отсутствия тесной привязанности к какому-либо лицу или разрыва подобных эмоциональных связей.
  4. Поведенческое одиночество проявляется при конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения. Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную форму.
  5. Когнитивное одиночество — состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности).

Автор выделяет основные причины одиночества:

  1. Наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания как главные признаки кризиса взросления;
  2. Узость социальных контактов и отсутствие компенсаторного характера;
  3. Недостаток социальных навыков;
  4. Преобладание индивидуализации, персонализации над адаптацией.

Негативное влияние одиночества на жизнедеятельность человека:

  • Затрудняет общение;
  • Препятствует установлению интимно-личностных отношений;
  • Затрудняет полноценные доверительные контакты;
  • Формирует негативный тип самовосприятия и приводит к ощущению психического надрыва, душевного нездоровья;
  • Появляется чувство собственной никчемности, некомпетентности, застенчивости;
  • Формируется низкий уровень самоуважения, склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир мечты.

Большинство психолого-педагогических проблем связанно с трудностями общения, деформации которого ведут к появлению неадекватных форм поведения.

Е. Е. Рогова провела эмпирическое исследование, которое проходило в два этапа.

Задача первого этапа исследования: дифференциация подростков в зависимости от социальной направленности.

Оценивали социальную направленность завучи по воспитательной работе, школьные психологи, наиболее опытные классные руководители и учителя-предметники по определенным критериям (уходам из дома, бродяжничеству, школьным прогулам, агрессивному поведению, лжи, субкультурным девиациям и т. д.).

На втором этапе исследования было проведено собственно диагностическое обследование подростков.

Методики:

  1. Составленный автором опросник "Одиночество" специально для подросткового возраста (123 утверждения), а также была произведена экспертная оценка утверждений опросника на их валидность и соответствие одному из видов одиночества: временное, постоянное, эмоциональное, поведенческое, когнитивное;
  2. Опросник С. С. Бубновой, направленный на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности;
  3. Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков.

Результаты исследования:

По результатам исследования, было выявлено, что нарушение общения и чувство одиночества примерно в равной степени характерно для подростков, отличающихся просоциальным и асоциальным поведением, но имеет разные внутренние связи с ценностями и свойствами личности.

Временное одиночество у подростков в большей степени связано с половыми различиями, причем у девочек оно встречается чаще, чем у мальчиков.

У подростков с просоциальной направленностью временное одиночество коррелирует с такими ценностями, как помощь и милосердие к другим людям, познание нового в мире, природе, человеке. У подростков с асоциальной направленностью одиночество отрицательно коррелирует с ценностями высокого социального статуса и управления людьми. Кроме того, связь временного одиночества у таких подростков с обособленностью, отчужденностью, низким интеллектом и жестокостью указывает на конкретные причины имеющихся проблем.

Постоянное одиночество у подростков непосредственно связанно с возрастом. У старших подростков показатели выраженности одиночества ниже, чем у младших подростков, это связанно с развитием отношений и навыков общения, самостоятельностью, с увеличением числа знакомых.

Эмоциональное одиночество присуще в большей степени младшим подросткам с просоциальной направленностью, чем их сверстникам, с асоциальной направленностью. У девочек уровень эмоционального одиночества ниже, чем у мальчиков, это можно объяснить тем, что у девочек-подростков большая эмоциональная удовлетворенность отношениями с ближайшим окружением.

Высокий уровень поведенческого одиночества чаще встречается у младших подростков с просоциальной направленностью. Выраженное поведенческое одиночество у подростков связано с возбудимостью, беспокойством, недоверчивостью.

Когнитивное одиночество чаще встречается у подростков с асоциальной направленностью, что можно объяснить непониманием со стороны взрослых, несовпадением интересов и взглядов со сверстниками — все это ведет к внутреннему ощущению одиночества, опустошенности. Подростки, с просоциальной направленностью чаще находят в себе силы справиться с когнитивными проявлениями одиночества, что и проявляется в явном снижении его выраженности.

Рогова Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии. — 2007. — №5.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/106.html