
Полина
Современное телевидение изобилует программами, которые предлагают заглянуть в чужую жизнь, узнать какие-либо пикантные подробности, обсудить их и естественно вынести строгий (или не очень – в зависимости от проступка) вердикт герою таких программ. Телевидение в таком порыве далеко не единственный источник СМИ, для которого слухи, сплетни и другие подробности чужой жизни «насущный» хлеб.
Заглянуть в замочную скважину, посмотреть – что же там за закрытой дверью людям было интересно всегда, но с развитием коммуникативно-информационного пространства данная тенденция стала особенно заметной. Некоторые передачи наглядно демонстрируют простое высказывание – нет ничего интереснее, чем смотреть как же люди, будучи в закрытом пространстве, ведут себя, как у них происходит процесс коммуникации. Они ссорятся, мирятся, выходят замуж или женятся, дерутся или рожают детей (иногда вышеперечисленные события происходят сразу в одной серии). Лозунг другой не менее известной передачи – «Скандалы! Интриги! Расследования!». Принцип абсолютно тот же. Что же такого интересного в этом? Почему люди стремятся к этому?
В журнале "Вопросы психологии" №3 за 2007 год опубликована статья Горбатова Д. С. "Сплетня как средство социализации". Автор в статье рассматривает несколько подходов к исследованию данного феномена. Это исследование в парадигме функционализма, психодинамического подхода, теории социального сравнения Л. Фестингера, теории обмена. Исследование в рамках первого из обозначенных подходов постулирует, что феномен сплетен социокультурный по своему генезису.
Не смотря на распространенное мнение о том, что сплетни это «плохо», исследователи в рамках данного направления утверждают, что не всегда можно говорить лишь об отрицательной функции сплетен. В некоторых ситуациях сплетни – необходимый компонент общения между членами одной группы. Например, в специфических закрытых группах будет иметь большое значение, насколько тонко и изворотливо вы умеете сплетничать.
Парадигма функционализма предполагает рассмотрение всякого феномена (в данном случае социального) с точки зрения взаимосвязи между собственно сплетней, социумом и другими неформальными правилами общения в конкретной малой группе. При этом большую роль будет играть то, какую и с кем коммуникацию строить. Необходимо не просто услышать или придумать сплетню, но еще и приукрасить ее, часто тем, на что и не было намека, затем следует продумать кому и как ее рассказывать. И кто и как ее будет передавать далее. Несмотря на то, что весь этот процесс на первый взгляд кажется простым, для того, кто распространяет слухи, эта задача не кажется таковой.
Необходимо так же отметить немаловажный факт: обычно такую длинную цепочку выбирают люди, которые в силу различных причин не знают о том, как следует правильно (какую и кому) передавать информацию.
Помимо функционалисткого подхода в изучении данного феномена существует и так называемый. психодинамический подход. Этот подход рассматривает сплетню как неструктурированный символ – значение которому придает тот, кто ее сначала «берет», потом «дополняет», а затем пускает «в путь». Индивидуально-личностные особенности самого индивида (тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие сензитивности к мыслям и чувствам других людей) и есть основная причина появления сплетен.
Как правило изначально индифферентные сплетни могут дорасти до сплетни «снежного кома», если будут передаваться по цепочке людей с вышеперечисленными индивидуально-психологическими особенностями. Такая особенность более всего характерна для людей мнительных, зависимых от чужого мнения.
Другой взгляд на проблему сплетен имеет теория социального сравнения Л. Фестингера. Любой человек имеет потребность сравнивать себя с другими людьми. В этом смысле сплетни практически «развязывает» руки таким людям. При сравнении с другими людьми, некоторые люди начинают понимать, что сравнение не в их пользу. Чтобы хотя бы немного уравнять себя с другим человеком, есть два варианта решения, отмечает Л. Фестингер.
- Первый путь – это стать таким же, как другой человек, который более успешен в той или иной области. Но это путь долгий и кропотливый, требующий больших временных, материальных и моральных затрат.
- Второй путь — пустить какую-нибудь, только на первый взгляд, безобидную сплетню, "которая еще ни кому не мешала".
Теория обмена предполагает, что сплетня хороший и интересный товар, что бы можно довольно дорого его продать на рынке «человеческого общения». Как правило, люди, которые имеют подобного рода информацию, могут не только торговать ей, но и обменивать. В западной социальной психологии давно разрабатывается данная теория. Суть ее заключается в следующем: цель общения – это цепь того, что я получу и того что я должен отдать взамен этого.
В современном обществе возникает субъективная необходимость, с одной стороны, соответствовать требованиям социальной среды, корректируя собственные мнения и поступки, с другой стороны, поддерживать базовые ценности, существенные для переживания стабильности личности и предсказуемости действительности. Сплетня предоставляет для этого самые широкие, но социально нелегитимные возможности.
Горбатов Д. С. Сплетня как средство социализации // Вопросы психологии. — 2007. — №3.