Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

13.02.2012 23:00

С момента введения понятия "ведущая деятельность" в психологической науке не прекращаются споры, что считать ведущей деятельностью для подросткового возраста.

Существует несколько основных подходов к определению ведущей деятельности в подростковом возрасте:

  1. Интимно-личностное общение по Д. Б. Эльконину и Т. В. Драгуновой;
  2. Общественно-полезная деятельность по Д. И. Фельдштейну;
  3. Общественно-значимая деятельность по В. В. Давыдову.

Кроме вышеперечисленных подходов в статье рассмотрены и другие направления изучения ведущей деятельности.

  • С. А. Беличева называет ведущей деятельностью подросткового возраста референтно-значимую. Успешная деятельность в референтной группе позволяет подростку реализовать потребность в самоутверждении. Автор рассматривает общественно полезную деятельность как один из возможных вариантов развития.
  • К. Н. Поливанова выделяет в качестве ведущей "проектную деятельность, в которой реализуется "авторское действие" подростка. Для полноценного развития необходима "встреча замысла с его результатом", которое К. Н. Поливанова называет "авторским действием" подростка. Задача взрослого состоит в создании условий, для реализации задуманного подростком.
  • Г. А. Цукерман называет "социально-психологическое экспериментирование" ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Автором подчеркивается активная жизненная позиция подростка в построении собственной жизни в целом.
  • А. Л. Либерман отмечает, что ведущая деятельность подростков должна быть "игровой по типу, социально-моделирующей по форме и общественно значимой по содержанию".

Практически во всех перечисленных подходах основным свойством ведущей деятельности является приобщение к миру взрослых, поиск своего места в обществе.

  1. О. В. Лишин рассматривает ведущую деятельность подросткового возраста как комплекс видов деятельности, объединенный общим смыслом, соответствующим ведущему на данном этапе отношению подростка к действительности.
  2. М. Ю. Кондратьев также говорит о многоплановости и полидеятельностном характере ведущей деятельности подросткового возраста. В качестве основных компонентов он выделяет интимно-личное общение со значимыми другими и учебно-профессиональную деятельность.
  3. А. В. Петровский высказывает мнение о том, что ведущая деятельность не дана личности изначально в тот или иной период, а активно выбрана ею в значимой группе.

Суммируя данные подходы, можно говорить о том, что ведущая деятельность в подростковом возрасте должна способствовать самоизменению подростка, его становлению в качестве взрослого члена общества.

Итак, ведущая деятельность подросткового возраста должна соответствовать следующим условиям:

  1. Ведущая деятельность должна развивать у подростка собственную систему взглядов, ценностей, морально-этических представлений и идеалов, стремление им следовать и отстаивать их.
  2. Ведущая деятельность должна характеризоваться стремлением к глубокому анализу и исследованию всех ее условий и обстоятельств; деятельность способствующая самообразованию и самосовершенствованию.
  3. Деятельность, способствующая самоидентификации и презентации себя как полноценного представителя своего пола и своей группы, способствующая признанию со стороны значимой группы людей.

Для гармоничного развития личности подростка необходимо соблюдение всех перечисленных условий, так как превалирование одного из них может привести у однобокости и ущербности в других областях.

Терехина Н. В. Ведущая деятельность подростков с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. — 2010. — №5.

  • Скоробогатов Александр Вадимович 19.06.2013 07:43
    Прекрасная статья! Много полезной информации. Благодарю.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/116.html