Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

02.04.2012 16:00

Характер внутрисемейных отношений — один из важнейших факторов, влияющих на успешность процессов образования и социализации личности.

Дети и подростки включены в целостную систему семейных отношений, субъектами которых выступают также братья и сестры.

Этой теме посвящена статья Н. В. Лукьянченко "Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности", опубликованная в журнале "Психологическая наука и образование" № 1 за 2010 год.

Психологические исследования сиблинговых отношений, (сиблинги — проживающие в одной семье братья и сестры), во многом указывают на то, что родные братья и сестры могут быть так же не похожи друг на друга, как дети, выросшие в разных семьях и не являющиеся родственниками.

Симблинговые позиции, обусловленные ими отношения в семье, их влияние на характеристики личности и отношения индивида, наиболее подробно отражены в работах У. Тоумена. Он предложил использовать следующие понятия для характеристики симблинговой позиции: число детей в семье, их пол, очередность рождения, промежутки между рождениями.

У. Тоумен также выделил основные симблинговые позиции:

  1. Самый старший ребенок: старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
  2. Самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
  3. Средний ребенок
  4. Единственный ребенок;
  5. Близнецы: двое, трое, четверо и т. д.

Могут быть и более сложные комбинации, в таком случае ребенок будет иметь смешанные характеристики.

Если разница между детьми больше шести лет, то каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку, но также будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, у брата, который старше сестры на семь лет, будут преобладать характеристики единственного ребенка, но также будут заметны и черты старшего брата сестры.

Отношения между сиблингами даже важнее, чем отношения с родителями, так как представляют собой опыт "горизонтальных" отношений, в отличие от "вертикальных" детско-родительских. М. Боуен отмечает, что характеристики дружбы у взрослых, реализация супружеской и родительской роли в большей степени зависят от опыта, полученного симблингом в детстве. Склонность к доминированию либо подчинению в межличностных отношениях во многом формируется и усваивается именно в процессе взаимодействия с братьями и сестрами.

Р. У. Ричардсон составил характеристики сиблинговых позиций:

Старший ребенок.

Семейная ситуация старшего ребенка начинается с его "единственности". Привыкший к уникальности, старший ребенок может воспринимать появление сиблинга как травматичное событие. Если сиблинг того же пола, травма "ниспровержения" с пьедестала единственного переживается более остро. Временый промежуток между рождениями сиблингов также имеет большое значение. Самым чувствительным является разница в 3 года, так как приходится на пик конкурентных переживаний ребенка в семье. Старший ребенок будет стремиться отстоять внимание и любовь родителей, демонстрируя стремление "быть хорошим".

Общей тенденцией старшего ребенка является принятие ответственности с оттенком тревожности, стремление к доминированию, нетерпимость к критике, выраженная мотивация достижения, а также повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам.

Пол и число младших братьев и сестер играют важную роль. Если они разного пола, описанные характеристики отличаются и варьируются. В том случае, когда все дети одинакового пола, а также их два или больше, перечисленные выше качества усиливаются. Чем больше сиблингов одного с ним пола, тем ниже шанс на удачный брак во взрослой жизни.

Младший ребенок.

Опекаемый другими членами семьи, младший ребенок склонен к оптимистичному ожиданию позитивных исходов и готов перекладывать ответственность на других, не озабочен проблемами самодисциплины и легко берется за все новое. Во взаимодействии с другими людьми часто выбирают путь очарования и тонкой, красивой манипуляции.

Если младший ребенок имеет сиблинга своего пола и получает от него изрядную долю авторитаризма, он может стать бунтарем. Он склонен выбирать себе более старшего партнера, чтобы впоследствии бороться против его контроля.

Младшие сиблинги не очень интересуются родительством как ответственностью за воспитание, зато они могут стать хорошими друзьями своих детей. В межполовых отношениях младшие часто оказываются в роли "принцев" и "принцесс", очаровывающих противоположный пол, в полной мере это удается тем, у кого есть доброжелательный старший сиблинг противоположного пола.

Средний ребенок.

Позиция среднего ребенка, во-первых, не несет качества определенности, среднему достается меньше родительского внимания, а зачастую и любви. Во-вторых, позиция среднего предполагает необходимость налаживания и поддержания разнородных отношений.

В своих попытках почувствовать собственную значимость, он пытается соревноваться с остальными, нередко становится разрушителем, вырабатывает надоедливые привычки, чтобы привлечь к себе внимание.

Средние дети не наделены авторитетом старших и спонтанностью младших, но часто умеют налаживать отношения с разными людьми, поскольку были вынуждены научиться этому в семье. Они обычно дружелюбны и активно стремятся к дружественным взаимоотношениям.

Единственный ребенок.

Дети, у которых нет братьев и сестер, оказываются самыми старшими и самыми младшими в семье, собирая в себе, соответственно, характеристики и тех и других, но в более "мягком" варианте.

Единственный ребенок имеет более высокий уровень самооценки, он толерантен к потере авторитета, легко принимает помощь, когда испытывает в ней необходимость. Он многого требует от жизни, имеет высокую мотивацию достижения, стремится к успеху. Вследствие отсутствия сиблинговой подструктуры в семье, единственный ребенок высоко идентифицирован с родителем своего пола.

Единственный ребенок комфортно чувствует себя в одиночестве, но ему нелегко выстраивать семейные взаимоотношения во взрослом возрасте, из-за отсутствия опыта каждодневного сосуществования, предполагающего учет состояния другого человека.

Близнецы.

Близнецы очень близки друг к другу, иногда даже чувствуют себя "одним человеком", они не слишком "доступны" для сверстников. Если в семье нет других детей, близнецы будут сочетать в себе характеристики старших и младших одновременно. Но если родители акцентируют порядок их рождения, (разница может измеряться в минутах или часах), роли младшего и старшего распределяются между ними вполне отчетливо и мим самими фиксируются. Если в семье есть другие дети, близнецы объединяются, являясь вместе младшими или старшими.

Выделяют три основных варианта отношения родителей к детской подструктуре:

  1. Игнорирование иерархии и сближение с кем-либо из детей за счет перераспределения привязанности;
  2. Стремление быть максимально нейтральным, уравнивая всех детей и дистанцируясь от их сиблинговых проблем;
  3. Удержание иерархии "взрослые-дети" при личностно дифференцированном отношении к каждому ребенку.

Автор статьи подчеркивает, что в каждой семье создается уникальная, но с элементами общих закономерностей, ситуация "сиблингового расклада".

Лукьянченко Н. В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности // Психологическая наука и образование. — 2010. — №1.

  • Тараненко Андрей Владимирович 04.04.2012 08:50
    Все достаточно интересно и понятно написано.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Смыслова Ольга Викторовна 21.06.2012 12:13
    Спасибо за предоставленную информацию! Данная информация предоставлена достаточно понятным языком
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Клюшкина Валентина Сергеевна 19.02.2013 15:53
    В данной статье широко описанны "типы" детей в той или иной семье. Эта информация может быть использованна в широком поле, как родителями, так педагогами-психологами в отношении общения с детьми. К каждому ребенку определённый подход исходя из его положения в семье.

    Благодарим за познавательную и интересную статью.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Полина 20.02.2013 07:27
    Спасибо, всегда рада помочь! Если Вас интересует какая-то тема и Вы хотите увидеть ее в блоге, пожелания и предложения можно оставлять в гостевой книге.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/122.html