Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

19.08.2013 16:00

Проблематика демонстративного потребления — одна из наименее изученных областей социально-психологического знания, этой теме посвящена статья Н. К. Радиной, Н. В. Шайдаковой и И. Н. Мохнаткиной "Демонстративное потребление современных подростков: социально-психологические особенности", опубликованная в журнале "Социальная психология и общество" №1 за 2013 год.

Демонстративное потребление — расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое потребление служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса. Понятие демонстративного поведения ввел Т. Веблен в конце XIX века для того, чтобы охарактеризовать феномен предъявления высокого положения в обществе, посредством знаков, символов, статуса.

Т. Веблен отмечал также, что показное потребление — характеристика, присущая в той или иной мере всем социальным группам, "подражающим" более высокостатусным по социальной и экономической иерархии.

С точки зрения современного россиянина маркерами богатства являются недвижимость, средства передвижения (автомобили, яхты и т. д.), штат подчиненных, предметы роскоши (драгоценности, антиквариат) и современные средства связи.

Формы демонстративного поведения:

  1. Иерархичный ("классовый") критерий — элитарное или подражательное потребление;
  2. Субъективный критерий — прямое или подставное (субъект может демонстрировать "знаки статуса" сам или посредством родственников или приближенных);
  3. Критерий соответствия социальным нормам — социально-позитивное и социально-негативное.

Кроме того, рядом исследователей отмечается, что демонстративное поведение в форме престижного потребления в большей степени свойственно жителям мегаполисов и столиц, нежели жителям провинций и сельских регионов.

В зарубежных социально-психологических исследованиях демонстративное потребление имеет следующие причины:

  1. Демонстративное потребление как способ поддержания членства в группе;
  2. Демонстративное потребление как результат социального сравнения;
  3. Демонстративное потребление как воспроизводство знаков богатства и статуса;
  4. Демонстративное потребление как компенсаторный механизм.

Авторы статьи провели эмпирическое исследование, целью которого было доказать или опровергнуть предположение о том, что демонстративное потребление в контекста развития социальной идентичности подростка может быть детерминировано, как минимум тремя факторами: социальными и экономическими условиями, обеспеченными родительской семьей, субъектным выбором, а также социально-психологическим опытом и статусом.

В качестве испытуемых выступали подростки из престижных гимназий в центре города и из общеобразовательных школ "городских окраин".

По результатам исследования можно говорить о том, что демонстративное потребление подростков различно по содержанию в зависимости от социально-экономического статуса семьи. В случае имитационного демонстративного потребления (у подростков из менее обеспеченных семей) стоит отметить наличие психотравмирующих ситуаций в сфере социального.

Элитарная группа обладает самыми высокими показателями по всем основным социально-психологическим характеристикам, определяющим психологическое благополучие личности.

С психологической точки зрения оптимально положение подростков, имеющих среднюю выраженность установки на демонстративное потребление. Данном случае средние показатели — это свидетельство работы такого механизма личности, как конформизм — умеренная установка на демонстративное потребление и реальное престижное потребление в приемлемой форме.

Низкий уровень установки на демонстративное потребление либо связан с особым социально-психологическим статусом подростков и с низким уровнем социально-экономического благополучия в семье, либо, для детей из состоятельных семей, — это признак психологического сопротивления внешнему давлению при невысоких психологических ресурсах.

В заключение хотелось бы отметить, что демонстративное потребление обуславливается как объективными, так и субъективными факторами. Среди этих факторов существуют, и конформное принятие культуры потребления, как способ разрушить обыденное социальное пространство, преувеличивая свой социально-экономический статус, и отвержение "знаков престижа" как проявление нонконформизма.

Радина Н. К., Шайдакова Н. В., Мохнаткина И. Н. Демонстративное потребление современных подростков: социально-психологические особенности // Социальная психология и общество. — 2013 — №1. — С.: 52 — 66

  • Патонышева Юлия Алексеевна 20.10.2017 14:12
    Спасибо за статью, очень познавательно!
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/150.html