
Полина
Соотношение добра и зла считается основной проблемой этики, но прикладных исследований о представлении людьми добра и зла в современном обществе немного. Но ведь именно такие исследования могли бы прояснить картину того, что происходит в общественной нравственности, а также позволили бы задать более точное направление работы в сфере воспитания молодежи.
В журнале "Вопросы психологии" №2 2013 года опубликована статья Б. С. Алишева, О. А. Аникеенок и О. Н. Галаниной "Добро и зло в представлениях российских студентов", посвященная исследованию критериев добра и зла в представлениях студентов, а также их соотношение с социально-правовыми и этическими установками.
Представление о добре и зле — это не только социальные представления, но и ценностные.
Психологические исследования по данному вопросу можно разделить на два направления:
Связано с определением места добра и зла в жизни человека, функций и условий его возникновения.
В исследованиях С. Л. Рубинштейна добро и зло являются не структурными компонентами, а "функциональными характеристиками" личности, которые проявляются в конкретных отношениях и действиях, направленных на другую личность.
Э. Фромм и К. Хорни предполагали, что добро в человеке — это предпосылка и результат его нормального развития, а зло возникает тогда, когда отсутствуют надлежащие условия для этого.
А. Маслоу и К. Роджерс утверждали, что человек по природе своей добр, а зло возникает в результате фрустрации или неудовлетворения основных потребностей. Исследование эгоизма и альтруизма.
Альтруизм и эгоизм понимаются как личностные типы и формы поведения.
Однако, стоит отметить, что понятия "альтруизма — эгоизма" не тождественны понятиям "добро — зло" и не дают ответов на вопрос: как люди понимают добро и зло, в чем заключается их проявление.
Некоторые исследователи понимают эгоизм как просчитанный на много ходов вперед эгоизм. Другие — как действие, направленное на сохранение душевного комфорта, в ущерб собственным интересам личности.
Эгоизм в свою очередь бывает таким же нерациональным как и альтруизм — человек не замечает или игнорирует негативные для себя последствия своих же поступков, которые через некоторое время могут перекрыть сиюминутную выгоду.
В своем исследовании авторы статьи отмечают, что добро — -это фундаментальная ценностная категория, сущность которой не имеет однозначного определения, а подлежит интерпретациям.
Добро взаимосвязано с пользой, его можно рассматривать как "распределенную пользу", оно состоит в получении кем-либо пользы без ущерба для других и в принесении пользы другим.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
Испытуемым (93 человека) предлагалось написать не более десяти ассоциаций к слову "добро".- Другой выборке студентов (286 человек) нужно было дать оценку различным психологическим качествам личности (50 качеств, среди которых отсутствовали отрицательные), с точки зрения того, насколько они должны быть присущи человеку, в котором воплощается идеальное добро и воплощению абсолютного зла.
- Испытуемым были предложены 40 ситуаций и действий, совершенных в них одним из участников. Задача состояла в том, чтобы определить насколько эти действия могут быть проявлением добра и зла и дать две оценки: оценку, с позиции одного, заранее указного, персонажа и оценку с точки зрения общественной нравственности.
По результатам исследования было выявлено, что представления студентов о добре и зле часто не совпадают с социально-правовыми и этическими установками. И этому есть причины.
Во-первых, при анализе ситуаций студенты обращают внимание не столько на действие, сколько на мотив, и если его поддерживают, то и действие рассматривается как доброе.
Во-вторых, ситуация или действие оцениваются с индивидуальной позиции, добро превращается в нечто сильно похожее на пользу, а зло понимается как причиненный вред.
Под добром студенты чаще всего понимают пользу, и реже — самопожертвование, самоограничения. Зло трактуется чаще всего как нарушение норм, но и нормативные действия иногда рассматриваются как проявления зла, если влекут негативные последствия для другой стороны.
В заключение стоит отметить, что представления о добре и зле носят сложный, иногда даже противоречивый характер, в которых отчетливо выражен утилитарный и прагматический аспект.
Алишев Б. С., Аникеенок О. А., Галанина О. Н. Добро и зло в представлениях российских студентов // Вопросы психологии. — 2013. — №2. — С.: 41 — 51.