Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

15.07.2014 04:57

Сегодня я хочу поговорить о таком явлении как самопрезентация. Обычно люди под этим термином понимают создание определенного образа себя. От того, как мы предъявляем себя другим людям, зависит качество общения, успех в делах, личная жизнь. В 4 номере журнала Психологическая наука и образование от 2013 года опубликована статья кандидата психологических наук О. А. Пикулёвой «Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты».

В основе самопрезентации лежит «Я-концепция» и дихотомия «Я внешнее – Я внутреннее». Самопрезентация имеет внутреннюю и внешнюю составляющую. Внешняя составляющая раскрывается в таких понятиях как «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением» и др. Внутренняя составляющая отражена в понятиях «самораскрытие», «самовыражение» и т. д.

О. А. Пикулёва считает, что самопрезентация является средством управления впечатлением, необходимым компонентом любого социального взаимодействия, постоянным процессом предъявления «Я-информации». Самопрезентация личности может принимать как осознаваемый, так и неосознаваемый характер.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил выделить существенные черты феномена самопрезентации:

  • человек выражает себя через такие средства как внешний вид, вербальное и невербальное поведение личности;
  • является способом регуляции взаимодействий человека с социальной средой.

Существует несколько подходов к пониманию сущности самопрезентации:

1) коммуникативно-обусловленный (неосознаваемая сапорезентация — общая характеристика поведения человека);

2) личностно-детерминированный (неосознаваемая самопрезентация в прямой зависимости от личностных особенностей);

3) манипулятивный (осознаваемая сапопрезентация, направленная на создание у окружающих людей определенного впечатления о себе).

Автор различает стратегии и тактики самопрезентации. Стратегия самопрезентации — это планируемое повдедение; оно долгосрочно и направлено в будущее. Тактика самопрезентации — краткосрочный поведенческий акт. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество разных тактик. Выделено 12 тактик самопрезентации, из них пять тактик защитного типа (например, извинения, т. е. признание ответственности за любые обиды, вред, нанесенные субъектом другим) и семь тактик ассертивного типа (например, просьба/мольба, т. е. демонстрация собственной беспомощности, слабости и зависимости в целях получения помощи).

Исследователь сгруппировала 12 тактик в стратегии самопрезентации личности (стратегия уклонения, стратегия аттрактивного поведения, стратегия самовозвышения и стратегия самопринижения). Основной критерий — стремление получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении.

Автор статьи делит самопрезентацию личности на два вида: активную и проактивную. Основание для деления — осознанность или неосознанность самопрезентации.

Проактивная самопрезентация — осознаваемая самопрезентация личности в тех ситуациях, когда объект воздействия высоко значим.

Реактивная самопрезентация — неосознаваемая самопрезентация личности в ситуациях невысокой значимости.

Профессия человека накладывает отпечаток на выбор саморезентации. Так у людей публичных профессий (политики, актеры, адвокаты и др.) чаще наблюдается проактивная самопрезентация личности, а у представителей технических профессий (программисты, инженеры и др.) — реактивная.

Процесс самопрезентации можно описать с помощью трех шагов:

  1. оценка социальной ситуации и ее значимости; прогнозирование реакции аудитории;
  2. выстраивание стратегий поведения на основе пункта 1; выбор тактик поведения;
  3. контроль и коррекция самопрезентационного поведения в соответствии с реакцией публики.

О. А. Пикулёва выявила возрастные и гендерные особенности тактик самопрезентации.

В исследовании принимали участие 367 человек (154 мужчин и 113 женщин) в возрасте от 18 до 75 лет. В исследовании использовались следующие методики: шкала самомониторинга Марка Снайдера, шкала измерения тактик самопрезентации С.-Ж. Ли, Б. Куигли, шкала самооценки мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу, тест «20 высказываний» М. Куна и Т. Макпартлэнда и др. Изучались следующие индивидуально психологические особенности личностных свойств, когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов «образа Я» и самопрезентации. Результаты исследования показали:

  1. существует положительная взаимосвязь шкалы «экстраверсия» с тактиками ассертивного типа; уровень самомониторинга (способность человека демонстрировать такой образ, который был бы приятен окружающим) и экстраверсии связаны с самопрезентационным поведением независимо от пола испытуемого;
  2. выраженные гендерные различия существуют только в период 30—45 лет; в этот период мужчины чаще используют ассертивные тактики самопрезентации; женщины чаще используют ассертивные тактики после 45 лет;
  3. женщины с возрастом реже используют тактики «просьба/мольба» и «препятствование самому себе», а мужчины, наоборот, чаше;
  4. женщины испытывают более острую потребность в социальном одобрении и получении положительной оценки.
  5. применение тактик защитного и ассертивного поведения взаимосвязаны между собой и не зависят от пола субъекта.

Подводя итоги, можно сказать, что самопрезентация — это сложный психологический феномен. Через него выражаются многие личностные особенности личности. Самопрезентация — необходимая составляющая социальной успешности.

Пикулева О. А. «Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты» // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 37—43.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/167.html