Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

16.09.2014 05:33

В 1965 году в свет вышла книга австро-американского психоаналитика Рене Шпица «Первый год жизни». Являясь последователем З. Фрейда, он был одним из первых, кто изучал детей новорождённого и младенческого возраста.

В книге Рене Шпиц рассматривает проблему отношений между матерью и ребёнком в первый год жизни. Такие отношения были названы объектными. Он изучал, как они складываются, как развиваются, как влияют на развитие личности ребёнка. От качества взаимодействия матери и ребёнка зависит построение последним всех последующих отношений. Кульминацией объектных отношений, заложенных в младенчестве, являются любовные отношения между мужем и женой. Социальная дезадаптация — прямое следствие нарушенных объектных отношений на первом году жизни.

Р. Шпиц выделяет три стадии развития объектных отношений:

1. дообъектная стадия;

2. стадия предтечи объектов;

3. стадия либидозного объекта.

На дообъектной стадии ребёнок ещё не выделяет себя из окружающего мира. Он воспринимает окружающий мир как продолжение себя.

Стадия предтечи объектов характеризуется появлением улыбки ребёнка на любое человеческое лицо. Ребёнок выделяет не само лицо, а знак-гештальт, состоящий из глаз, лба, носа, независимо от того, кому он принадлежит.

На стадии либидозного объекта ребёнок способен выделить лицо мамы и близких ему людей из множества других, т. е. выделяет свои объекты любви, а при появлении незнакомца ребёнок плачет. Это явление Р. Шпиц назвал тревогой восьмимесячных, что является признаком установления либидозного объекта. «Объект — предмет, посредством которого инстинкт достигает своей цели».

В третьей части книги «Паталогия объектных отношений» автор рассказывает о нарушении взаимодействия в диаде мать – дитя. Неудовлетворительные отношения делятся на две категории:

1) неправильные отношения между матерью и ребенком;

2) недостаточные отношения между матерью и ребенком.

В первом случае нарушения обусловлены качественными факторами. В этой категории выделяются:

а) первичное открытое отвержение, приводящее к отказу от ребёнка либо к его гибели;

б) первичное тревожное попустительство, в экстремальных случаях приводящее к коме;

в) враждебность под маской тревоги, приводящая к колике трехмесячных;

г) колебание между баловством и враждебностью, вызывающее патологическое раскачивание, заменяющее собой всю другую активность;

д) циклические смены настроения матери, вызывающее копрофагию;

е) сознательно компенсированная враждебность.

Вторая категория нарушенных отношений обусловлена количественными факторами.

Выводы Р. Шпица основываются на экспериментальном исследовании, в котором участвовало 393 ребёнка, различающихся между собой по национальности, культуре, социально-экономическому уровню. Дети наблюдались от рождения до двух лет. В исследовании применялись методы тестирования, наблюдения, снимались фильмы, так как методы психоанализа неприменимы к данному возрасту.

Автор раскрывает тайны психической жизни новорождённого и младенца: как они ощущают окружающий мир, как воспринимают его, что чувствуют. Роль матери в этом процессе уникальна: «В начале жизни мать, человеческий партнёр ребёнка, оказывается посредником в любом восприятии, в любом действии, инсайте, познании» (с. 94).

Интересен взгляд Р. Шпица на механизм понимания матерью своего ребёнка, когда последний ещё не владеет речью. «События внутри диады остаются пока малопонятными. Например, как нам объяснить ясновидение, помогающее хорошей матери распознавать нужды своего ребёнка, угадать, что означает его крик и что — лепетанье?» (с. 120).

Книга будет полезна как специалистам, работающим с детьми раннего возраста, так и молодым родителям.

Рене А. Шпиц, Коблинер У. Годфри. Первый год жизни / Пер. с англ. Л.Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. — М: Академический Проект, 2006. — 352 с. (Шифр в библиотеке МГППУ — 88.8, Ш83, абонемент).

  • Путилина Светлана Константиновна 23.09.2014 11:55
    Здравствуйте, Екатерина! Моей дочке не повезло: весь первый год я относилась к ней плохо: не хотела заниматься с ней кроме необходимого ухода, предпочитала делать хозяйственные дела. Хотелось уехать из квартиры, оставиа ребенка с мужем и свекровью. У меня дома доделывали ремонт, также дома часто происходили конфликты между мною и старшим поколением и у старшего поколения между собой. У меня с мужем тоже были не очень хорошие отношения. Уход за малышкой был мне в тягость, была огромная тревожность по поводу того, что всё делаю не так, как надо. Пыталась читать детские журналы, но мне было тяжело заставить себя это сделать, тем более при попытке применить в жизни прочитанные там советы я встречалась с сопротивлением старшего поколения, мне говорили, что это "ерунда" и что они делали по-другому. Я очень жалела, что не прошла какие-нибудь курсы, разобраться в море информации было очень тяжело. В итоге я все делала через силу, чувствовала ужасную усталость, хотя спала днём вместе с малышкой, и не получала никакого удовольствя от общения с ребенком. Дочка поздно начала улыбаться, её развитие запаздывало на 2 месяца примерно. Сейчас ей 3 года, она хорошо говорит. Физическое развитие несколько хуже, чем у мальчиков ее возраста. В моей семье наладился психологический климат, я уже могу с удовольствием гулять с ребенком или читать ей книги, иногда вместе с ней смотрю мультики, комментирую непонятное для неё. Сильно ли отразится такой неудачный первый год на развитии ребенка и как можно компенсировать то, что она не получила в своё время?
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Екатерина 24.09.2014 13:22
    "...Светлана, моё мнение такое: всё лечится и корректируется любовью. Пусть психологи-специалисты меня поправят, но я думаю, что самое главное в Вашей ситуации, что Вы любите Вашу дочку и уделяете ей время в данный момент. В данный момент у Вас дома благоприятный климат. В книге описан идеал. Понятно, что в той или иной степени в жизни происходят отклонения. В Вашем сообщении видно желание быть хорошей мамой. Если есть желание, то у Вас всё получится и некоторые ошибки, которые Вы совершали, обязательно исправятся. Удачи Вам!..." [Источник: http://www.psychlib.ru/otherdocs/guide/169.html#reply]
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/169.html