Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

10.02.2015 06:54

Мультфильмы — важная составляющая детской субкультуры. Современные дошкольники проводят много времени перед телевизорами и компьютерами, наблюдая за любимыми персонажами мультфильмов. Значение мультфильмов для дошкольников не требует доказательств. «Хороший мультфильм дает возможность проживания различных чувств, стимулирует к осознанию своего опыта и включению его в продукты детского воображения» [С. 34]. Однако вопрос о восприятии мультфильмов остаётся не решённым.

Исследователи Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Н.Ю. Матюшкина и С.Ю. Смирнова решили восполнить этот пробел.

В пятом номере журнала «Вопросы психологии» от 2014 году опубликована статья под названием «Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками».

Для изучения особенностей восприятия мультфильмов дошкольниками экспериментаторы выбрали два популярных мультфильма: «Варежка» и «Бен 10».

Мультфильм «Варежка» рассказывает о девочке, которая мечтала о собаке. Не имея возможности получить желаемое, девочка воображает себе друга из обычной варежки… В мультфильме нет ни одного слова, смысл картины передается выразительными действиями героев и музыкой.

Мультфильм «Бен 10» повествует о мальчике, который обладал фантастическими способностями к превращению и боролся с мировым злом. В мультфильме много диалогов и абстрактных терминов.

Гипотеза исследования: существуют принципиальные различия в восприятии мультфильмов, соответствующих и не соответствующих возрасту.

Задача исследования: сравнить особенности восприятия мультфильмов соответствующих и не соответствующих возрастным особенностям дошкольников.

Участники эксперимента: дети от 5 до 7 лет (30 человек).

Просмотр мультипликационных фильмов осуществлялось в небольших группах по 4—5 человек.

Методики исследования:

1) Интервью: после просмотра взрослый задавал детям 10 вопросов о сюжете, о появлении новых героев, об эмоциональном фоне мультфильма (грустный/веселый, добрый/злой и т.д.), о мотивах и характерах героев, об отношении ребенка к героям мультфильмов.

2) Методика Дж. Келли направлена на исследование личностных конструктов. Методика проводилась для выявления идентификации с персонажами мультфильма, а также для определения значимых связей между персонажами. Выбирались пять героев, изображенных на карточках, из каждого мультфильма. Кроме того, была карточка с изображением с «Я». После просмотра фильмов детям предлагались группа карточек из 3-х штук. В каждый комплект входила карточка «Я». Ребенка спрашивали, кто из этих персонажей лишний. Особый интерес представлял случай, когда ребенок объединял персонажа с собой (карточка «Я»).

3) Рассказ по картинке: дети придумывали продолжение мультфильма, опираясь на изображение ключевых сцен.

Все методики проводились индивидуально.

Результаты исследования

Интервью

После просмотра фильма «Варежка» дети:

1) на вопрос экспериментатора «Про что этот фильм» отвечали, называя его события; в 83% случаев дети называли одно и более событие;

2) понимали, откуда появился новый персонаж (красная собачка);

3) оценивали эмоциональный фон фильма, приводя конкретные примеры, аргументировали;

4) понимали мотивы поведения персонажей (например, почему мама подарила в конце фильма дочке настоящую собаку);

5) назвали основных персонажей; 42% перечислили всех персонажей;

6) размышляя о причине привлекательности любимого персонажа, называли его черты характера.

После просмотра мультфильма «Бен 10» дети:

1) только в 31% случаев назвали одно и более событие; 34% детей назвали события, которых не было в фильме;

2) только в 43% случаев понимали появление новых персонажей (превращения главного героя);

3) оценивали картину как «весёлую» (74%) и грустную (14%);

4) в большинстве случаев не могли назвать мотивы поступков поведения героев (только 12% детей справились с этой задачей);

5) не могли вспомнить всех персонажей, только половина из них смогла назвать основных героев, некоторые назвали несуществующих героев (44%).

6) объясняли привлекательность главного героя не чертами характера, а его сверхъестественными способностями.

Таким образом, дети дошкольного возраста более точно понимают сюжет мультфильма «Варежка».

Методика Дж. Келли (идентификация с персонажами): после просмотра фильма «Варежка» дети идентифицируют себя с героями на основе узнавания и осознания действий и переживаний; после просмотра фильма «Бен 10» дети идентифицируют себя с героями на основе формально-объектных признаков (мы — люди, мы — девочки (мальчики)).

Методика "Закончи историю по картинке"

Рассказы после просмотра фильма «Варежка» были длиннее, чем после просмотра фильма «Бен 10», более оригинальны, в рассказах детей присутствовала авторская позиция (личный опыт). Рассказы по мультфильму «Бен 10» были не понятными и малосвязными, дети использовали непонятные им термины (генетический и т.д.).

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1) Мультфильм, соответствующий возрасту, более понятен детям 5—7 лет; рассказы детей после просмотра этого мультфильма были более длинными и оригинальными, следовательно, он больше располагает к творчеству; дети вспоминали свой личный опыт; они лучше понимали свои переживания : «...если фильм соответствует возрасту ребенка, киноэкран приобретает функцию зеркала, которое отображает, усиливает и возвращает самоощущение...» [c. 44].

2) В мультфильме не соответствующему возрасту идентификация происходит на основе внешних формальных признаков; дети воспринимали сюжет отстраненно, не использовали свой личный опыт.

Остаётся не выясненным вопрос о причине привлекательности мультфильмов не соответствующих возрасту. Авторы статьи предполагают, что это следствие ярких сенсорных стимулов, быстро сменяющих друг друга.

Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками / Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. // Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 33—45.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/181.html