
Екатерина
Мультфильмы — важная составляющая детской субкультуры. Современные дошкольники проводят много времени перед телевизорами и компьютерами, наблюдая за любимыми персонажами мультфильмов. Значение мультфильмов для дошкольников не требует доказательств. «Хороший мультфильм дает возможность проживания различных чувств, стимулирует к осознанию своего опыта и включению его в продукты детского воображения» [С. 34]. Однако вопрос о восприятии мультфильмов остаётся не решённым.
Исследователи Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Н.Ю. Матюшкина и С.Ю. Смирнова решили восполнить этот пробел.
В пятом номере журнала «Вопросы психологии» от 2014 году опубликована статья под названием «Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками».
Для изучения особенностей восприятия мультфильмов дошкольниками экспериментаторы выбрали два популярных мультфильма: «Варежка» и «Бен 10».
Мультфильм «Варежка» рассказывает о девочке, которая мечтала о собаке. Не имея возможности получить желаемое, девочка воображает себе друга из обычной варежки… В мультфильме нет ни одного слова, смысл картины передается выразительными действиями героев и музыкой.
Мультфильм «Бен 10» повествует о мальчике, который обладал фантастическими способностями к превращению и боролся с мировым злом. В мультфильме много диалогов и абстрактных терминов.
Гипотеза исследования: существуют принципиальные различия в восприятии мультфильмов, соответствующих и не соответствующих возрасту.
Задача исследования: сравнить особенности восприятия мультфильмов соответствующих и не соответствующих возрастным особенностям дошкольников.
Участники эксперимента: дети от 5 до 7 лет (30 человек).
Просмотр мультипликационных фильмов осуществлялось в небольших группах по 4—5 человек.
Методики исследования:
1) Интервью: после просмотра взрослый задавал детям 10 вопросов о сюжете, о появлении новых героев, об эмоциональном фоне мультфильма (грустный/веселый, добрый/злой и т.д.), о мотивах и характерах героев, об отношении ребенка к героям мультфильмов.
2) Методика Дж. Келли направлена на исследование личностных конструктов. Методика проводилась для выявления идентификации с персонажами мультфильма, а также для определения значимых связей между персонажами. Выбирались пять героев, изображенных на карточках, из каждого мультфильма. Кроме того, была карточка с изображением с «Я». После просмотра фильмов детям предлагались группа карточек из 3-х штук. В каждый комплект входила карточка «Я». Ребенка спрашивали, кто из этих персонажей лишний. Особый интерес представлял случай, когда ребенок объединял персонажа с собой (карточка «Я»).
3) Рассказ по картинке: дети придумывали продолжение мультфильма, опираясь на изображение ключевых сцен.
Все методики проводились индивидуально.
Результаты исследования
Интервью
После просмотра фильма «Варежка» дети:
1) на вопрос экспериментатора «Про что этот фильм» отвечали, называя его события; в 83% случаев дети называли одно и более событие;
2) понимали, откуда появился новый персонаж (красная собачка);
3) оценивали эмоциональный фон фильма, приводя конкретные примеры, аргументировали;
4) понимали мотивы поведения персонажей (например, почему мама подарила в конце фильма дочке настоящую собаку);
5) назвали основных персонажей; 42% перечислили всех персонажей;6) размышляя о причине привлекательности любимого персонажа, называли его черты характера.
После просмотра мультфильма «Бен 10» дети:1) только в 31% случаев назвали одно и более событие; 34% детей назвали события, которых не было в фильме;
2) только в 43% случаев понимали появление новых персонажей (превращения главного героя);
3) оценивали картину как «весёлую» (74%) и грустную (14%);
4) в большинстве случаев не могли назвать мотивы поступков поведения героев (только 12% детей справились с этой задачей);
5) не могли вспомнить всех персонажей, только половина из них смогла назвать основных героев, некоторые назвали несуществующих героев (44%).
6) объясняли привлекательность главного героя не чертами характера, а его сверхъестественными способностями.
Таким образом, дети дошкольного возраста более точно понимают сюжет мультфильма «Варежка».
Методика Дж. Келли (идентификация с персонажами): после просмотра фильма «Варежка» дети идентифицируют себя с героями на основе узнавания и осознания действий и переживаний; после просмотра фильма «Бен 10» дети идентифицируют себя с героями на основе формально-объектных признаков (мы — люди, мы — девочки (мальчики)).
Методика "Закончи историю по картинке"
Рассказы после просмотра фильма «Варежка» были длиннее, чем после просмотра фильма «Бен 10», более оригинальны, в рассказах детей присутствовала авторская позиция (личный опыт). Рассказы по мультфильму «Бен 10» были не понятными и малосвязными, дети использовали непонятные им термины (генетический и т.д.).
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Мультфильм, соответствующий возрасту, более понятен детям 5—7 лет; рассказы детей после просмотра этого мультфильма были более длинными и оригинальными, следовательно, он больше располагает к творчеству; дети вспоминали свой личный опыт; они лучше понимали свои переживания : «...если фильм соответствует возрасту ребенка, киноэкран приобретает функцию зеркала, которое отображает, усиливает и возвращает самоощущение...» [c. 44].
2) В мультфильме не соответствующему возрасту идентификация происходит на основе внешних формальных признаков; дети воспринимали сюжет отстраненно, не использовали свой личный опыт.
Остаётся не выясненным вопрос о причине привлекательности мультфильмов не соответствующих возрасту. Авторы статьи предполагают, что это следствие ярких сенсорных стимулов, быстро сменяющих друг друга.
Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками / Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. // Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 33—45.