
Екатерина
Современный мир меняется стремительно. Ускоряется темп жизни, человек вынужден быстро реагировать на изменяющиеся условия. Перед ним встают задачи, которые необходимо решать нестандартным способом. Это может сделать человек, обладающий гибким мышлением.
Гибкость мышления не так давно стала предметом научного изучения. Исследований, посвященных этой проблеме — единицы. Докторская диссертация Е.С. Ермаковой под названием «Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста» восполняет этот пробел.
Актуальность исследования, с точки зрения Е.С. Ермаковой, заключается в разработке педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, в том числе, гибкого мышления. Однако, если особенности проявления гибкого мышления были изучены, то психологический механизм формирования гибкости мышления изучается впервые.
Под гибкостью мышления Е.С. Ермакова понимает возможность «смены интерпретации объекта (его свойств, функций, значений) в зависимости от условий задачи». И далее: «Гибкость проявляется в целесообразном варьировании способов действий при разрешении проблемной ситуации».
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ развития и формирования гибкости мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования — продуктивное мышление ребенка.
Предмет исследования — основные психологические закономерности развития и формирования гибкости продуктивного мышления детей.
Автор выдвигает 5 гипотез. Некоторые из них:
- Психологический механизм развития гибкости продуктивного мышления заключается в овладении ребенком адекватными образными и знаковыми средствами и действиями с ними». Под образными средствами автор понимает комплексные и диалектические представления.
- Гибкость продуктивного мышления развивается в пределах нормативных и диалектических структур.
- Сначала ребенок овладевает образными средствами гибкого мышления, а только затем — знаковыми, вначале на нормативном уровне, а затем на диалектическом.
В исследовании приняло участие 1002 ребенка в возрасте от 4 до 15 лет.
В первой главе «Проблема гибкости продуктивного мышления и ее развития у детей» автор рассматривает различные точки зрения на проблему гибкости мышления и особенности его проявления. Гибкость мышления рассматривается как свойство, противоположное ригидности. В своих работах проблему гибкости мышления затрагивали: М. Вертгаймер, К. Дункер, Г. Ах, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Д.Г. Богоявленская, Л.А. Венгер, Ж. Пиаже и др.
Во второй главе «Опосредствование как психологический механизм гибкости продуктивного мышления» раскрывается понятие «средство» в психологии, рассматриваются средства гибкого мышления.
Проанализировав проблему средства в психологии, Е.С. Ермакова приводит к выводу, что «средство, понимаемое как субъектно-объектный посредник, дает возможность такого отражения ситуации, которое характеризуется выходом за пределы заданного контекста и позволяет видеть ситуацию многоаспектно» [1, c. 16].
Исследователь выделяет следующие средства гибкого мышления: комплексные и диалектические представления (образные средства), а также многозначные слова и слова-антонимы (вербальные средства).
Комплексные представления — «…образы, в которых объекты отражаются в совокупности их свойств и отношений…». «В рамках такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к анализу других его свойств, проявляя гибкость мышления. Именно наличием комплексных представлений обеспечивается возможность выделения в объекте латентных свойств…»[2, С. 125].
Диалектические представления служат основой диалектической гибкости. Это средство гибкого мышления, которое позволяет отражать противоположные свойства объекта: «Возникает новое образное средство гибкости мышления, названное нами диалектическим представлением, которое отражает противоположные свойства, отношения объекта в зависимости от диалектической позиции, принятой субъектом» [1, с. 23].
Третья глава «Психологические закономерности развития гибкости продуктивного мышления как многоуровневого свойства интеллекта» посвящена описанию этапов и закономерностей развития гибкости мышления. Механизм формирования гибкости мышления заключается в целенаправленном развитии образных и знаковых средств и мыслительных действий вначале нормативного, а затем диалектического уровней.
Е.С. Ермакова разработала методики диагностики способности детей к выявлению свойств объектов и использованию их в зависимости от контекста. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети дошкольного уровня находятся на низком уровне развития нормативной и диалектической гибкости мышления. При анализе данных эксперимента исследователь пришла к выводу, что диалектическая гибкость формируется на основе диалектической: «Прежде чем отражать противоположные свойства и отношения объектов, необходимо уметь выделить их различные свойства в зависимости от контекста мыслительной задачи, то есть не сами по себе, а в системе связей объекта…» [автореферат, с. 26].
Изучен процесс развития комплексных представлений в онтогенезе. Возможность оперировать комплексными представлениями появляется у детей в 4—5 лет. Комплексные представления развиваются в сторону образования обобщений. Данный процесс начинается в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте наблюдается резкий скачок обобщения комплексных представлений и наиболее полного своего развития данный процесс достигает в подростковом возрасте.
В четвертой главе «Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста» излагается методика развития гибкости мышления у детей, которая заключается в целенаправленном формировании нормативной и диалектической гибкости. Чтобы у ребенка сформировалась нормативная гибкость необходимо развитие 4-х типов мыслительных действий: уподобляющие, абстрагирующие, обобщающие и действия адекватной интерпретации. Основной единицей обучения явилось создание проблемной ситуации.
Выводы
Анализируя подход Е.С. Ермаковой к проблеме гибкости мышления детей, я сделала следующие выводы:
Гибкость мышления — многоуровневое свойство интеллекта.
- Существует два уровня развития гибкости мышления: нормативный и диалектический.
- Диалектическая гибкость мышления формируется на основе нормативной, следовательно, в онтогенезе появляется позже.
- На нормативном уровне ребенок использует такие средства как комплексные представления и многозначные слова.
- На диалектическом уровне развития гибкости мышления ребенок использует диалектические представления и слова-антонимы.
- Гибкость мышления дошкольников можно развивать в специально-организованных условиях. Для этого необходимо развивать гибкость сначала на нормативном, а затем на диалектическом уровнях.
Использованная литература:
- Ермакова Е.С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. — СПб, 2006. — 44 с.
- Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 124—130.