
Екатерина
Статья М.А. Москачевой, А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаракян «Алексетимия и способность к эмпатии» посвящена изучению взаимосвязи между алекситимией и способностью к эмпатии, т.е. способностью эмоционально откликаться на переживания и обстоятельства других людей.
Термин «алекситимия» был введен J.Nemiah и P.Sifneos в 1972 году.
Алекситимия — это затруднения в понимании и распознавании своих эмоций и в их вербализации. Первые исследования были направлены на поиск взаимосвязи между алекситимией и различными заболеваниями, такими как наркомания, алкоголизм, тревожные и депрессивные расстройства.
Современные исследования направлены на рассмотрение взаимосвязи социального познания с алекситимией. Эмоциональный интеллект, как составная часть социального познания, позволяет человеку понимать свои и чужие эмоции, а также управлять эмоциональными состояниями. В настоящее время наблюдается недостаток исследований, касающихся изучения взаимосвязи между алексетимией и эмпатией, как составляющей социального познания, и точным распознаванием эмоций.
Актуальность исследования М.А. Москачевой, А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаракян определяется недостатком отечественных работ, изучающих характер взаимосвязи между параметрами алекситимии и параметрами эмпатии, а также противоречиями в имеющихся исследованиях. Кроме того, остается нерешенным вопрос о том, ограничивается ли алекситимия только неспособностью понимать свои эмоции или же она распространяется и на способность считывать эмоции собеседника.
Цель исследования — установление связей между алекситимией и способностями к разным формам эмпатии (эмоциональной и когнитивной), и точному распознаванию эмоций другого человека. Эмоциональная эмпатия — «эмоциональная реакция на переживания и обстоятельства других людей» [1, С. 100].
Когнитивная эмпатия — это «умение «считывать» мысли другого человека и рассматривать различные ситуации и явления с его ментальной позиции [1, С. 101].
Гипотеза исследования состоит в том, что существует отрицательный характер связи между алекситимией, с одной стороны, и эмпатическими способностями с другой, т.е. другими словами человек, плохо понимающий свои эмоции неспособен сочувствовать другим людям.
Было обследовано 90 человек, среди которых 48 мужчин и 42 женщины, средний возраст которых — 27,8 лет.
В исследовании было применено несколько методик. Уровень алекситимии определялся с помощью Торонтской шкалы алекситимии TAS-26. Он измеряет четыре параметра алекситимии: способность к осознанию эмоций и различению их с телесными ощущениями, способность к вербализации эмоций, воображение/фантазирование и экстернально-ориентировочное мышление.
Тест на эмоциональный словарь H. Krystal оценивал запас слов для описания эмоциональных переживаний. Способность к эмпатии фиксировалась при помощи методики на диагностику эмоциональной эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна, которая измеряет такие формы эмоциональной эмпатии как подверженность эмоциональному заражению, сильно выраженная эмоциональная чувствительность, понимание и уважение чувств других людей, эмоциональный отклик на чужой положительный или отрицательный опыт, готовность «включаться» в проблемы других людей и сочувствие.
Методика на распознавание эмоций по мимике Л.И. Тоом направлена на понимание эмоций других людей. Испытуемому предлагается 18 фотографий, на которых женщина испытывала разнообразные эмоции (радость, гнев, печаль, презрение, удивление и страх разной степени интенсивности).
Когнитивная эмпатия диагностировалась с помощью модифицированного теста А.Б. Холмогоровой «Методика определения понятий для Другого».
Полученные данные были обработаны в программе SPSS Statistics 20 с помощью корреляционного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе исследования психологи получили следующие данные.
Результаты корреляционного анализа показали, что чем богаче у испытуемого эмоциональный словарь, тем у него выше эмоциональная эмпатия, т.е. он способен не только заражаться чужими эмоциями, но и эмоционально откликаться на них и сочувствовать. Люди с богатым эмоциональным словарем лучше распознавали эмоции, в том числе такие сложные как удивление и презрение.
Выявлена положительная корреляция между параметром методики TAS-26 «осознание своих чувств и их различение с телесными ощущениями» и эмоциональным заражением, что говорит о том, что люди с высокими показателями алекситимии способны проявлять эмпатию только низкого уровня, т.е. через эмоциональное заражение. Другой параметр методики TAS-26 «воображение/фантазирование» положительно связан с параметром «готовность включаться в проблемы других». Полученный результат исследователи интерпретируют бедностью внутренней жизни и потребностью наполнить её через участие в жизни других людей.
Несмотря на то, что у лиц с высоким уровнем алекситимии понижена способность к эмоциональной эмпатии, способность к когнитивной ее форме не нарушена.
Люди с низким уровнем алекситимии понимали не только свои эмоции, но и распознавали чужие, точность распознавания эмоций у них выше, чем у людей, плохо осознающих свои эмоции. Поэтому авторы статьи делают вывод, что алекситимия это не только неспособность распознавать свои эмоции, но и неспособность понимать чужие, т.е. более масштабное нарушение.
Уровень когнитивной эмпатии у людей с высоким и низким уровнем алекситимии был приблизительно одинаковым. Таким образом, алекситимия не влияет на способность человека учитывать позицию другого человека, а влияет лишь на способность интерпретировать эмоциональные стимулы.
В результате исследования были сделаны следующие выводы.
Подтверждена гипотеза об отрицательном характере взаимосвязи между алекситимией и эмпатией. Однако взаимосвязь обнаружена только между алекситимией и эмоциональной эмпатией. Между когнитивной эмпатией и алекситимией взаимосвязи не обнаружено: уровень когнитивной эмпатии приблизительно одинаковый у лиц как с высокими показателями алекситимии так и с низкими.
Для испытуемых с высокими показателями алекситимии характерен низкий уровень эмпатии, проявляющийся в основном в форме эмоционального заражения, дефиците умения понимать чувства окружающих. Испытуемые плохо распознавали эмоции других людей по их мимике, особенно эмоции презрения и удивления.
Алекситимия представляет собой не просто неспособность понимать свои эмоции, но и более генерализованное нарушение импрессивной способности — умения понимать эмоциональные состояния других людей и сопереживать им.
1. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Н.Г. Гаракян. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. — 2014. — № 4. С. 98-112