
Екатерина
Добрый день, уважаемые читатели блога. В сегодняшнем обзоре мы обсудим книгу Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым : принцип преемственности». Дословно книга переводится как «Концепция континуума : в поисках потерянного счастья» (The continuum concept : in search of lost happiness).
Жан Ледлофф два с половиной года жила с индейцами племени екуана в лесах Латинской Америки. Живя с ними в одной деревне, она обратила внимание на то, что все жители деревни жизнерадостные, а со своими детьми у них нет проблем – они не капризничают, не хулиганят, а спокойно играют друг с другом. Наблюдая за их жизнью, она сформулировала рекомендации, которые помогут родителям современного общества вырастить детей счастливыми. В данной статье я приведу основные из них.
На протяжении тысяч лет новорожденный и мать не разлучались после родов. В последнее столетие ситуация сильно изменилась. Ребенок после рождения испытывает стресс, страдание и сильнейшую тоску по матери, так как его относят в бокс для новорожденных, где он находится в одиночестве в течение многих часов. У ребенка нет понимания будущего, он живет только настоящим, у него нет надежды на то, что кто-то придет и возьмет его на руки. Он страдает. А все, что ему нужно – это быть рядом с матерью. На руках у матери, ему было бы проще адаптироваться к внешнему миру, так как он помнит ритм сердца матери, ритм ее дыхания. После возвращения матери и ребенка домой ситуация меняется не существенно. На момент написания книги, а это приблизительно семидесятые-восьмидесятые годы, дети находились в кроватке и плакали, так как педагоги тех времен рекомендовали не брать часто на руки ребенка, а переждать, когда он успокоится. Но так как у ребенка не было еще понятия времени, то он жил в «сейчас». Он снова страдал.
Жан Ледлофф обратила внимание, что младенцы племени екуана практически всегда находятся на руках у матери, чем бы она ни была занята: шитьем одежды, готовкой, уборкой, стиркой в реке. Если в деревне происходили вечеринки, то младенцы участвовали и в них: мать танцевала, а он держался за повязку на теле матери. То есть ребенок с рождения участвовал во всех деятельностях взрослых. Таким образом он получал необходимые ему ощущения: зрительные, двигательные, тактильные. Жизнь у младенца таким образом была динамична. Он все время был в движении. Он познавал темп жизни. Мать могла передать ребенка другому человеку, тогда ребенок познавал новые ощущения, новые запахи, новую температуру тела, новый голос.
Жан Ледлофф говорит о том, что ребенка младенческого возраста нельзя избаловать частым ношениям на руках. Она называет этот возрастной этап ручным периодом, который длится до шести-восьми месяцев, до тех пор, пока ребенок не начнет ползать. «Миллионы лет матери сразу же после рождения прижимали к себе своих детей» [1]. Поэтому на генетическим уровне ребенок всем своим телом ожидает материнских прикосновений. Все его ожидания, которые сформировались в течение миллионов лет эволюции, удовлетворяются. Ребенок племени екуана ожидает именно такой динамичной жизни, потому что так жили его предки и это записано у него в генах.
Жизнь ребенка современного общества абсолютно противоположна. Его жизнь ограничена. Он много времени проводит в кроватке, пока мать занята своими делами. Его ожидания не оправдываются. Но у этого выбора есть печальные последствия. Так, неуверенность в себе, ненависть к себе, чувство тревоги, беспокойство, а также наркомания и алкоголизм, преступления – это последствия недополучения ручного опыта. «Ненависть к себе, возникающая из-за недополученного в младенчестве чувства собственной правильности, является основой для необъяснимой ненависти к окружающим» [1]. «Вряд ли в людях, чьи ожидания континуума были удовлетворены, будут возникать антисоциальные, другими словами преступные мотивы» [1]. Хотя, в последние десятилетия ситуация начала меняться, в моду входят слинги, которые позволяют современным матерям вести активную жизнь.
Таким образом, первая рекомендация заключается в ношении ребенка на руках первые полгода и в динамичном его участии в жизни взрослого человека, точнее, в его присутствии при этом. Только пройдя полную зависимость от матери ребенок обретает независимость. Ручной период очень важный этап для развития личности ребенка.
Следующая рекомендация касается возраста постарше, когда дети начинают ползать. Дети племени екуана познавали окружающий мир, и только периодически возвращались к матери, но чем старше они становились, тем реже они прибегали к поддержке своих матерей. Если потребность в постоянном контакте с матерью была удовлетворена, то ребенок начинал жизнь за счет своей энергии, обращаясь к матери только в экстренных ситуациях. Если ребенку нужно было внимание матери, он подползал к ней, мать не бросала свои дела, она позволяла быть ребенку рядом столько, сколько ему нужно, брала его на руки, но не оставляла своих дел. «Она никогда не вступает первая в общение с ребенком и участвует в этом общении пассивно… Она с готовностью исполняет его желания, но и только» [1].
Родители детей племени екуана перекладывали на ребенка ответственность за жизнь последнего. «Когда малыш покидает руки матери и начинает ползать, бегать на четвереньках и ходить, никто даже не пытается вмешаться и «защитить от опасностей»[1]. С точки зрения автора, у ребенка нет суицидальных наклонностей. В джунглях, в которых жила автор с племенем екуана, много потенциальных опасностей: крокодилы в реках, сильные течения, стрельба из лука без всякой техники безопасности, сами джунгли, в которых можно пораниться или заблудиться, а также, игра у горячего очага в доме, игра с острыми ножами, но при ней произошел только один случай ранения стрелой. Автор хочет сказать, что если детям передать ответственность за жизнь, верить, что ребенок в безопасности, то так и будет. И, наоборот, ребенок у тревожной матери, будет бессознательно реализовывать ожидания матери и попадать в угрожающие жизни ситуации. Эту рекомендацию тяжелее всего выполнить родителям цивилизованного общества.
Для подтверждения своих слов автор приводит случай, который произошел в городе Среднего Запада. Произошел сильный снегопад. Машины не могли ехать. Начальник пожарной охраны выступил по телевидению с просьбой проявить осторожность. В результате количество пожаров сократилось в четыре раза. Когда улицы расчистили, количество пожаров выросло до прежнего уровня.
Другой пример автора. Токио – город с высокой пожароопасной ситуацией, так как дома на момент написания книги были построены из картона и дерева, частота пожаров была ниже, так как жители понимали, что пожарным машинам очень тяжело было бы добираться до очага возгорания по узким улочкам.
Матери придется, насколько возможно, поверить в способность ребенка заботиться о своей безопасности. Не каждая мать сможет позволить ребенку свободно забавляться острыми ножами и огнем или играть рядом с речками и прудами, хотя екуана даже не задумываясь это позволяют: они знают об огромных способностях детей к самосохранению. Но чем меньше ответственности за безопасность ребёнка будет брать на себя мать в нашем обществе, тем быстрее и полноценнее ребенок станет независимым… именно ребенок должен стать инициатором общения».
Таким образом, автор считает, что ребенок способен быть осторожным. И нужно только довериться инстинкту самосохранения самого ребенка. Ребенок способен избежать опасности. Общение между детьми и взрослыми в племени было минимальным и сводилось к простым фразам. Но дети много общались с ровесниками и чем была больше разница в возрасте между детьми, тем меньше общения было между ними. Дети наблюдали и слушали, как общаются взрослые между собой, но в общение не вступали. Таким образом, дети впитывали ту информацию, которую могли, без нотаций и нравоучений, осваивали доступные их уровню развития понятия.
Взрослые почти не обращали на них внимания, они были заняты своими делами, обсуждали вопросы, которые им были интересны, а дети воспринимали информацию настолько насколько могли. «Ребенок постоянно находится рядом с родителем, не обращающим на него чрезмерного внимания. Он просто наблюдает окружающий мир и жизнь своего родителя, находясь в полной безопасности на его руках» [1].
Можно ли восполнить недополученный опыт? Автор отвечает утвердительно. Она утверждает, что неудовлетворенные потребности можно удовлетворить в любом возрасте, даже во взрослом. Физический контакт, поглаживания уже подросшего ребенка, так называемые «обнимашки», сидение на коленях у родителей, помогают восполнить этот пробел у подросших детей. Автор рекомендует брать ребенка с собой в кровать спать. Когда ребенок доберет недостающее, он сам уйдет спать в свою отдельную кровать. Восполнить опыт ручного периода помогают и медитации, йога, повторяющиеся действия, например, чтение молитв 50 раз. Более подробно о том, как восполнить данный возрастной период в любом возрасте можно почитать в книге Ж. Ледлофф.
Мы ведем образ жизни, который не соответствует тому, который подготовила нам эволюция. «Нам необходимо осознать, что, если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки сотни и тысяч лет, наши малыши обязательно будут спокойными, мягкими и нетребовательными» [1]. Прежде всего это касается удовлетворения младенческой потребности в материнском тепле, постоянный физический контакт с ней в первые шесть-восемь месяцев, динамичность, доверие способности ребенку к самосохранению и многое другое, о чем можно узнать, прочитав эту замечательную книгу. Очень рекомендую.
Литература:
1. Ледлофф Ж. Как вырастить ребёнка счастливым : принцип преемственности. – 5-е издание. – Москва : Генезис, 2008. – 207 с.