
Полина
Добрый день! Сегодня я хотела бы предоставить Вашему вниманию книгу «Лесенка радости» Ольги Владимировна Хухлаевой. Эта книга была написана как методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. В данной книге представлены принципы психопрофилактики и психокоррекции негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Книга включает в себя 3 блока: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, а также рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также задачи психокоррекции.
Основной задачей эмоционального блока является формирование у детей эмоциональной децентрации. Эмоциональная децентрация – способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе формирования личности появляется к концу дошкольного возраста. (Бреслав Г. М.)
Вторая, не менее важная задача, которую выделяет автор – профилактика психосоматических заболеваний. Хухлаева выделяет несколько этапов работы с эмоциями:
Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями, которое включает
Первичное знакомство с чувствами, на примере рассказа или эпизода из сказки, в котором герой испытывает какое-то чувство. Детям предлагается угадать это чувство, а также вспомнить другие эпизоды из сказок, где герой испытывает такое же чувство.
Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств. Здесь работа начинается с предъявления детям изображения, ан котором человек испытывает какое-либо чувство.
Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
Работа психолога на этом этапе заключается в беседе о том, что один и тот же человек в одно время может совершать плохие поступки, а в другое – хорошие. Детям предлагается придумать ситуации, в которых изучаемое чувство совершает хорошие или дурные поступки, а также нарисовать эти проявления.
Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
Обучение детей умению владеть своими чувствами, на примере чтения рассказа и его дальнейшего обсуждения.
Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях, анализируя рассказ, в котором описываемая ситуация должна быть конфликтной, где герои неправильно понимают эмоции друг друга. Детям предлагается найти ошибки в понимании эмоций и придумать хорошее окончание к рассказу.
Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя, с помощью беседы, в которой обсуждается как изменить неприятные чувства. Чтобы ответить на этот вопрос, детям читается сказка.
Основной задачей когнитивного блока является формирование у детей самосознания личности. Самосознание личности – психологическая структура, представляющая собой такое единство, которое находит выражение в каждом из своих звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности, социальное пространство личности. (Мухина В. С.) В данном блоке упор делается на игры-упражнения, направленные на снятие депривации данных звеньев самосознания.
Основной задачей поведенческого блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей. Адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека. Адекватное ролевое развитие – умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и ролевой криативностью. (Я. Морено). В поведенческом блоке ведущий рассказывает детям сказку, где присутствуют отрицательные персонажи (Змей Горыныч, Баба-Яга и др.), повествует о конкретном персонаже и предлагает ребенку побыть таким же, как этот персонаж. Далее ведущий актуализирует светлое начало в персонаже – его полезные свойства. Также ведущий предлагает нарисовать персонаж таким, чтобы с ним можно было подружиться.
Методика «Лесенка радости» одна из наиболее интересных методик, в области психологии развития. Расскажите использовали ли Вы данную методику, насколько содержательна она на Ваш взгляд? Какие еще методики Вы использовали для работы с эмоциями и чувствами?