
Полина
Добрый день, сегодня я хотела бы рассказать Вам о малоизвестной методике исследования центральной структуры личности – личностной направленности – в младшем школьном возрасте.
Автор методики Брагина М. А.
В книге Брагиной М. А. «Методика исследования направленности личности младшего школьника» представлены 3 главы:
1. Понятие о направленности личности;
2. Особенности направленности личности младшего школьника;
3. Экспериментальное исследование направленности личности школьника;
а также приложение.
Первая глава повествует о взаимосвязи подструктур личности, таких как: направленность, опыт, особенности психических процессов и биопсихические свойства. Кроме того, рассматриваются отношения в личности биологического и социального, врожденного и приобретенного.
Вторая глава описывает методику изучения направленности личности младшего школьника. Методика ориентирована на выявление основных типов направленности личности у младших школьников.
Материал: набор картинок (24–26 шт.), формат картинок – 10х10. На каждой изображен в черно-белом исполнении какой-нибудь единичный знакомый предмет.
Ход эксперимента: эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из двух частей.
В первой части эксперимента ребенку показывают любые несколько картинок, по одной, и просят к каждой картинке придумать какое-либо предложение. Если ребенок испытывает затруднения, экспериментатор дает несколько примеров предложений.
Во второй части эксперимента экспериментатор выкладывает перед ребенком весь набор рисунков и предлагает выбрать любые из картинок и придумать к ним предложения.
В течении всего эксперимента тщательно фиксируется ответы ребенка, длина пауз, если они были и его манера обращения с картинками. На протяжении всего эксперимента психолог подбадривает ребенка.
Анализ полученных данных: анализ проводится по 3 критериям:
- Особенности поведения и отношения к заданию и экспериментатору
- Содержательный анализ ответов
- Анализ языковых особенностей
Методика будет интересна студентам и специалистам, работающим в области детской психологии, а также школьным психологам. Данная методика проводится индивидуально, что крайне важно для определения направленности личности, т.к. индивидуальный подход уменьшает тревожность ребенка, а также осуществляет больше возможностей для воображения.
Использовали ли Вы данную методику в своих исследованиях?