Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

24.11.2010 11:27

Существовало много предпосылок, исторических, социальных и политических, для развития психологии в России в 20—30 гг.

Именно в этот период в отечественной психологии были разработаны крупнейшие концепции: культурно-историческая теория Л. С. Выготского, субъектно-деятельностная психология С. Л. Рубинштейна, психология деятельности А. Н. Леонтьева, психология установки Д. Н. Узнадзе.

Одним из направлений прикладной психологии, переживавших в 20-30-е гг. в СССР бурное развитие, была психотехника. Её теоретиками и организаторами были Шпильрейн И. Н. и его ученик и последователь Геллерштейн С. Г., а также Василейский С. М., Мандрыка А. М. и др. В рамках психотехники с целью рационального использования трудовых ресурсов по существу успешно развивалась отечественная психология труда. Основными проблемами исследования были профотбор, профподбор, профконсультация, утомление и повышение работоспособности человека и др.

В 20-х гг. Бернштейн выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда. Также изучалась проблема управления движением со стороны мозга. Биомеханические исследования стали фундаментом концепции построения движений и физиологии активности, оказавших значительное влияние на развитие психологии.

В 30-х гг. начинается свертывание работ по психотехники, закрываются журнал «Советская психотехника» и психотехнические лаборатории.

Другой областью развития советской психологии в это время было образование и воспитание. Теоретическую базу составила педология – новая наука о детском возрасте, изучающая все стороны развития ребенка. Практическая работа педологической службы развернулась в школе. Проблемами теории педологии как науки занимались Выготский Л. С., Басова М.Я., Блонский П. П. и др., также выходит научный журнал «Педология». В 1936 г. Педология подверглась резкой критике со стороны правительства и была упразднена.

В Московском психологическом институте проводились психофизиологические исследования в области зрительных ощущений, которыми занимались Краков С. В. и Теплов Б. М.

В развитии взглядов Бехтерева В. М. произошел переход от объективной психологии к рефлексологии. Развивалась рефлекторная теория Павлова И. П., которая в дальнейшем стала основным и определяющим фактором для развития естественно-научной психологии в России. Ухтомский А. А. выпускает учение о доминанте.

В области методологии исследованиями занимается Ивановский В. Н. В исследованиях изучаются проблемы научно-исторического познания, рассматривается специфика научной точки зрения как высшей степени познавательной деятельности человека, выявляются основные тенденции в развитии научной и философской мысли с IX-X вв. до нашего времени.

В 20-е годы получили распространение поведенческие концепции, основными представителями этой концепции являются Блонский П. П. и Басов М. Я. Главным предметом исследования было развитие личности ребенка, детская психология. Узнадзе Д. Н. основатель психологии установки.

Выготский Л. С. создал культурно-историческую теорию общественно-исторического развития психики человека, которая получила дальнейшее развитие в трудах Лурия А. Р., Гальперина П. Я., Эльконина Д. Б. и др. Также Выготский Л. С. занимался изучением детской и общей психологии, дефектологии, психологии искусства, методологией, историей психологии и др.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/57.html