Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

13.12.2010 00:00

Жозефина Ильинична Шиф (1904—1978) — профессор, доктор психологических наук, видный ученый, психолог и дефектолог.

Жозефина Ильинична Шиф была одним из создателей особой области психологии – специальной психологии.

Начав свою трудовую деятельность учителем начальных классов массовой школы, Ж. И. Шиф проявила интерес к исследовательской работе. Под руководством Л. С. Выготского она защитила кандидатскую диссертацию и издала книгу «Развитие научных понятий у школьника (1935).

В дальнейшем, став одним из ведущих сотрудников НИИ дефектологии, Ж. И. Шиф занималась общими вопросами специальной психологии, проблемами обучения и развития аномальных детей, особенностями формирования речи и мышления глухих и умственно отсталых школьников.

Научные интересы Шиф Ж. И. сосредоточены в области решения проблем обучения и психического развития аномальных детей. Особое внимание она уделяла изучению формирования речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии.

В 1941—1942 г., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, Ж. И. Шиф заведовала Методическим кабинетом детских домов и вела активную деятельность по организации детских домов для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады.

По возвращении в Москву она участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений.

В своей научной деятельности Жозефина Ильинична Шиф сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, что делало ее теоретические исследования актуальными для практического обучения.

Ж. И. Шиф опубликовала свыше 80 работ по специальной психологии. Среди наиболее выдающихся работ следует особо отметить книгу «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» — фундаментальный вклад в сурдопсихологию. Это исследование весьма значимо для психологической науки в целом, и, прежде всего, для разделов детской и педагогической психологии.

Важную часть научной деятельности Ж. И. Шиф составила совместная с коллегами работа над подготовкой одного из томов Собрания сочинений Л. С. Выготского.

Много внимания Ж. И. Шиф уделила изучению таких вопросов, как развитие умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка, сенсорные предпосылки овладения речью, «аграмматизмы» глухих, их отношение к овладению словесной речью. Ею был установлен ряд особенностей, отличающих мышление глухих детей: приближенный характер грамматического оформления речи, своеобразие обобщения ими чувственно воспринимаемых объектов, позднее достижение категориального уровня обобщения и др.

Ж. И. Шиф углубленно изучала динамику отношений между развитием мышления глухих и усвоением ими языка, определяла влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся.

Под непосредственным руководством Ж. И. Шиф и при ее участии на протяжении многих лет работала лаборатория олигофренопсихологии.

В результате проведенных исследований был создан ряд широко известных в дефектологических кругах книг. К их числу относятся: «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы» (1961), «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы (1965), «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» (1972) и др.

Жозефина Ильиничну Шиф известна не только как автор и редактор большого числа книг и статей, но и как прекрасный педагог. Ее лекции по психологии глухих и умственно отсталых детей неизменно пользовались большой популярностью среди студентов-дефектологов, учителей и воспитателей школ для глухих и вспомогательных школ. Ж. И. Шиф с большим успехом выступала с основными докладами на отечественных и международных психологических и дефектологических съездах и конгрессах.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/58.html