Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

05.09.2011 23:00

Первые упоминания состояния, которое позднее было названо выученной беспомощностью можно встретить у И. П. Павлова при описании формирования экспериментальных неврозов у собак.

В журнале "Вопросы психологии" №1 за 2009 год опубликована статья на данную тему, которая называется "Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей". Автор — Д. А. Циринг.

Выученная беспомощность возникает вследствие неконтролируемости и непредсказуемости негативных событий, когда действия не приводят к желаемым результатам, и проявляется в нарушениях эмоциональных, мотивационных и когнитивных процессов.

Ожидание неконтролируемого результата часто приводит к тому, что человек не предпринимает попыток изменить к лучшему, воспринимает происходящее как неизбежное и не поддающееся его контролю.

Следует различать ситуативную и личностную беспомощность.

Ситуативная беспомощность возникает как временная реакция на травмирующее неподконтрольное субъекту события — это состояние выученной беспомощности в ее классическом понимании.

Личностная беспомощность представляет собой сложное устойчивое образование, формирующее процесс развития человека под влиянием взаимоотношений с окружающими.

Личная беспомощность включает в себя:

  1. Ряд личностных особенностей;
  2. Пессимистический атрибутивный стиль;
  3. Невротические симптомы;
  4. Специфические особенности на уровне поведения.

Личностная беспомощность проявляется в:

  1. Замкнутости;
  2. Эмоциональной неустойчивости;
  3. Возбудимости;
  4. Склонности к чувству вины;
  5. Фрустрированности;
  6. Низкой самооценке;
  7. Низком уровне притязаний;
  8. Отсутствии увлеченности каким-либо делом;
  9. Равнодушии;
  10. Пассивности.

На формирование личностной беспомощности большое влияние оказывает семья.

Подход к семье как системе разрабатывался М. Боуэном и вылился в теорию семейных систем.

Семья, в его теории, рассматривается как целостный организм, включающий членов семьи и их взаимодействие, которое определяется структурой, правилами, стереотипными способами реагирования друг на друга и внешний мир. В контексте данной теории, беспомощность стоит изучать как симптом, необходимый системе, выполняющий в ее рамках определенную функцию. При изучении роли семьи в формировании личностной беспомощности особое значение приобретает понятие дифференцированности Я. Недифиринцированность, т. е. слияние эмоций и мышления в рамках семейной системы, означает, что человек легко попадает в эмоциональную зависимость от других членов семьи, не может отделить друг от друга эмоции и разум, собственные эмоции и эмоции значимых для него людей; это неспособность принимать решения, исходя из принципов своего Я.

Беспомощность связана с недостаточно адаптивностью в социуме и свидетельствует о том, что семья, демонстрирующая ее как симптом, является в большей или меньшей степени дисфункциональной.

Супруги, имеющие низкий уровень дифференциованности отличаются сильной потребностью в слиянии, они находятся в эмоциональной зависимости друг от друга, что сопровождается тревогой. Чтобы справиться с тревогой, пара включает в свои отношения третий объект, человека или некоторое занятие, и с его помощью снижает напряжение, увеличивая эмоциональную дистанцию.

Личная беспомощность в первую очередь связана с отсутствием у ребенка собственных внутренних ресурсов для разрешения проблем различного уровня, зависимостью от окружающих, а для родителей она дает возможность проявлять чрезмерную заботу, подкрепляет убеждение последних в том, что их помощь необходима ребенку даже в тех ситуациях, где другие дети справляются самостоятельно.

В другом варианте беспомощность ребенка, его "неспособность" справиться с ситуацией оправдывает для родителей их агрессивное поведение и жестокость.

Авторы статьи выдвигают в своем исследовании следующую гипотезу: личностная беспомощность с большей вероятностью формируется в семьях, имеющих также нарушения в стиле воспитания, которые поощряют у детей низкую дифференцированность.

Испытуемые: 140 детей 8—10 лет, составивших две группы: 67 детей с выявленными признаками личностной беспомощности и 73 ребенка с признаками самостоятельности, а также их родители — 211 человек, из них 64 матери и 38 отцов беспомощных детей и 70 матерей и 39 отцов самостоятельных детей.

Личная беспомощность и самостоятельность диагностировались с помощью методик:

  1. Опросник для диагностики стиля атрибуции у детей ОСАД М. Селигмана;
  2. Детский опросник неврозов В. В. Седнева;
  3. Методика выявления самооценки С. А. Будасси;
  4. Детский вариант личностного опросника Р. Кетелла.

Для диагностики стиля воспитания у родителей применялся опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (ACB) Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса.

Для изучения особенностей межличностных особенностей межличностных отношений детей и их восприятия внутрисемейных отношений использовалась методика Р. Жиля.

По результатам исследования были обнаружены значимые различия в стилях воспитания.

Родители беспомощных детей в большей степени склонны проявлять неустойчивость стиля воспитания.

Различаются и сами стили воспитания. Матери беспомощных детей больше склонны к потворствованию, чаще стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка.

У детей с беспомощностью отцы, наоборот, менее склонны к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что отцовское потворствование воспринимается ребенком как поощряющее самостоятельность, а материнское — как подавляющее ее.

В научной литературе, роль отца в формировании беспомощности и самостоятельности недооценивается. Однако результаты данного исследования подтверждают, что фигура отца, его поведение, отношения с ребенком играют не менее важную роль в формировании личности.

Беспомощность формируется чаще в семьях, где взаимоотношения родителей и детей характеризуются нарушениями в воспитании.

Еще одна категория родителей, у которых вырастают беспомощные дети — это жестокие родители.

Третий стиль воспитания, который встречается чаще остальных — родители с противоречивым стилем воспитания, проявляющие непоследовательность в поощрениях и наказаниях.

По результатам исследования, можно сказать, что беспомощность с большей вероятностью формируется в семьях, выбирающих один из следующих стилей воспитания: использующие доминирующую гиперпротекцию, испытывающие повышенную моральную ответственность, жестокие родители и непоследовательные родители. При сравнении показателей структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи было выявлено, что и матерям, и отцам беспомощных детей свойственно проецировать собственные нежелательные качества на ребенка.

Результаты сравнения показателей работы механизмов семейной интеграции говорят о том, что беспомощность формируется у детей, чьи отцы имеют менее развитые отцовские чувства. Беспомощность у ребенка также формируется, если ребенок приучен к тому, что инициатива не должна исходить от него, что ему отводится пассивная роль, его мнение не имеет решающего значения, родители не позволяют получить опыт ответственности внутри семьи, он не приучен к тому, чтобы оказывать влияние на ход событий — отмечают авторы статьи.

Циринг Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. — 2010. — №5.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/96.html