
Евгения Р.
13 апреля 2018г в МГППУ прошел мастер-класс «Народные игры как средство профилактики девиантного поведения».
Организаторами и ведущими мастер-класса выступили Чернушевич Владимир Анатольевич (заведующий учебно-производственной лабораторией, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ), Стельмах Ольга Дмитриевна (педагог-психолог, высшей категории ЦППРК «Строгино»), Теплова Анна Борисовна (кандидат педагогических наук, соавтор и разработчик Программы «Организация досуговой деятельности в работе с детьми и подростками», специальность Педагогика и психология девиантного поведения).
Участникам было предложено поиграть в русские, польские, норвежские народные игры из арсенала тех игр, которые ведущие мастер-класса используют в своей работе с детьми и подростками для коррекции и профилактики девиантного поведения. Подобные игровые занятия на регулярной основе проводятся в школах, детских садах и колониях для несовершеннолетних.
После игр состоялось интересное обсуждение в кругу. Участники задавали вопросы, ведущие делились опытом.
Результаты диагностики показывают, насколько благотворно сказывается курс занятий народными играми на психическом развитии детей и подростков. Снижается уровень агрессии, нормализуется самооценка, улучшаются взаимоотношения в коллективе.
Благодаря народной игре, ребенок оказывается в среде, где он может безопасно для себя и окружающих выразить и пережить такие эмоции и чувства как страх, агрессия, обида, отверженность, власть, избранность, соперничество и прочее.
Рассмотрим на примере всем известной игры «Каравай». Вариантов текста песенки достаточно много, но смысл один. Игроки встают в круг, выбирается «именинник», который оказывается внутри круга. Для именинника поется песенка, он обязательно называется по имени.
«Как на Машины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Каравай каравай,
Кого хочешь выбирай».
Далее именинник выбирает следующего участника.
Что чувствует ребенок, оказавшись в кругу? Тут и страх, смущение, что все на тебя смотрят. Но также и ощущение признания коллектива: тебя выбрали, чествуют, обращаются по имени.
Ещё эту игру можно использовать как социометрию. Сразу обнаруживаются популярные и непопулярные члены коллектива.
И здесь требуется мастерство и деликатность ведущего игры. Тревожность за непопулярного ребенка понятна, но ни в коем случае не следует навязывать выбор. Ребенок, оказавшийся в кругу, должен выбрать сам – это его решение. Также не следует заострять внимание на непопулярных членах коллектива фразами «а теперь выбираем тех, кого еще не выбирали». Как вариант, скорректировать правила в следующий сеанс игры, сказав: «Выбираем каждый раз нового участника, повторяться нельзя», что так же послужит тренировкой внимания.
Безопасно выразить агрессию позволяют такие игры как «Пузырь», «Жгут идет», «Пряничная доска».
Игра «Трифон» позволяет почувствовать власть, а игра «Коршун» - побыть как в роли жертвы так и в роли агрессора.
По словам ведущих мастер-класса, игры, позволяющие безопасно выплеснуть агрессию, проходят хорошо и в школах, и в колониях. Дети принимают правила игры и не превышают допустимые рамки.
Заканчивать игровое занятие лучше всего расслабляющими спокойными играми. На мастер-классе для этого была предложена норвежская игра «Царь гномов ».
Привожу список всех игр, предложенных на мастер-классе.
- Имена
- Каравай
- Луги
- Чиж
- Подружка моя, ничего не бойся
- Тетёра шла, моховая шла (вариант «Золотые ворота», «Утка шла по бережку»)
- Коршун
- Малая голова (польский вариант игры Дударь)
- Пряничная доска
- Колечко
- Братья и сестрицы, примите меня. (Отгадать человека с закрытыми глазами)
- Жгут идёт, не оборачиваться
- Царь гномов
Тексты и правила игр найти не составит труда. Есть достаточно много литературы по народным играм и в интернете многое есть в открытом доступе. Единственное правило: нельзя проводить с детьми игру, в которую предварительно не отыграл сам, это важно.
Отдельно хочу рассказать о, казалось бы, незамысловатых текстах, которые на самом деле несут в себе очень полезную информацию для социализации человека, проверенную веками.
Например, игра Тетёра. Двое делают воротики. Тетёра (это такая птичка) водит за собой прочих игроков через воротики. Ворота закрываются и ловят одного из игроков, который остается также на воротах. Текст припевки такой:
«Тетёра шла, моховая шла.
По каменьям, по раменьям.
Сама прошла, всех детей провела,
Самого лучшего детеныша оставила»
Как говорит Теплова Анна Борисовна, это о том, что выросшие поумневшие дети отделяются от родителей и начинают жить своей жизнью.
Поэтому в игре важно всё: правила, текст, а так же свободная воля играющего и при этом уважение к другим участникам процесса.
В заключении хочется напомнить, что игра (не компьютерная, а живая, подвижная игра) – очень важная часть процесса социализации личности и психического развития. Играм дети не научатся сами, играм надо учить. Старшие передают младшим, как и было всегда в культурах разных народов. Тем и хороши народные игры, они проверенны временем.
Список публикаций по данной тематике, с которыми вы можете ознакомиться в библиотеке МГППУ, а также на сайтах наших партнеров:
- Аниконова Т.Г. Народные игры : учебное пособие / Т.Г. Аниконова. – Белгород : ИПЦ 'Политерра', 2004. – 76 с.
- Дементей Н. В. Использование народных игр в формировании социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра: Вып. квалификац. работа: Магист. дис.: Направление 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование". Магистерская программа "Проектирование психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. – М., 2017. – 95 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=370572 (дата обращения: 16.04.2018).
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры : для детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие / М.Ф. Литвинова. 2-е издание. – Москва : Айрис Пресс, 2004. – 192 с.
- Стельмах О.Д., Ступина В.Н., Чернушевич В.А. Народная игра как средство профилактики девиантного поведения в условиях урбанизации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С. 69–75.
- Теплова А.Б. Формирование представлений о телесности ребенка в игровом взаимодействии с воспитывающим взрослым // Фундаментальные исследования. 2013. № 4–5. Стр. 1227–1229. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18894971 (дата обращения: 16.04.2018).
- Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30024807 (дата обращения: 16.04.2018).
- Терещенко А.В. Быт русского народа. Часть 4. Забавы I. Игры. II. Хороводы / Терещенко А. В. – Санкт-Петербург : Типография Военно-Учебных Заведений, 1848. – 335 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=74086 (дата обращения: 16.04.2018).
- Чернушевич В.А. Коррекцонно-профилактические факторы и особенности народной игры // научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. 2017. Стр. 699–709 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30298399 (дата обращения: 16.04.2018).
- Чернушевич В.А. Народная игра (фольклор) как психокоррекционный ресурс юридической психологии // Психология и право. 2012. № 4. Стр. 33–43. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18355000 (дата обращения: 16.04.2018).
- Чернушевич В.А. Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора) // Психология и право. 2014. № 1. Стр. 25–34. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21503780 (дата обращения: 16.04.2018).
- Чернушевич В.А., Куприянова Е.А., Бобрышова Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26161710 (дата обращения: 16.04.2018).
- Путилина Светлана Константиновна 18.04.2018 11:02Очень понравилась статья, спасибо, Евгения! Хотелось бы прочитать что-то из рекомендованной литературы и использовать в работе с детьми!СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.