
Путилина Светлана Константиновна
Фредерика де Грааф – тот удивительный человек, с кем бы нам хотелось встретиться. Она работает в одном из московских хосписов по благословению своего духовного отца, митрополита Антония Сурожского (публикации Антония Сурожского на портале Psyjournals). Эта книга – результат трёх лекций на тему помощи страдающему человеку, прочитанных автором перед православными психологами. Основная мысль книги состоит в том, что прежде, чем общаться с тяжело болеющим человеком, психолог должен серьезно поработать с собой: установить контакт с «глубинным Я», а также встретиться с Богом. В соответствующих частях книги автор подробно описывает, как это сделать. Хотелось бы остановиться на тех моментах книги, которые показались нам наиболее значимыми.
Фредерика говорит в одном из интервью приблизительно следующее: «Представьте себе, что куда-то принесли маленького котёночка. Все сразу сбежались, лица людей изменились: сколько восхищения, радости, умиления можно прочесть на них». И так же, утверждает она, надо относиться к любому человеку (а для болеющего это особенно важно).
Почему же каждый человек, особенно какой-нибудь неприятный на первый взгляд, должен вызывать у нас подобные чувства? Как говорит Антоний Сурожский, которого часто в своих книгах цитирует Фредерика де Грааф, в каждом человеке есть Образ Божий. Это те прекрасные качества, которые есть в каждом из нас, то, какими задумал нас Господь. Как пишет отец Антоний, этот Образ напоминает старинную икону, которая от времени как-то повредилась, затемнилась. Наша задача схожа с задачей реставратора: расчистить этот прекрасный образ от ненужных наслоений и грязи. Удивительно то, что эти прекрасные качества сохранилось и есть в глубине души даже у тех людей, которые изранили себя множеством грехов (безнравственных поступков). Очень важно, чтобы человек, ухаживающий за больным, видел этот удивительный Образ сам в себе, в также в больном. Фредерика пишет, что, если увидеть его не получается, то стоит помолиться об этом. В своей книге «Открытость сердца» [1] она пишет о том, что был один человек, к которому она испытывала неприязнь, и она попросила Бога в молитве, чтобы он дал ей почувствовать ту любовь, которая есть у Него для этого человека (поскольку Он – любящий отец). После того, как её просьба была исполнена, ей стало стыдно, что прежде она его недолюбливала. Также в этой книге можно прочесть, что больной безусловно чувствует отношение ухаживающих и практически «читает их мысли». Ведь когда человеку так плохо, все защиты «слетают» и он становится достаточно чутким ко всему.
В книге Фредерика пишет о том, как найти в глубине души свою настоящую личность (этому способствует умение «пребывать внутри себя» и другие факторы). Также она пишет о том, что мешает найти наше настоящее "Я". Это эгоизм человека, с которым следует бороться.
Как часто болеющий человек бывает конфликтен, говорит мало приятные для окружающих слова. Но главное, как утверждает Фредерика, не слова, и вообще не внешнее. Главное в глубине души человека, и оно — невидимо. К тому же в статье, написанной ею совместно с Е. В. Орестовой [2], утверждается, что не стоит избегать конфликтных больных. Конфликтность, оказывается, является одним из признаков роста личности. «Только принимая конфликт в себя, переживая его, человек может обрести своё реальное «Я» (это относится как к больным, так и к медперсоналу). В данной статье также подробно говорится о том, как важно больному и его родным принять то, что с ним происходит, а не отгораживаться ложью друг от друга. Это намного улучшает течение болезни и состояние пациента, а также отношения с близкими.
Скажем несколько слов о встрече с Богом, которой посвящена вторая часть книги. Фредерика советует как можно чаще думать о нем, обращаться к нему в молитве, рассказывать все, что лежит на душе. Молитве предшествует молчание, очень важно научиться молчать, использовать для этого промежутки времени между делами, не пользоваться часто гаджетами. Обратившись к Богу в молитве, следует ждать ответа. (В книге Ф. Е. Василюка «Переживание и молитва» [3] подробно описывается, каковы признаки того, что ответ получен: 1 — явная связь ответа с молитвенным вопрошанием; 2 — покой, умиротворённость; 3 — ответ удивляет, не выводится из ситуации вопрошания). Очень часто, когда перед тобой тяжко страдающий человек, трудно подобрать нужные слова для него и его родных. Автор пишет, что она часто обращается к Богу с просьбой о том, чтобы он был в этой ситуации, помог понять, когда и что сказать, а когда промолчать, как поддержать человека (возможно, просто взглядом, прикосновением). Важна уверенность помогающих (волонтеров, мед. персонала) в реальности вечной жизни, тогда они смогут передать ее больному. Фредерика говорит, что невозможно выдержать столько человеческого горя, которое она видит ежедневно в хосписе, без Божьей помощи и поддержки.
И теперь мы подошли к встрече со страдающим человеком. Заметим, что страдание — важная часть жизни, и отрицание этого факта приводит к трусости, как утверждается в книге. Например, настоящая любовь всегда является жертвенной.
Ухаживающим за больными предлагается не защищаться, а принять больного и его боль в себя. Самое главное, что мы можем дать ему, это наша вера и тишина. Спокойное присутствие рядом с ним, полное любви и молитвы о нём. Искренний интерес к нему, его жизни до болезни.
Также Фредерика упоминает Виктора Франкла, который говорит о том, что если страдание неизбежно и мы ничего не можем изменить, то мы можем измениться сами. В тяжелой ситуации человеку важно обрести смысл, получить какую-то задачу. Главная ценность в бытии человека, а не в том, что он может делать, поэтому даже тяжело больной, прикованный к постели человек, может очень много дать окружающим. Автор предлагает 4 задачи, и пишет о том, что даже если болеющий человек начнёт выполнять одну из них, это намного улучшит его состояние, он перейдет в позицию активности, а не жертвы.
Кратко изложим эти задачи:
- Научиться быть
- С радостью принимать помощь
- Молиться за окружающих (для верующих больных)
- Стать источником мира, покоя и любви для близких
Некоторые пункты списка нуждаются в пояснении. «Научиться быть» означает, что надо рассмотреть всю свою жизнь и понять, что было в ней «не так». Если мы кого-то обидели, то надо раскаяться в этом, если это возможно, как-то исправить, а если нет, то помолиться об этом человеке и попросить у Бога прощения. Если же мы храним какие-то обиды, то простить. «Стать источником мира, покоя и любви» можно, если человек не замкнут на себе и своей болезни, его сердце открыто. Тогда он сможет расспрашивать о событиях жизни близких, которые приходят к нему, поддерживать их этим.
Также в книге говорится, что страдание можно принять мужественно только в том случае, если человек живёт ради чего-то более значимого, чем он сам.
Итак, дорогие друзья, если вы хотите подробно, с множеством примеров из практики прочесть о том, как верующий психолог может реально помочь человеку в критической ситуации, то предлагаю вам познакомиться с книгой Фредерики де Грааф «Открытость сердца».
Литература:
- Де Грааф, Ф. Открытость сердца. Встреча: «сквозь себя» к Богу и человеку. — М.: Триада, 2019. — 208 с.
- Орестова Е. В., де Грааф Ф. Переживание экзистенциальных ситуаций онкологическими больными и сопровождающими их людьми // Консультативная психология и психотерапия. — 2008. — Том 16, № 1. — С. 155—173.
- Василюк Ф. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). — М.: Смысл, 2005. — 191 с. (Есть в читальном зале библиотеки МГППУ на Сретенке)
- Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере / Виктор Франкл. – Москва : Смысл, 2007. – 173 с. (Есть на абонементе библиотеки МГППУ на Сретенке и Шелепихе)
А вот это очень сложно, как будто бы невыполнимо: "...Ухаживающим за больными предлагается не защищаться, а принять больного и его боль в себя...."