Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Путилина Светлана Константиновна

08.04.2024 13:49

Дорогие друзья!

Я хотела бы рассказать вам о замечательной студии «Цветы жизни» под крышей Школы инклюзивного творчества «Танцующий дом». Занятия проходят в старинном особняке XVIII века рядом с метро Курская в Москве на Земляном валу. Руководит студией Ирина Мамонтова. Она энтузиаст, художник, дизайнер, фотограф и педагог, член Союза дизайнеров России, а также — автор книги-альбома «НЕ ВНИЗ» о занятиях изобразительным искусством с детьми с синдромом Дауна. К ней в студию на занятия по арт-терапии приводят детей и подростков с синдромом Дауна, с аутизмом и другими ментальными особенностями. Из-за особенностей строения центральной нервной системы при синдроме Дауна темп восприятия объекта и воспроизведения его на бумаге у наших детей различный. Они не сразу и не быстро понимают речь, реагируют на просьбы, не всё схватывают с первого раза. Я помогаю на занятиях, как волонтёр. Доктор Зигфрид М. Пушел писал: «Нам предстоит постигать наших детей через их достоинства и дарования, а не через их ограничения».

Редко, когда ребенок начинает рисовать самостоятельно и получаются интересные картины, обычно родители приводят детей к педагогу. Если педагог не разглядит в ребенке зерно творчества, то дитя так и останется «вещью в себе». Хороший педагог способен вдохновить, не мешая. Возникает взаимодействие, творческий симбиоз. В этих отношениях необходимо обоюдное доверие. Американский психолог и философ Эрих Фромм писал: «Учитель учится у своих учеников, актера вдохновляют его зрители, врача-психоаналитика лечит его пациент — при условии, что они не воспринимают друг друга как предметы, а связаны друг с другом искренно и продуктивно». Ученик доверяет и слушает педагога, а педагог прислушивается к ученику. Они — на одной волне!

Почему же творческое развитие так важно для воспитания и обучения особого ребенка? Что дают детям такие занятия? Опираясь на живой многолетний опыт работы с особыми детьми, ответы на эти вопросы Ирина Мамонтова сформулировала в своей книге. В ней описан уникальный опыт в раскрытии творческого потенциала людей с синдромом Дауна, наглядно показан процесс занятий, зафиксированы этапы создания картин. В книге «НЕ ВНИЗ» Ирина рассказала, с чего всё начиналось. Сначала было знакомство — дети слушали запись дождя и рисовали тучи, солнце, радугу на рулонной бумаге, прикрепленных к полу и стенам, осваивая круговые движения. Постепенно шли от простого к сложному: знакомились с холодными и теплыми цветами, их сочетаниями, сравнивали круглое и длинное, осваивали набор изобразительных средств (контур, фон, линия, точка). Далее осваивали композицию с помощью диалога с простыми вопросами (дальше-ближе, больше-меньше и т.п.), предметы намечали, а потом прорисовывали. Многие мысли из книги Ирины я отразила в этой статье. Практические рекомендации по работе с детьми с синдромом Дауна, изложенные в ней, будут полезны психологам, студентам и преподавателям учебных заведений.

Творческие занятия для особого ребенка — это возможность коррекции психоэмоциональной сферы, расширения кругозора и восприятия, развития памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления. Такие занятия развивают коммуникабельность, позволяют определить модель поведения и апробировать ее на практике, найти свою нишу в социуме. Недаром Л. С. Выготский — ученый, который кардинально изменил психологию и педагогическую теорию XX века, — утверждал: «В окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования».

Я захожу в уютный светлый класс: длинный и широкий общий стол, большие листы бумаги, на которых удобно рисовать, разноцветная пастель и яркие акриловые краски. На стенах сплошным ковром — уже готовые работы детей. Здесь созданы все условия, чтобы юные художники чувствовали себя легко и радостно. «Такие занятия прекрасно развивают ребенка и обогащают его жизнь, — рассказывает Ирина. — Ведь когда он изо дня в день сидит рядом с мамой, занятой домашними делами, круг его интересов остается очень узким. А когда он приходит к нам рисовать, у него загораются глаза! Он может взять большую кисточку, яркую краску и начать самостоятельно действовать, творить, и это — по-настоящему счастливые моменты! Через полгода-год ребенок выдает шедевры, которые не стыдно повесить на стену».

У таких детей настолько своеобразный взгляд на простые вещи, что они каждый раз удивляют необычным художественным воплощением самых обычных предметов. Конечно, законченные талантливые картины получаются не сразу, надо позаниматься несколько лет. Педагог видит, что скрыто в ребенке, старается его вдохновить, чтобы его потенциал проявился, и результат наверняка будет потрясающим.

Первое условие для эффективного обучения особых детей, — считает Ирина, — создать для них ситуацию успеха, чтобы физические и интеллектуальные особенности не стали помехой для полноценной творческой деятельности. Свобода и позитивная вдохновляющая поддержка педагога — это главное, что побуждает ребенка творить. Никакого негатива и критики по отношению к рисункам — только доброжелательность и позитив. Если ребенок самостоятельно пробует что-то рисовать, проявляет инициативу — это хорошо. Взял кисть в руку — молодец! Это уже победа!

Педагог старается научить детей пользоваться краской, заинтересовать ребенка яркой темой, дать выход творческой фантазии на бумаге. Опираясь на сильные стороны каждого ученика, учитель старается закрепить навыки рисования, используя крупную и мелкую моторику, развить чувство цвета, композиции и научить детей добиваться результата. А наглядный результат — это оригинальные, свежие и яркие картины!

С помощью простых графических приемов — точек, контура, заливки, дети способны добиваться выразительного визуального эффекта в своих работах. За 45 минут из-под их кисти выходит самобытное произведение искусства, порой достойное висеть на престижных выставочных площадках. Картинам особых художников может позавидовать даже современное арт-сообщество! Это не эгоистичное «самовыражение», застилающее поиск, а открытие новых неочевидных степеней свободы. Их свобода, непосредственность и чистота проникают в душу, делают людей лучше, заставляют улыбнуться и не оставят равнодушными никого!

Я отметила, что на одном занятии присутствуют дети с разным уровнем подготовки. Работа происходит в группе, благодаря чему дети сравнивают свой рисунок с другими, осваивают интересные приемы, накапливают опыт, общаются. Некоторые рисуют самостоятельно, а некоторым детям требуется постоянное присутствие волонтера-художника, который бы их подбадривал, помогал продолжить работу. Важно хвалить ребенка за удачи, вместе с ним радоваться тому, как красиво получается. Любая критика здесь вредна, потому что тогда у ребенка может пропасть мотив и радость от работы. Некоторые дети поначалу не решаются даже приступить к рисованию.

Темы для рисования — это простые и понятные объекты, что позволяет каждому ребенку нарисовать их на своём уровне, двигаясь постепенно от простого к сложному. Ирина предлагает познакомиться с объектом либо по фотографии, либо с настоящими вещами: перчатки и шляпы дети могут даже примерить, а с веером эффектно сфотографироваться. Кстати, фотографирование на занятиях стало неотъемлемой частью процесса: дети любят и умеют фотографироваться, а сами фотографии Ирина регулярно выкладывает в соц. сети для родителей. А когда темой были овощи-фрукты, дети нюхали апельсины и разрезали ананасы, хрустели капустными листочками, а бананы и яблоки время от времени просто пропадали со стола. Это развивает тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения — выстраиваются ассоциативные цепочки. После такой мотивирующей подготовки ребенок чаще всего охотно начинает работу. Очень редко бывает, что ребенок не хочет рисовать. Причина может крыться в плохом самочувствии или настроении. Тогда можно дать ему книгу с красивыми картинками, побеседовать с ним немного, дать воды или в крайнем случае позвать маму.

Самое сложное для меня было удержаться от того, чтобы рисовать ЗА ребенка. Этого делать ни в коем случае не надо. Когда взрослый перехватывает инициативу, то у ребенка пропадает желание что-то делать самому, уходит уверенность в себе. А как тогда ему помочь? Можно пальчиком показать, где провести линию, а ребенок повторит, или рисовать рядом на своем листе, показывая ребенку последовательность работы. Некоторым детям этого недостаточно, и тогда надо взять руку ребенка в свою и начать рисовать основной контур вместе с ним, предложив ему продолжить, и потом дать ему раскрашивать самостоятельно.

Мне нравится общаться на занятиях с особыми детьми, это интересно! Они доброжелательны, любознательны и приветливы. Даня всегда обнимает всех присутствующих, что очень приятно. К сожалению, занятия рисованием и живописью с этой категорией людей у нас не развито широко, а красота живет в каждом из них, надо только выманить ее на свет и показать миру! Ирина говорит, что особые дети делают нас лучше и являются камертоном, по которому мы настраиваем свои души. От детских работ исходит мощная положительная энергия!

Особые художники действуют вне поля официального современного искусства, их как бы не существует, они из другого, счастливого мира. Инаковость обрекает на одиночество, но творчество спасает человека, открывая ему весь мир. Простые предметы на их картинах превращаются в нечто большее, они преображаются под взглядом особых художников. Но эти картины вряд ли появились бы без посторонней помощи. И таким детям действительно нужна помощь родителей, педагогов, врачей, государства, потому что официально они считаются инвалидами… Под необычной внешностью дремлет огромный творческий потенциал, требующий понимания и внимания общества. И если им помочь, то в мир попадут чудесные картины особых художников, которые очаровывают и вдохновляют. Надо только повернуться к ним лицом, увидеть и принять их!

Список литературы

1. Мамонтова И. П. «Не вниз» [Электронный ресурс] // Даунсайдап. — 2013. — URL: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/kniga-albom-ne-vniz [Режим доступа: доступ после авторизации] (дата обращения: 08.04.2024).

2. «Не вниз» — Новая книга-альбом в электронной библиотеке [Электронный ресурс] // Даунсайдап. — 2013. — URL: https://downsideup.org/o-fonde/novosti/ne-vniz-novaya-kniga-albom-v-elektronnoy-biblioteke (дата обращения: 08.04.2024).

3. Танцующий дом — школа инклюзивного творчества [Электронный ресурс]. — Москва. — 2019. — URL: https://domhodunom.ru (дата обращения: 08.04.2024).

4. Мамонтова И. П. Арт-терапия [Электронный ресурс] // Танцующий дом. — 2019. — URL: https://domhodunom.ru/course-category/art/ [Режим доступа к серии видеоуроков: доступ после оплаты] (дата обращения: 08.04.2024).

5. Иванова Н. Ю. Непотерянное время [Электронный ресурс] // Вестник Даунсайд Ап «Сделай шаг». — 2019. — № 2 (60), октябрь. — С. 18. — URL: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/nepoteryannoe-vremya [Режим доступа: доступ после авторизации] (дата обращения: 08.04.2024).

6. Творческая студия «Цветы жизни» [Электронный ресурс] // РОО «Время перемен». — Москва. — URL: https://www.vremyaperemen.ru/nashi-proekty/tvorcheskaya-gruppa-cvety-zhizni/ (дата обращения: 08.04.2024).

Группа студии «Цветы жизни» в Телеграмме: https://t.me/studio_flowers_of_life

Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/262.html