Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Путилина Светлана Константиновна

27.08.2024 09:35

Дорогие друзья!

Хочу поделиться с вами самыми захватывающими моментами, которые поразили, удивили меня или просто показались интересными при чтении книги Ф. Е. Василюка "Переживание и молитва".

● В мировой психотерапии происходила смена психотерапевтических упований (центров кристаллизации всей психотерапевтической теории и практики), последним из них было переживание. Федор Ефимович разрабатывал синергийную психотерапию, упованием которой должна стать молитва.

● На ситуацию беды и у человека есть 3 ответа: действие, переживания и молитва. Деятельность рождается в ситуации возможности, переживание — в ситуации невозможности, а основа молитвы — «возможность невозможного».

● Молитва рождается в экстремальных точках переживания. Это самые тяжёлые моменты, в которых и жизнь невозможна, и переживание невозможно. Но это могут быть также и вершины ликования. Такие "впадины" и "вершины" — это ситуации кризиса, требующие от человека не изменения обстоятельств, а изменения себя и своей жизни.

● Лучший образ молитвы — вслушивание, ожидание ответа (приводится интересный образ путешественника по горам, который кинул камушек в расщелину и прислушивается, ждет, когда он упадет на дно, чтобы понять глубину трещины).

Федор Ефимович говорит, что молитва может фокусироваться либо на обстоятельствах, либо на процессе переживания, либо на личности.

Рассмотрим несколько интересных фактов, связанных с этими фокусировками.

Фокусировка молитвы на обстоятельствах.

● Мы видим, как молитва Богу о вмешательстве в предметные обстоятельства, породившие переживание, нормализует душевное состояние человека. А) Она укрепляет чувство присутствия "здесь и теперь". Б) Останавливает панические реакции, дает возможность трезво оценить ситуацию. В) Размыкается круг одиночества. В результате молящийся ощущает более качественный покой, чем после приема фармакологических препаратов.

Фокусировка на процессе переживания.

● В процессе переживания можно различить 3 слоя или плана протекания: 1) план непосредственного переживания; 2) план выражения; 3) план осмысления душевных состояний и всей ситуации.

Рассмотрим подробнее фокусировку молитвы на каждом из этих планов.

1) Фокусировка молитвы на плане испытывания (проживания).

♥ Если наши переживания включены в молитву как предмет обращения к Богу, то в результате их "о-предмечивания" и "о-своения" личность получает возможность разотождествления с данным состоянием, дистанцирования от него.

2) Фокусировка молитвы на плане выражения.

♥ Выражение чувств становится проблемой в ситуациях, когда человек хочет, но не может сдержать то или другое проявление; или, наоборот, хочет, но не может выразить состояние в силу тех или иных причин. В обоих случаях чувство оказывается стеснено, зажато.

♥ Молитва — дом, двери которого открыты для всякого человеческого чувства. Культ, по о. Павлу Флоренскому, помогает выразить любой аффект, дает ему полностью развиться и выйти (в итоге преобразившись). В молитве создается пространство для любого переживания. Оно не подавляется, а полностью развивается. В то же время личность спокойно наблюдает за его развитием и имеет возможность трезво отнестись к нему.

♥ Термин «переживание» двойственен. Бывает «переживание-работа», а бывает «переживание-испытывание». Ю. Джентлин предполагает, что второе первично, мы же считаем наоборот. «Переживание-работа» включает в себя активность личности и смысловую переработку ситуации. А «переживание-испытывание» всего лишь один из органов, средств и уровней осуществления «переживания-работы». Его можно сравнить с цветком на дереве, который больше всего привлекает внимание, но на самом деле главный — не он.

♥ Чтобы обращенность переживания к Богу осуществилась, надо открыть ему своё сердце. Этому есть два препятствия: 1) Поэтическая трудность. Надо поэтически постичь и выразить свое переживание. 2) Необходимо преодолеть страх откровенности. Зная, какой Бог любящий, принимающий, милосердный, это сделать не сложно. Он не считает грех последним словом о человеке. Благодаря этому можно вынести любую нелицеприятную правду о себе.

♥ «Хорошее» переживание — глубокое. Это значит, что после того, как мы узнали правду о себе, мы согласны измениться в соответствии с этим знанием. Перемены требуют мужества.

♥ «Переживание-рассказ» влияет на «переживание-процесс». Очень важны характеристики адресата (кому мы рассказываем). Благодаря качествам Бога, открытие переживания в молитве положительно влияет на само переживание.

♥ Момент прошения — это кульминация молитвы. Важно «правильно» просить. В «психологическом организме» просьбы соединяются в смысловом единстве надежда и доверие, смирение и достоинство, честность и самопознание, уважение и вера, внутренняя необходимость и свобода. Стоит одному из этих «органов» просьбы выйти из строя, как она превращается в свою противоположность. Человек получает такой ответ на просьбу, который превосходит саму просьбу. Получает новую жизнь, со-бытие с Богом. Нужда оказывается лишь поводом для встречи.

3) Фокусировка молитвы на плане осмысления.

♥ Миссия плана осмысления — решение задачи на смысл. Задача эта двуедина — выявления смысла уже свершившихся событий жизни, и в поиске истоков жизненного смысла (придание смысла).

♥ Личность активно участвует в переживании (не стоит преувеличивать, но игнорировать степень сознательного и волевого влияния еще хуже). Существует сознательно-нормативное управление сферой переживаний, общество разделяет тезис об ответственном участии личности в своём переживании. Есть тенденция процессов переживания сходить с личностной орбиты, превращаться в стихийный самодвижущийся процесс. Личность может противостоять этой тенденции, а может примириться с ней и даже поддержать её. Следствие этой победы стихийности — патология самого переживания и угроза невротизации или психопатизации личности (Исцеление процесса переживания состоит в возвращении ему личностного характера).

♥ Мучение отличается от страдания тем, что в страдании есть смысл и человек личностно растёт. (Смысл психотерапии — превратить муку в страдание и перестрадать).

♥ Главная задача фазы замирания-прислушивания в молитве — усилия по созданию и сохранению внутренней тишины для того, чтобы различить Божий ответ. (Душевное состояние из фигуры превращается в фон, а фокусом внимания становится тишина.) Человек находится в ожидании, что оттуда проступит ответ. Что даёт замирание-прислушивание работе осмысления и переживанию? Из переживания уходит рассудочность, суетливость. Живые смыслы никогда не бывают продуктом сознательной и произвольной активности, они рождаются.

♥ На ответ (или его отсутствие) человек должен отреагировать актом принятия ответа. О принятии следует говорить в трёх значениях: 1) «получить» — расслышать ответ; 2) понять, ассимилировать содержание ответа; 3) согласиться, сказать ответу «да». Федор Ефимович приводит образ военного, который получил важную депешу (1), потом ему надо распаковать ее и понять, что там написано (2), после чего надо воплотить в жизнь полученную информацию (3).

♥ Рассмотрим подробнее первый момент: «получение ответа». Ответом могут быть события как внутренние, так и внешние. Каковы признаки того, что ответ получен? а) явная связь события с молитвенным вопрошанием; «вот я»; б) особое переживание душевного покоя, утешенности и т. п. — благодатное состояние; в) психологическая невыводимость из ситуации вопрошания. Ответ на молитву всегда удивляет, он находится в другой плоскости, чем вопрос. Он превосходит вопрос по смысловому богатству, преображает и развивает. У молящегося может возникнуть сомнение, был ли ответ, или уверенность, что он не услышан. Тогда он может снова вернуться к молитве.

♥ Каково влияние молитвы в фазе принятия на работу осмысления? Во-первых, молитва восполняет утрату смысла, во-вторых, ответ более многомерен, чем вопрос, и, в-третьих, ответ ставит под вопрос сам вопрос. В точке ответа происходит логическая аномалия. Человек оказывается в новой ситуации: избыток смысла рождает новое переживание, которое исцеляет. Признаки этой новой ситуации: а) повышение жизненной энергии; б) объективная правда, красота, его жизнь оправдана; в) осмысленные цели и задачи; вдохновение и силы.

♥ Вникание мало напоминает неплодотворное и болезненное самокопание. Самокопание рассматривает душу как объект и насильственно анализирует её. Вникание — отношение к душе с трепетом, как к чему-то живому и откликающемуся. Смысл обретается лишь самооткровением и не может быть взят насильственным захватом.

♥ Но реальность бывает невыносима. Правда о себе может настолько противоречить представлению о желанном, что человек отшатывается от готового открыться ему смысла. Бегство от смысла может реализоваться двумя стратегиями — невротизмом и цинизмом. Невротизм выбирает мишенью правду, а цинизм — добро. Цинизм — дискредитация идеалов добра. Он за "злую правду". Цинизм хочет уменьшить знаменатель в формуле реальное/идеальное, чтобы увеличить значение всего выражения. Но он обманывается, числитель превращается в ноль (получается правдивая ложь). Невротизм наоборот, пытается снизить значение числителя. "Этого не должно быть, следовательно, этого не существует". У него есть легион защитных механизмов. Это добро без истины. Но победы невротизма и цинизма эфемерны. Задача акта вникания — удерживание подлинного отношения реальное/идеальное.

♥ Для выражения переживания в молитве есть следующие препятствия: 1) "окаменение сердца" (нечувствие, онемение души); 2) когда сознание проваливается в эмоциональную стихию.

♥ Молитва создает для вникания полноценную символическую среду. Важно, каким символом смыслы будут названы и удержаны. Рассмотрим влияние молитвы на работу осмысления на примере символизмов вины и греха.

Чувство вины невыносимо, поэтому человек или бежит от него (занимается самооправданием, отрицает вину и т.п.), или признает вину (здесь могут быть идеи самонаказания, самоисправления или компенсации ущерба). В переживании вины человек отделен от других, одинок. Признание вины тоже является бегством, хотя и более честным его вариантом: прощение редко бывает полным, а компенсация не ликвидирует последствия.

Понятие «греха» создает простор для личностного роста. Здесь мы стоим перед Богом, его любящим и милосердным взором, мы не одиноки. Поэтому не страшно признать ответственность за происшедшее, удерживая внимание не на внешних воздействиях (кто-то подтолкнул), а на себе (какую струну в моей душе затронули другие, какой страсти я позволила проявиться и взять верх над сознанием). Причем грех в том, что я понадеялась только на свои силы. И после этого происходит чудо встречи и возрождения: Бог касается нашей души благодатью и за грехом мы обнаруживаем настоящего себя! Только после этого имеет смысл просить у Бога сил не повторить этот грех, постараться делом возместить ущерб, а также помолиться о том, чтобы последствия моего греха обернулись человеку во благо.

♥ Человек, практикующий вникание систематически, пребывает в смысловом бодрствовании, личностно присутствует в ситуации, не дает себе и другим подменять этот центр ситуативными и полевыми фокусировками.

Фокусировка молитвы на личности молящегося

♥ В итоге продуктивной работы переживания (благополучно пережитого кризиса) с человеком происходит либо метаморфоза, либо он удостоверяет свою самотождественность.

♥ Покаяние обязательно, без него (без совести) нет человека. Цель покаяния — не задача соответствовать внешней норме, а жажда правды и, далее, стремление к Встрече, в которой человек обнаруживает себя подлинного. Главное — освободить в душе человека пространство роста и место встречи.

♥ Смысл молитвенного отношения к мотивам — создать условия для их сублимации. Сублимация (не по Фрейду) — это возгонка, то есть отделение высшего от низшего. Проведя это разделение, надо подставить душу под лучи благодати, чтобы вырастить ростки добра, тогда низшее преобразится.

♥ Человека на дне смирения благодаря милосердию и любви Божьей, обретает сильнейшее подтверждение своего существования и достоинства. Смирение открывает человеку радость и благодарность, новые возможности действия и ведения, он освобожден от невротической обязанности доказывать себя, и может отдать энергию игре, радости, творчеству и любви.

♥ Приведем примеры роли другого в сопряжении переживания и молитвы. Мы выявили два типа утешения: духовно-нормативное и духовно-участливое.

Духовно-нормативное утешение мешает переживанию войти в молитву. В нем не хватает тепла. Оно проходит мимо переживания.

Рассмотрим духовно-участливое утешение на примере утешения старцем Зосимой женщины, у которой умерло четверо детей, из книги Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Оно имеет несколько фаз: фаза душевного сопереживания, фаза духовной прививки (духовные образы прививаются к живому телу процесса переживания), фаза «вознесения» (возможность взгляда на переживание оттуда), фаза пути (было бы нереально рассчитывать на разовую акцию).

Суммарный образ духовной психотерапии — молитвенная лестница переживания. Для процессов переживания и молитвы выстраивается духовная лестница. Переживание принимается, но вводится в духовную вертикаль, где его движение совершает духовно преображающую работу. Переживание должно быть предварительно «вылечено» (в нашем примере были заблокированы процессы плана осмысления, скорбящая не мог осуществить акт вникания, сохранялась патологическая динамика). Акт вникания совершил за скорбящую старец, восстановил «кровоток смыслов» в теле переживания. И только после этого стала возможна описанная выше духовная прививка молитвы к переживанию и включение его в цикл молитвенных актов.

♥ На нынешнем этапе развития мировой психотерапии ключевой принцип заключается в сознательном философском самоопределении психотерапевтических школ по отношению к религии. По К. Ясперсу религия (или её отсутствие) определяет цели психотерапевтического воздействия. Процесс такого самоопределения уже интенсивно идёт в зарубежной психотерапии, приобретая разнообразные формы, от резкого отвержения религиозного сознания и церковных институтов, до некритических форм слияния и ложных взаимоподмен. Отечественная наука способна внести в этот процесс принципиальный вклад, но лишь при условии вовлечения как наших культурных, духовных, философских традиций, так и традиций научно-психологических. Таков историко-научный контекст задачи построения психотерапии на основе синергийной антропологии.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/264.html