Путилина Светлана Константиновна
Общеизвестно, что существует 3 стадии развития стресса: мобилизации, сопротивления и истощения. Травматическим стресс является тогда, когда он перегружает возможности человека и разрушает защиту. Признаки, необходимые для диагностики постравматического стрессового расстройства (ПТСР) таковы: 1) травматическое событие переживается вновь и вновь (что может происходить в различных формах); 2) избегание всего, что напоминает о травме; 3) неспособность вспомнить важные эпизоды травмы; 4) снижение интереса к тому, что раньше занимало; 5) чувство одиночества; 6) притупленность эмоций; 7) чувство укороченного будущего. Также симптомами ПТРС являются: проблемы со сном, раздражительность, нарушения памяти и внимания, сверхбдительность, преувеличенное реагирование. От реакции человека, возраста и личностной зрелости зависит то, насколько сильно повлияет на него трагическое событие.
Причиной психологической травмы, по Дж. Ялому, является нарушение базовых иллюзий. Больше всего ограничивает нашу свободу чувство вины (а не внешние обстоятельства), им легко манипулировать. Почему чувство вины непродуктивно? Человек, испытывающий его, стремится как бы наказать себя, занимается саморазрушением, не хочет решать проблему. Травматическое чувство вины (у переживших психологическую травму) возникает в 3-х видах: вина за воображемые грехи; вина за то, что не сделал (особенно тяжело, когда человек действительно виноват), вина выжившего. Дж. Ялом также говорит об изоляции жертвы (часто она вызывает не сочувствие, а агрессию), поэтому так важны близкие и друзья. Еще человеку нужно найти смысл трагического события, для чего с ним это случилось (травматическое переживание не должно быть напрасным). Чтобы успешно пережить травму, надо извлечь из неё важный для личности опыт, что делает нас более зрелыми: учит лучше понимать жизнь и чувствовать других людей.
Каковы механизмы возникновения травматического стресса? Психологическую травму можно сравнить с занозой, чем более глубокие слои личности она затронула, тем сильнее нарушение. "Вытащить занозу" означает: проработать травматическое переживание; принять его, сделав частью своей биографии; постараться вынести из этого печального опыта личное знание. А "оставить занозу" значит: "забыть, чтобы все было, как прежде", то есть избавиться от болезненного впечатления, ничего не меняя в себе. В таком случае человек отделяет себя от болезненного переживания, как бы помещает его в контейнер. "Контейнер" — это психологическое образование, обеспечивающее защиту от внедрения в сознание травматических впечатлений. Но если возникнет определенный стимул, может сучиться "неконтролируемое опорожнение контейнера", и тогда человека "несет". Он вынужден защищать свой "контейнер", чтобы не наткнуться на стимул, что требует большого количества энергии. Из-за этого у ребенка, например, страдает память и внимание, ухудшается учеба, а также возникает переутомление, бессонница, раздражительность. "Контейнеры" имеют свойство сливаться, и тогда возникает одна большая травма. Человек с такой "раной" в душе утрачивает целостность: часть его души является здоровой, часть — больной. Такая диссоциированная личность меняется в зависимости от ситуации, порой неожиданно для себя (в отличие от интегрированной личности, которая всегда остается собой, что бы ни происходило).
Рассмотрим влияние травмы на восприятие времени. Она кажется "водорозделом" жизни на "до" и "после". Важнее всегда кажется то, что вызывает самые сильные чувства. Видение прошлого до травмы идеализируется, сама же травма вспоминается с большой теплотой (из-за интенсивности переживаний). Именно из-за этого велика вероятность повторения травмы. Также человек психологически остается в том возрасте, когда было пережито травматическое событие из-за того, что оно как бы притягивает к себе.
Травматической личности свойственны следующие психологические характеристики: романтизм (в плохом значении слова), преобладание групповых ценностей над индивидуальными, стремление к саморазрушению (ради группы), иллюзия справедливости устройства мира, иллюзия простоты устройства мира (есть "наши" и "не наши"). Описывая общение травматической личности и её семью, автор много внимания уделяет модели "Треугольника": Жертва – Спасатель – Преследователь. Человек играет эти роли, при этом получая психологические выгоды, и не желая из них выходить.
Далее в книге рассматривается психология горя. Именно это чувство делает человека человеком. Соматические нарушения у горюющего человека следующие: нарушение дыхания, сна, переутомление, утрата аппетита... Также обычно бывает множество психологических нарушений: чувство вины; опустошенность, блеклость мира, раздражительность; идеализация умершего; чувство брошенности, вызывающее злость; нарушения в смысловой сфере; страдает работоспособность, внимание, память.
Существуют 4 фазы горя. 1. Фаза шока и оцепенения. Создается обманчивое впечатление внешнего благополучия, у человека замедленные реакции, ощущение нереальности, он "живет в прошлом". Но эта картина может неожиданно смениться острым реактивным состоянием. Чем можно помочь на первой фазе? Разговаривать бесполезно, надо ходить за человеком "хвостиком" (чтобы помочь в случае реактивного состояния), не пускать в школу (на работу), часто касаться, постараться вызвать сильные эмоции (сойдет и злость), чтобы вывести горюющего из состояния оцепенения. Плакальщицы всегда были нужны на этой стадии, чтобы помочь заплакать и вызвать катарсис. 2. Фаза страдания и дезорганизации. Длится в среднем 40 дней. Что происходит с человеком? У него могут быть видения, телесные реакции; на этой фазе он испытывает наибольшие страдания и душевную боль: одиночество, злость, идеализация умершего, ухудшение отношений с людьми (раздражительность, желание уединиться) и повседневной деятельности. Ведущей деятельностью становится работа по переживанию горя, основным переживанием — чувство вины, часто мнимое. Оно непродуктивно потому, что человек ничего не будет делать, чтобы облегчить свое состояние ("чем хуже, тем лучше"), поэтому надо помочь ему обратиться к психологу. Как облегчить страдания сильно горюющего на 2-й фазе? Дать человеку побыть одному, а если пожелает поговорить — выслушать и поддержать; относиться более мягко, прощая многое (но не все); дать человеку поплакать, так как слезы приносят разрядку и происходит выработка успокаивающих веществ; в конце этой фазы постепенно приобщать к общественно-полезной деятельности; относиться нормально, без послаблений. Если человек не справился с горем, то он может "застрять" на этой стадии, и у него возникнет паталогическое горе, он может стать "профессиональной Жертвой". 3. Фаза остаточных толчков и реорганизация. Она начинается через 40 дней после события, длится примерно год. Ее особенности: горе протекает в виде редких отдельных приступов; годовщина смерти — последняя дата в этом ряду; становятся возможны воспоминания без боли; человек обращается к будущему — планирует свою жизнь без умершего. На этом этапе можно помочь человеку строить всевозможные планы. 4. Фаза завершения. Наступает через год после смерти близкого. Здесь важно преодолеть культурные стереотипы, якобы "длительность скорби говорит о силе любви к умершему". Горе меняется на печаль.
Далее автор подробно рассказывает о том, как помочь ребенку преодолеть горе; для начальной и средней школы имеются свои особенности. Е. М. Черепанова перечисляет причины возникновения патологического горя: ссоры перед смертью, невыполненные обещания, определенные обстоятельства смерти близкого, человек не присутствовал на похоронах и не имел возможности попрощаться, пропажа "без вести". Как облегчить состояние ребенка во время патологического горя? Дать возможность попрощаться (обязательно брать детей любого возраста на похороны); проговорить чувства, разрешить конфликт (разговор с фотографией, письмо умершему); групповые занятия (автор предлагает релакс-тренинг, разработанный Р. Кельсом).
В следующей главе Е. М. Черепанова пишет о психологии насилия. Для детей оно имеет намного более тяжелые последствия, чем для взрослых, поэтому здесь автор рассматривает только насилие, совершенное над детьми. Оно бывает психологическое, физическое и сексуальное. Этой темой психологи и педагоги занялись сравнительно недавно, потому что боялись поверить, что такое существует. Кроме того, ребенок стал рассматриваться как полноценная личность только с конца 19-го века. Здесь рассматривается контактное сексуальное насилие. По статистике ему подвергаются 20—30% девочек до 14-ти лет и 10% мальчиков. Агрессор знаком детям в 75% случаев (является родственником или знакомым). Почему многие дети не рассказывают о факте насилия? Они чувствуют, что нарушат некий семейный запрет и совершат "преступление" против родителей, прорвется подавленный гнев ("контейнер"), и они будут отвергнуты. Самая страшная форма сексуального насилия — инцест. Почему это происходит? Нарушено функционирование семьи, сексуальные отношения супругов. Особенности климата семей с инцестом: отсутствие любви (нет привязанности, доверия); редки дружеские касания; отец может пить, быть склонен к физическому насилию; мать отсутствует (физически — много работая, или психологически — со всем соглашаясь); много секретов; неосознанный страх распада семьи; дети выполняют роль утешителей. Атмосфера становится всё напряженнее, и тут происходит инцест, благодаря чему напряжение спадает, семья сохранена. Отец объясняет насилие дочери тем, что "любит" ее. Говорит, что если она расскажет, то его посадят (связывает чувством вины). Матери часто "не замечают" инцест, бессознательно вытесняют очевидную информацию. Дочери этого не понять, поэтому у нее появляется сильная обида на мать, что она все понимала и не помешала. Есть 3 группы причин, почему детям трудно рассказать об инцесте: 1) они не имеют средств выразить или им не разрешают это делать; не доверяют взрослому; пытались рассказать, но им не верили; 2) давление и угрозы; в культуре не принято "выносить сор из избы"; дети боятся, как отнесутся в школе к происшедшему с ними; 3) они могут быть обмануты или подкуплены. Признаки того, что над детьми совершается насилие: у ребенка наблюдается подавленность, агрессивность, нежелание идти спать, ночные страхи… Почему велика вероятность, что жертва насилия вновь попадет в похожую ситуацию? У нее наблюдается провоцирующее поведение и отсутствует умение говорить "нет". У переживших насилие могут быть следующие трудности в дальнейшей жизни: отсутствие психологических границ, проблемы с алкоголем, наркотиками, гомосексуализм, проституция, склонность к суициду; проблемы в отношениях с партнером в браке, в дружбе (как с мужчинами, так и с женщинами), неумение воспитывать детей (склонность к гиперопеке).
Далее автор рассматривает физическое и психологическое насилие. Подробно описывается семья и детство Адольфа Гитлера. Оказывается, механизмы психологической травматизации и последствия при физическом и психологическом насилии такие же, как при сексуальном. К тяжелым последствиям также могут привести оскорбления и издевательства в школе, обесценивание в семье всего, что делает ребенок. В книге Е. М. Черепанова приводит правила "отравляющей педагогики", которые ведут к развитию травмированной личности.
Очень важна шестая глава, где рассказывается о помощи детям, пережившим психологическую травму. Цель такой работы — создать атмосферу доверия и безопасности, научить ребенка защищать себя, говорить "нет". Применяются следующие методы работы: проработка психологической травмы в игре; упражнения на релаксацию; психодраматические упражнения по разыгрыванию сказок (это могут быть готовые сказки, в которых отражена травма ребенка); драматизация Библейских сюжетов. История обязательно должна иметь позитивное решение, проводится обсуждение опыта, полученного в роли. Также используются специальные средства реабилитации: разрушающиеся и восстанавливающиеся домики, "неустойчивые" качели; игры с водой и песком; пластилин, безопасные краски (хорошо, если ребенок рисует или лепит себя); прибор на основе гальванической реакции кожи (оптимальному состоянию соответствует определенная мелодия); семейный набор кукол; буклеты, в которых описано, что происходит с ребенком и когда надо обратиться за помощью.
В заключение автор приводит содержание двух буклетов: буклет английских психологов о самопомощи для взрослых и детей и буклет для родителей и педагогов о том, как помочь детям справиться с катастрофой (разработан в США). Во втором говорится о том, какие реакции могут быть у ребенка на травматическое событие (например, он может злиться, бояться повторения, оставаться одному, чувствовать вину и т. п.) и что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться с чувствами (разговаривать с детьми, давать верные сведения, говорить о своих чувствах, внимательно наблюдать за ребенком, уверять, что заботятся о нем, обнимать, предлагать игры с водой и песком, …). Если человек не справляется сам, предлагается обратиться к специалисту.
Е. М. Черепанова предполагает, что популяризация знаний о ПТРС поможет предотвращать травмирующие ситуации и сводить к минимуму их последствия.
Литература:
📖 Бумажная книга в библиотеке МГППУ
📍 88.6 Ч-46 (Абонемент Сретенка, Читальный зал Шелепиха)
✍ Черепанова Е. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. Москва: Академия, 1996. 96 с.