Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/2023/KozhinovaTD_2023/KozhinovaTD_13.pdf
Описание
Кожинова Т. Д. Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дис.: Направление 37.04.01 "Психология". Магистерская программа "Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2023. — 13 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=481868.
Титульный лист
Рубрики:
• Детская психология → Возрастные особенности
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Другие виды отраслевой психологии
Аннотация:
Проблема межличностных конфликтов среди подростков усугубляется неверным выбором совладающего поведения. Социализация подростка зависит не от умения избежать конфликтную ситуацию, а от умения адаптивно совладать с ней, т.к. конфликт — неотъемлемая часть человеческой жизни, особенно в период подросткового возраста. Выбор неадаптивной стратегии совладания не только способствует форсированию конфликта, но и может привести к неблагоприятным последствиям, например, к полному разрыву отношений. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что по сравнению с подростками, использующими адаптивные стратегии, подростки с неадаптивными стратегиями совладания склонны к межличностным конфликтам и к проявлениям отчужденности в межличностных отношениях. Среди обеих групп подростков не наблюдается преобладание каких–либо типов конфликтов. У подростков, входивших в экспериментальную группу, после арт–терапевтических занятий наблюдается тенденция к меньшему использованию неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания в ситуациях межличностного конфликта, таких как бегство–избегание, отвлечение, самообвинение, самоконтроль и положительная переоценка. Практическая значимость работы состоит в следующем: полученные эмпирические данные и программа арт–терапевтических занятий могут быть использованы школьными психологами в работе с подростками, межличностные отношения которых характеризуются как дисгармоничные.
Проблема межличностных конфликтов среди подростков усугубляется неверным выбором совладающего поведения. Социализация подростка зависит не от умения избежать конфликтную ситуацию, а от умения адаптивно совладать с ней, т.к. конфликт — неотъемлемая часть человеческой жизни, особенно в период подросткового возраста. Выбор неадаптивной стратегии совладания не только способствует форсированию конфликта, но и может привести к неблагоприятным последствиям, например, к полному разрыву отношений. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что по сравнению с подростками, использующими адаптивные стратегии, подростки с неадаптивными стратегиями совладания склонны к межличностным конфликтам и к проявлениям отчужденности в межличностных отношениях. Среди обеих групп подростков не наблюдается преобладание каких–либо типов конфликтов. У подростков, входивших в экспериментальную группу, после арт–терапевтических занятий наблюдается тенденция к меньшему использованию неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания в ситуациях межличностного конфликта, таких как бегство–избегание, отвлечение, самообвинение, самоконтроль и положительная переоценка. Практическая значимость работы состоит в следующем: полученные эмпирические данные и программа арт–терапевтических занятий могут быть использованы школьными психологами в работе с подростками, межличностные отношения которых характеризуются как дисгармоничные.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 481868