Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/2025/DubakovaAA_2025/DubakovaAA_5.pdf
Описание
Дубакова А. А. Психологическая сепарация лиц юношеского возраста, воспитывавшихся в дисфункциональных семьях: Автореф. вып. квалификац. работы: Бакалавр. работа: Направление 37.03.01 "Психология ". Профиль программы "Психология развития и возрастная психология" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2025. — 5 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=503554.
Титульный лист
Аннотация:
Процесс психологической сепарации в юношеском возрасте (18—22 года) является фундаментальным для личностного становления. Однако условия воспитания в дисфункциональной семье могут накладывать специфический отпечаток на формирование автономии от родительских фигур, что делает актуальным углубленное изучение данных аспектов. Несмотря на внимание исследователей к теме семейных дисфункций, особенности прохождения сепарационного процесса по различным его компонентам (конфликтному, эмоциональному, аттитюдному и функциональному) у молодых людей из таких семей остаются недостаточно изученными. Исследование позволило установить, что люди юношеского возраста из дисфункциональных семей характеризуются статистически значимо более низким уровнем конфликтной независимости от матери по сравнению с контрольной группой. Примечательно, что по другим аспектам независимости от матери (эмоциональной, аттитюдной, функциональной), а также по всем четырем компонентам независимости от отца, достоверных различий между группами выявлено не было. Полученные результаты свидетельствуют о том, что основной зоной риска и специфической трудностью в процессе сепарации для молодежи из дисфункциональных семей выступает именно сфера конфликтных взаимодействий с материнской фигурой, тогда как другие сепарационные задачи могут решаться ими на уровне сверстников из более благополучных семейных систем.
Процесс психологической сепарации в юношеском возрасте (18—22 года) является фундаментальным для личностного становления. Однако условия воспитания в дисфункциональной семье могут накладывать специфический отпечаток на формирование автономии от родительских фигур, что делает актуальным углубленное изучение данных аспектов. Несмотря на внимание исследователей к теме семейных дисфункций, особенности прохождения сепарационного процесса по различным его компонентам (конфликтному, эмоциональному, аттитюдному и функциональному) у молодых людей из таких семей остаются недостаточно изученными. Исследование позволило установить, что люди юношеского возраста из дисфункциональных семей характеризуются статистически значимо более низким уровнем конфликтной независимости от матери по сравнению с контрольной группой. Примечательно, что по другим аспектам независимости от матери (эмоциональной, аттитюдной, функциональной), а также по всем четырем компонентам независимости от отца, достоверных различий между группами выявлено не было. Полученные результаты свидетельствуют о том, что основной зоной риска и специфической трудностью в процессе сепарации для молодежи из дисфункциональных семей выступает именно сфера конфликтных взаимодействий с материнской фигурой, тогда как другие сепарационные задачи могут решаться ими на уровне сверстников из более благополучных семейных систем.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 503554