Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

В ТЕКСТЕ ИСПРАВЛЕНЫ ГРУБЫЕ ОПЕЧАТКИ

Департамент образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет социальной педагогики
Лаборатория социально-педагогических исследований и разработок

Г. Н. Ковалев, В. С. Иванов, М. В. Гуковская, С. В. Верейкина

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Москва 2011

2

ББК 88 я7
УДК 151(07)
М54

Рецензент:

В. С. Торохтий — кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета социальной педагогики Московского психолого-педагогического университета

Г. Н. Ковалев, В. С. Иванов, М. В. Гуковская, С. В. Верейкина. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.-метод. пособие для аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Изд-во МГППУ, 2011. — 105 с.

В учебно-методическом пособии раскрываются содержательные и формальные моменты научной деятельности. Показана специфика психолого-педагогического научного исследования, характеризуются современные подходы, наиболее часто используемые в научной деятельности, обозначены этапы и раскрыты основные методы научного исследования, способствующие повышению объективности и достоверности научного знания. В книге приведены способы обработки и интерпретации исследовательских данных, формулировки выводов, а также основные требования к написанию отчета. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, аспирантов, соискателей и молодых ученых.

ББК 88 я7
УДК 151(07)
М 54

© Г. Н. Ковалев, В. С. Иванов, М. В. Гуковская, С. В. Верейкина
© Изд-во МГППУ, 2011

3

СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ № 1

 

1.

Понятие о психолого-педагогическом исследовании

5

2.

Источники и условия исследовательского поиска

5

2.1.

Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях

6

2.2.

Достижения наук о человеке, в том числе в педагогике и психологии

6

2.3.

Современный передовой опыт

7

2.4.

Педагогический потенциал собственного коллектива и социума

7

2.5.

Творческий потенциал личности педагога

8

3.

Методологические основы психолого-педагогического исследования

8

3.1.

Принципы и методы исследований

8

3.2.

Системный подход психолого-педагогического исследования

11

3.3.

Деятельностный подход в исследованиях

14

3.4.

Проблематика психолого-педагогических исследований

14

4.

Общая схема и этапы психолого-педагогического исследования

16

4.1.

Теоретический или подготовительный этап (I этап)

16

4.2.

Создание методики исследования (II этап)

19

4.3.

Заключительный этап (III этап)

20

5.

Формулировка целей и задач, гипотез и рабочих предположений

20

6.

Разработка программы психолого-педагогического исследования

24

7.

Стандартизация процедуры проведения исследования

25

8.

Этические принципы исследования

26

8.1.

Морально-нравственные качества исследователя

26

8.2.

Основные этические исследовательские принципы

27

9.

Требования к методикам проведения исследования

27

 

Вопросы для самоконтроля

28

 

Задания для самостоятельной работы

28

МОДУЛЬ № 2

 

1.

Определение методов и выбор методик исследования

30

2.

Наблюдение как основной метод исследования

33

3.

Беседа как метод психолого-педагогического исследования

38

4.

Опросный метод психолого-педагогического исследования

39

5.

Метод изучения документов

41

6.

Метод экспертных оценок

48

7.

Тесты как специальные методы исследования

52

8.

Изучение продуктов деятельности

58

9.

Оценивание

59

10.

Метод эксперимента в исследовании

60

11.

Герменевтические методы в педагогике

63

12.

Статистические методы и средства формализации в исследовании

64

13.

Методы теоретического исследования

68

14.

Психолого-педагогическое обследование

72

15.

Изучение и использование передового опыта

73

16.

Опытная работа

79

17.

Комплексный педагогический эксперимент

81

 

Вопросы для самоконтроля

84

 

Задания для самостоятельной работы

84 

4

МОДУЛЬ № 3

 

1.

Первичная обработка данных

86

2.

Стандартные способы обработки исследовательских данных

88

3.

Математико-статистическая обработка данных и анализ первичных статистик

88

4.

Интерпретация исследовательских данных и формулировка выводов

92

5.

Основные требования к написанию отчета

93

6.

Наглядное представление результатов

94

 

Вопросы для самоконтроля

98

 

Задания для самостоятельной работы

98

Терминологический словарь

100

Список литературы

105

5

МОДУЛЬ № 1

1. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. В первую очередь важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации; определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы.

Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.

Однако практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. д.) характер. Даже в то время, когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изучать образовательный процесс, не исследуя и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. Во всех случаях речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней личности, о формировании убеждений, о развитии воли, об учете индивидуальных особенностей. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания — невозможно.

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовании уже психолого-педагогическое, оно должно раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности; условия ее здорового психического и физического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику, где главное — это педагогический процесс (воспитание, организация и управление процессом), в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, в будущих педагогических исследованиях, их методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов, что и определяет исследование как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов или более точных психологических подходов, методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого-педагогическим.

2. ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА

Стремление педагогов к психолого-педагогическому исследовательскому поиску в наше время поддерживается всеми уровнями управления образованием. Но одного стремления, даже основанного на осознании проблем, мало. Нужно использовать источники, подпитывающие такой поиск, родники, из которых можно почерпнуть для творческой переработки подходы, образцы,

6

идеи, методы и технологии. Можно выделить, по крайней мере, пять таких источников производственных предприятий, учреждений культуры и медицины, правоохранительных органов, родителей, людей самых разных профессий, жизненных судеб и увлечений:

— общечеловеческие гуманистические идеалы, которые своеобразно, порой неточно и неполно находят свое отражение в так называемом социальном заказе;

— достижения всех наук о человеке, а также рекомендации, вытекающие из современных научных подходов, особенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоровье), психологических и педагогических наук, в том числе социальной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии;

— современный передовой педагогический опыт. Опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский;

— педагогический потенциал собственного коллектива педагогов и обучающихся, а также окружающей социальной среды;

— творческий потенциал профессионального педагогического работника.

Успех исследовательского поиска во многом зависит от того, насколько полно использованы все эти источники. Попытаемся дать им краткую характеристику.

2.1. Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях.

Воспитание, активное стимулирование и поддержка в развитии личности невозможны без формирования нравственного идеала. Между тем после крушения официальной коммунистической идеологии и коммунистических идеалов в обществе и в среде педагогов ощущается идеологический вакуум, острый кризис идеалов. Он в определенной мере компенсируется религиозной идеологией и религиозным сознанием. Однако такой выход приемлем не для всех. «Во что же верить? Как можно воспитывать, если все идеалы низвергнуты?» — спрашивают педагоги. Думается, что конструктивный ответ на этот вопрос есть.

Педагогические идеалы должны быть связаны с непреходящими гуманистическими ценностями, с идеями человеколюбия, с культом личности (не отдельной, а личности каждого). Эти ценности в полной мере, ярко и образно отражены в классической литературе, других жанрах искусства. Пусть декларативно, но именно эти ценности были наиболее конструктивной частью коммунистической идеологии (вспомним хотя бы многие положения «Морального кодекса строителя коммунизма»). Именно эти ценности непреложны в христианской морали. Они присутствуют и в других религиях, и в прогрессивных атеистических учениях. Вера в человека, поиск путей его максимальной реализации, уважение к личности ребенка, к индивидуальности, к его праву на свободное развитие и счастье — это ядро любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего. Педагог, воспитатель, психолог может быть верующим или атеистом, сторонником республики или конституционной монархии, но он должен исповедовать культ человека, вдохновляться перспективами его развития, видеть свой высший долг и смысл своих исканий в становлении Личности.

Итак, чем ближе к идеалам гуманизма, задачам развития человека, тем продуктивнее и прогрессивнее любые педагогические идеи и идеалы, а также, естественно, и результаты их воплощения.

2.2. Достижения наук о человеке, в том числе в педагогике и психологии.

Как известно, психология изучает природу и закономерности развития психики; есть отрасли психологической науки, которые изучают особенности развития психики в соответствующих конкретных условиях. Например, социальная психология изучает особенности поведения и взаимодействия личности в составе групп, а педагогическая психология изучает особенности развития психики и присвоения личностью общественного опыта в условиях обучения и воспитания. Педагогика изучает условия, способы и закономерности направленного преобразования психики человека. Психология может существовать и развиваться и без педагогики, хотя ее практические результаты в таком случае оказываются ограниченными. Нередко психологи сами берут на себя функции педагогов-исследователей, разрабатывают содержание и средства обучения и воспитания, но это вовсе не значит, что педагогики нет или она не нужна. Просто

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/KMm-2011/KMm-108.htm