Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

45

К вопросу о психологической помощи
старшеклассникам в выборе профессии

В. А. Орлов

Социальная ситуация, складывающаяся к концу старшего подросткового возраста, ставит перед большинством учащихся задачу профессионального самоопределения, подводит их к необходимости выбора конкретных путей осуществления своих профессиональных намерений.

Как показывает школьная практика, а также многочисленные исследования, многие учащиеся не в состоянии самостоятельно справиться с данной проблемой. Л. И. Божович писала, что «выбор профессии в подростковом возрасте может оказаться психологически даже и не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса» [1, с. 368]. Скорее всего это связано с тем, что профессиональное самоопределение прямо опосредовано личностным самоопределением, достигающим реально действенного уровня именно в юношеском возрасте. Подростки только начинают осознавать себя в обществе, их социальная активность только развертывается.

Профессиональная консультация в традиционных ее формах мало чем может помочь подростку в данной ситуации, поскольку строится по принципу «формулирования рекомендаций» по выбору той или иной конкретной профессии. Такие рекомендации, хотя и строятся на основе выявления с помощью ряда методик интересов и склонностей развивающейся личности, являются для нее чуждыми, навязанными извне, так как не предполагают в достаточной степени ее собственной активности, не могут учесть большого числа как субъективного, так и объективных факторов, необходимых для обоснованного выбора профессионального пути [8].

В психологической литературе уже давно ставится вопрос о необходимости поиска путей активизации профессионального самоопределения через личностное развитие учащегося, чтобы он мог свободно осознанно и самостоятельно сделать тот или иной профессиональный выбор [1; 3; 4; 6; 7].

Исследуя возможности реализации такого подхода в практике профессионального консультирования, мы исходим из представления о том, что в основе профессионального самоопределения старших подростков лежат такие принципиальные психические новообразования

46

данного возраста, как система ценностных ориентаций, связанная с актуализирующейся потребностью поиска смысла жизни, и уже достаточно развитая рефлексивная форма сознания, позволяющая подростку осознать свои потребности, способности, интересы, другие особенности и возможности, сопоставить их с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией, оценить их в контексте своих жизненных планов.

Сталкиваясь по окончании 9-го класса с реальной необходимостью сделать профессиональный выбор, учащийся должен разрешить целый комплекс возникающих в связи с этим противоречий, таких, как противоречие между: жизненными притязаниями и теми возможностями, которые может предоставить выбираемая профессия; выбранной профессией и реальными возможностями получения соответствующего образования; личными качествами и теми качествами, необходимость наличия которых требует выбираемая профессия, и т. д.

Как правило, большинство противоречий подростком осознается недостаточно отчетливо, а то, что осознано, но не находит средств решения, вытесняется из сознания. Все это приводит порой к болезненному характеру процесса формирования профессионального намерения, подверженности воздействию случайных и при этом противоречивых факторов.

Целенаправленное профконсультационное собеседование (или цикл бесед), построенное с учетом психологических особенностей возраста, может помочь подростку осознать волнующие его проблемы, обсудить возможные пути их решения, снять напряженность сложившейся ситуации. Для того чтобы методически обеспечить этот процесс, нами был разработан и апробирован вариант психологического профконсультационного собеседования, состоящего из пяти этапов и направленного на: осознание ребенком собственных жизненных планов и ценностных ориентаций (первый этап); адекватную оценку своих способностей, интересов, умений, знаний (второй этап); умение вычленить положительное и отрицательное влияния взрослых и сверстников на свой профессиональный выбор (третий этап); понимание требований, предъявляемых выбираемой профессией к личностным качествам человека (четвертый этап); умение подростка сопоставлять проанализированные на предыдущих этапах факторы и на основе этих сопоставлений находить адекватно-оптимальный выбор профессионального пути (пятый этап).

Собеседование необходимо проводить с использованием предварительно полученных с помощью комплекса традиционных методик данных, показывающих объективную картину индивидуальных особенностей подростка (социолого-демографический уровень и характер способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций, уровень притязаний, специфика характерологических особенностей

47

и др.)*. Рассмотрим более подробно содержание этапов собеседования, формы его проведения и некоторые методические рекомендации.

Цель первого этапа собеседования состоит в том, чтобы побудить подростка самостоятельно найти ответ на вопросы: «Чего я хочу в жизни?», «Каким я вижу себя в будущем?» На этом этапе предметом обсуждения выступают следующие основные моменты: это сфера потребностей и ценностные ориентации, жизненные планы, смысловая и временная перспектива, профессиональные планы и стадии профессионального становления, резервное профессиональное намерение.

К старшему подростковому возрасту складывается определенное отношение к различным ценностям, однако эти ценности не всегда и далеко не все осознаются. Задача психолога очертить круг базовых ценностей, на основе которых строятся жизненные планы, помочь осознать, какие из этих ценностей наиболее значимы. Кроме того, важно, чтобы подросток свою систему ценностей мог обособить от системы ценностей родителей, друзей. Обоснованный выбор профессии наиболее успешно может строиться на базе сформировавшейся системы ценностных ориентаций, конечно, на том уровне, на котором она сложилась у развивающейся личности к данному возрасту.

Далее надо перейти к жизненным планам, которые для подростка должны выступать как способ реализации своих целей-ценностей, а смысловая и временная перспектива — как этапы этой реализации. Профессиональные же планы должны быть рассмотрены как часть жизненных планов, как условия и способ их конкретизации.

Важным моментом проведения беседы является анализ стадий профессионального развития личности. Можно выделить следующие стадии: 1 — формирование предпосылок профессионального развития личности; 2 — формирование профессиональной направленности; 3 — формирование профессионального намерения; 4 — профессиональное обучение; 5 — профессиональная адаптация; 6 — реализация личности в профессиональной деятельности; 7 — выход из профессиональной деятельности.

Акцентирование внимания подростка на данных стадиях обусловлено необходимостью развертывания специальной социальной активности на каждой из этих стадий, их соотнесения с жизненными планами.

В контексте рассмотрения жизненных планов необходимо проанализировать варианты резервного направления профессионального

48

развития как реалистичной альтернативы в обстоятельствах прежде всего объективного характера, неосуществимости основного профессионального намерения. Наличие у подростка, наряду с основным, продуманного резервного намерения во многом снимает напряжение ситуации выбора профессии и поступления в профессиональное учебное заведение, а в ряде случаев как раз помогает реализовать основной желаемый вариант профессионального жизненного пути.

Подытоживая первый этап собеседования, необходимо обобщить проанализированный круг вопросов, постараться зафиксировать основные моменты в сознании подростка. Он должен уметь кратко перечислить главные положения этапа и уметь реалистично и, главное, «объективно-адекватно» ответить на вопросы: «Чего я хочу в жизни?», «Каким я вижу себя в будущем?»

На втором этапе собеседования основной целью является создание у подростка как можно более полного представления о своих индивидуальных возможностях и тем самым подведение его к обоснованному, адекватному и, главное, осознанному ответу на вопросы: «Что я умею?, Чем я обладаю?»

Отправной точкой обсуждения этих вопросов может послужить анализ увлечений подростка, мира его интересов. Необходимо обсудить направленность, уровень, устойчивость, генезис как общих, так и профессиональных интересов. Как правило, подросток довольно легко может описать то, чем он увлекается сейчас, чем увлекался раньше, как любит проводить свободное время, какие книги читает, какие телепередачи смотрит с большим удовольствием, есть ли у него любимые школьные предметы, в каких кружках и секциях занимается или хотел бы заниматься, насколько ему интересно участвовать в жизни школьного коллектива, выполнять общественные поручения и т. д. Во время беседы необходимо подвести подростка к пониманию того, что только интереса, даже сильного, порой обостренного, недостаточно для правильного выбора профессии. Интерес должен быть подкреплен соответствующими способностями, осознанием объективных особенностей как социальной, так и межличностной ситуации развития, знаниями, умениями и навыками, характерологическими особенностями и т. д. Только в этом случае на основе интереса можно строить профессиональную перспективу, ожидать успешности продвижения в данной области.

В случае отсутствия ярко выраженных способностей подросток обычно плохо осознает их, поэтому разговор следует вести, используя вопросы типа: «Что тебе удается или удавалось сделать лучше других?», «Какие школьные предметы тебе легче всего давались?», «Умеешь ли ты ладить со сверстниками?», «Чем тебе больше нравилось заниматься: техническими устройствами, компьютером, растениями и

49

животными или заниматься с малышами, быть наставником в каком-либо деле?» И т. д.

Подростковый возраст нередко характеризуется некоторым снижением интереса к учебной деятельности. В связи с этим данному вопросу надо уделить особое внимание, т. е. рассмотреть влияние уровня знаний на успешность профессиональной деятельности (часто подросток связывает хорошие знания лишь с возможностью успешного поступления в техникум или вуз).

Остановимся еще на одном немаловажном моменте. В сознании ребенка состояние его здоровья чаще всего не связывается с выбором профессии. Однако эта зависимость в связи с ростом у школьников хронических заболеваний в последние годы все больше актуализируется. Многие же профессии (включая массовые) задают ряд медицинских требований, и важно, чтобы это препятствие не оказалось для подростка неожиданным, потому что это может стать серьезной психической травмой.

Несмотря на то, что второй этап построен так, чтобы подросток смог ответить себе на вопросы: «Что я умею?», «Чем я обладаю?», немаловажно во время собеседования «выводить» развивающуюся личность на необходимость ответа еще на один вопрос: «Чего я могу достичь, если постараюсь?», т. е. обозначить зону ближайшего развития. Особый смысл приобретает анализ этого аспекта самопознания для «слабых», инфантильных детей, ни в чем особо себя не проявивших.

На следующем, третьем этапе целью собеседования является осознание ребенком влияния его окружения на определение своего профессионального пути. Вопросом этого этапа является: «Каково влияние моего окружения?»

Собеседование идет по трем линиям: влияние семьи, друзей и учителей. Первая линия анализа — воздействие семьи, родственников (через их профессиональный путь, ценностные установки, условия жизни и т. д.). Являясь длительным, интенсивным, «глубинным» воздействием, оно тем не менее часто плохо осознается подростком. В ряде случаев это связано с такой реакцией, как негативизм, неприятие образа жизни родителей, отсутствие контакта, гипертрофированное чувство взрослости и т. д. При этом нередко подросток пытается строить свое профессиональное будущее «от противного», т. е. вразрез с влиянием родителей.

Другой линией влияния на выбор подростком профессии является референтная группа сверстников. Часто это влияние оказывается решающим. Идентификация с этой группой, подчиненность ее ценностям, увлечениям, образу мыслей, выбранному другими членами группы профессиональному пути порой мешают сделать независимый выбор. Основная задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы, не затрагивая взаимоотношений с друзьями, помочь ребенку

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/SPK-Ch2/SPK-0451.htm