Л. А. Троицкая, Н. В. Давиденко,
ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ
ОБУЧЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Москва 2011
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Троицкая, Давиденко. Практикум по коррекционно-развивающему обучению: теория и практика | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
Л. А. Троицкая, Н. В. Давиденко,
ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ
ОБУЧЕНИЮ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Москва 2011
УДК | 88.4я73 |
ББК | 376.1.015.3(076.5) |
Т70 |
Рецензенты:
Л. Б. Шнейдер, доктор психологических наук, профессор
Ю. П. Кошелева, кандидат психологических наук, доцент
Т70 | Троицкая Л. А., Давиденко Н. В. |
Практикум по коррекционно-развивающему обучению: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2011. — 104 с. | |
В данном пособии рассматривается комплекс вопросов, непосредственно связанных с практическими аспектами клинической психологии как учебной дисциплины. Авторами обоснованы цели и задачи коррекционно-развивающего обучения, представлены тематические блоки, включающие такие ведущие составляющие, как «Общетеоретические положения коррекционно-развивающей работы», «Принципы и направления КРО», «Практические аспекты применения» и «Приемы коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками». Предлагаемое пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям, практическим психологам, педагогам и дефектологам. |
УДК 88.4я73 ББК 376.1.015.3(076.5) |
Содержание
Предисловие | 4 |
Глава 1. Общетеоретические положения коррекционно-развивающей работы | |
1.1. Основные подходы к коррекционной работе, задачи и сферы приложения | 6 |
1.2. Виды психокоррекции | 7 |
1.3. Принципы и направления коррекционно-развивающего обучения | 10 |
Глава 2. Коррекционно-развивающее обучение и работа с игровыми пособиями | |
2.1. Дидактические игры в коррекционно-развивающем обучении | 21 |
2.2. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в процессе дидактических игр | 26 |
Глава 3. Приемы работы при речевых нарушениях | 41 |
Глава 4. Психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения и письма у детей с эпилепсией | 46 |
Рекомендуемая литература | 73 |
Приложения | 75 |
Стимульный материал для активизации познавательной деятельности детей в коррекционно-развивающем обучении | 75 |
Программа дисциплины «Практикум по коррекционно-развивающему обучению» | 81 |
Краткий словарь терминов | 95 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный практикум направлен на ознакомление и закрепление представления о предмете и задачах коррекционно-развивающего обучения и его основных направлениях с точки зрения психологии на современном этапе, а также на формирование основных навыков коррекционно-развивающего обучения.
Задача пособия — дать систематизированное представление о системе коррекционно-развивающей работы, обеспечить студентов необходимой системой знаний в области клинической психологии и образовательной деятельности, выявить главные проблемы, вокруг которых аккумулируется психолого-педагогическое знание.
Базовыми для данного практикума являются как общепсихологические дисциплины «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», так и дисциплины по клинической психологии — «Клиническая психология», «Нейропсихология детского возраста». В рамках данного практикума рассматриваются основные направления практической психологии в рамках коррекционно-развивающей работы, необходимых в деятельности педагога-психолога, работающего в сфере образования, с детьми имеющими особые образовательные потребности. В пособие включено знакомство с теоретическими и практическими аспектами коррекционно-развивающего обучения; обучение навыкам диагностики, планирования и проведения развивающих занятий.
Актуальность подготовки студентов по практикуму определяется важность специальных психологических знаний в профессиональной деятельности для современного психолога, а именно, практических аспектов применения психологии в коррекционном обучении.
Экспериментальные и эмпирические достижения психологии уже давно и прочно вошли в практическую психологию, а именно: методы нейропсихологического и клинического анализа используются в своей диагностической, профилактической и коррекционной работе специалисты возрастной психологии и коррекционной педагогики, специальной психологии, логопедии и педагогики. Т. е. все те, кто в своей работе сталкивается с проблемами нормального и отклоняющегося развития психики детского возраста.
Прогрессирующее развитие коррекционно-развивающего обучения связано с актуальными проблемами, возникающими при адаптации к обучению и социализации детей в целом, запросами общества, связанными с изменяющейся социальной обстановкой, отставанием в развитии психики детей и ростом количества таких детей. По данным специалистов Министерства образования РФ, обследовавших школы и детские сады, 85% обследованных детей нуждаются в помощи психологов, медиков и коррекционных педагогов. Наибольшую группу в массовой общеобразовательной школе, как отмечают большинство исследователей, составляют дети «группы риска».
Одним из путей преодоления этих трудностей является привлечение новых методов обследования детей, поиск причин и механизмов сформированности (несформированности) высших психических функций, что имеет прямое отношение к учебе, формированию учебной деятельности, таких ее компонентов, как письмо, чтение, понимание устных и письменных сообщений, понимание чисел и умение совершать счетные операции и т. д.
Задача помощи детям в преодолении трудностей развития психики, а так же учителям и воспитателям в их работе с детьми, требует высокого уровня развития практической стороны психологической науки, разработки специальных научно обоснованных методов и подготовки высококвалифицированных кадров. Данное пособие посвящено этим проблемам.
Пособие направлено на ознакомление студентов с основными положениями коррекционно-развивающего обучения, овладение методами диагностики, приемами работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении и сложности освоения учебных навыков.
Изложение материала сосредоточено на изучении роли психологии в современном образовании, в формировании личности, общих вопросах образовательной деятельности, проблемах специального и коррекционного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, функционировании образовательной системы, организации и динамике коррекционно-развивающей работы, деятельности психолога-педагога, психологическом климате в ходе реализации коррекционно-развивающего обучения, в вопросах эффективного взаимодействия в процессе проведения коррекционно-развивающего обучения.
В пособие компактно представлены основные достижения отечественной психологической науки и практики. В методологическом отношении данная программа основывается на онтогенетическом и антропологическом походе к изучению человека. В концептуальном плане базируется на теоретических построениях отечественной психологии.
Выбор конкретных фактов, результатов, закономерностей и форма их изложения подчинены центральной идее — вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области психологии и коррекционного обучения, что является необходимым условием профессионального становления и развития, формирования специалиста-психолога.
Самостоятельная работа студентов в рамках пособия «Практикум по коррекционно-развивающему обучению» заключается в знакомстве с общими приемами и отдельными программами, изучении основополагающих научных трудов, представленных в приложении. Приобретенные в процессе изучения этого практикума знания являются фундаментом для формирования собственного методического стиля практического психолога из многообразия различных психотехнических подходов в работе.
Глава 1. Общетеоретические положения коррекционно-развивающей работы
1.1. Основные подходы к коррекционной работе, задачи и сферы приложения.
В настоящее время остается достаточно дискуссионным вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» (Psychoterapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».
По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса отличающие его от психотерапии.
— Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера. А также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития личности.
— Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
• Педагогика, образование → Коррекционная педагогика, дефектология